Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - теоретически обосновать и практически изучить мотивы учебной деятельности детей подросткового возраста.
Объект исследования – мотивационная сфера детей подросткового возраста.
Предмет исследования - динамика мотивационной сферы учебной деятельности детей подросткового возраста.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи исследования:
- установить содержание понятий мотива и мотивации и их значения в учебной деятельности;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы представить сущностную характеристику мотивации учебной деятельности школьников;
- выявить особенности мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста и условия эффективного развития мотивации учебной деятельности;
- экспериментально изучить мотивы учения подростков;
- представить методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности учащихся.

Содержание

Введение 3
Глава1. Теоретический анализ проблемы мотивации учебной деятельности школьников 6
1.1. Сущностная характеристика мотивации учебной деятельности школьников 6
1.2. Характеристика мотивационной сферы детей подросткового возраста 14
1.3. Система развития мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста 21
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста 23
2.1.Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования мотивов учебной деятельности подростков 24
2.3. Методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности 27
Заключение 29
Используемая литература 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36

Работа содержит 1 файл

Денису У НОВАЯ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Прежде  всего к мотивации относят  все то, что побуждает реально  совершаемую активность: обобщенные и более конкретные жизненные  цели, ради которых человек учится, работает, воспитывает детей, увлекается любимым делом - словом, достижению которых он посвящает свою жизнь.

     Активность, с которой в советской психологии подчеркивалось социальное происхождение  мотивации человека, не привела к  заметным результатам в описании конкретных механизмов и процессов, такую мотивацию формирующих. [20, c.191]

     Термин  «мотивация» в современной литературе используется как родовое понятие  для обозначения всей совокупности психологических образований и  процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия  и предметы, определяющих пристрастность, избирательность и конечно целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности. [17, c.114]

     С.Л. Рубинштейн отмечал: «Мотивация - это  через психику реализующаяся  детерминация». «Мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» ».[21, c.123]

     Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации  учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни. ».[25, c.134]

     Исследуя  отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним  из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая  определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальной по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения».[1, c.59]

     Работы  Л.И. Божович имели большее значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с ним перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является её положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и её отношение с окружающей действительностью, а также о структурности мотивации.

     Л.И. Божович пришла к выводу, что одним из важнейших моментов раскрывающих сущность отношения школьников к учению является совокупность мотивов: «При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учиться школьник, что побуждает его учиться» ».[1, c. 59]

     Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для этой деятельности факторов.

     Во-первых, она определяется самой образовательной  системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность, во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъективными особенностями школьника (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвёртых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета».[14, c.104]

     Выделяют  пять уровней учебной мотивации.

     Первый  уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

     Второй  уровень - хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

     Третий  уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

     Четвёртый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.

     Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.[22, c.66] 
 

 

1.2. Характеристика мотивационной  сферы детей подросткового  возраста

 

     В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной  деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и  долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.

     Подростковый  возраст можно отнести к одному из самых важных в формировании мотивации  учебной деятельности. Он характеризуется  объективными изменениями условий жизни школьника: увеличивается число учебных предметов, которые необходимо изучить ученику; занятия ведут несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

     Выделим некоторые особенности подростка, способствующие становлению мотивации  учения и препятствующие ей. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются».[4, c.77]

     - «потребность во взрослости»  - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную  позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе;

     - особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека;

     - общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками;

     - стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;

     -    стремление подростка к самостоятельности;

     - увеличение широты и разнообразия  интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей избирательности, дифференцированности;

     -   определенность и устойчивость  интересов; 

     - развитие у подростков на основе  вышеперечисленных качеств специальных способностей (музыкальных, литературных, технических и др.).

     Психологи отмечают, что в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте интересов. У подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей.

     Негативные  характеристики учебной мотивации  у подростка объясняются рядом причин. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми. Стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого. Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу. Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности. Неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании. Мотивы положительного отношения к учению осознаются подростками лучше, чем мотивы отрицательного отношения».[2, c.84]

     Проследим развитие познавательных и социальных мотивов учения в подростковом возрасте.

     Прежде  всего, у подростка укрепляются  познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Широкие познавательные интересы в подростковом возрасте, по данным исследования А.К. Марковой, характерны примерно для четвертой части учащихся. Эти интересы вызывают у подростков стремление к решению поисковых задач и нередко выводят ученика за пределы школьной программы. В структуре личности подростка широкий познавательный интерес - ценное образование, однако при отсутствии необходимого педагогического влияния он может стать основой поверхностного отношения подростка к обучению. Стержневые познавательные интересы характерны для 1/5-1/3 каждой возрастной группы. При учете этих данных следует иметь в виду, что при планомерном формировании мотивации эта картина может измениться; увеличится число стержневых интересов, сократится число аморфных и т.д».[7, c.103]

     Отметим, что подростковый возраст очень  благоприятен для развития познавательных интересов. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.). Существенно укрепляется и интерес к способам приобретения знаний. Надежной основой этих мотивов является стремление школьников к взрослости. Им импонируют анализ и обсуждение методов познания, путей научного поиска, что очень обогащает их представления о приемах самостоятельного пополнения знаний. Вместе с тем подростки пока с трудом осознают этот вид учебных мотивов. Большинство школьников 5-8 классов считают, что для них наиболее значимым является мотив овладения новыми знаниями, мотив же овладения способами добывания знаний осознается как значимый очень редко. В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Если у младших школьников эти мотивы чаше выражены в неопределенных, расплывчатых задачах собственного развития и реализуются в простейших способах - чтении дополнительной литературы, посещении ближайших библиотек, то у подростка мотивы и способы самообразования поднимаются на более высокий уровень. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выступают близкие цели (сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок) без отчетливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы. ».[9, c. 99]

     Интерес к знаниям, выходящим за пределы  школьной программы, является очень характерным для подростков. Развитие познавательных мотивов в этом возрасте в целом определяется активным стремлением подростка к самостоятельным формам учебной работы. Это проявляется в удовлетворении, с которым подросток выполняет самостоятельные учебные задания на уроке, в его работе со сложным учебным материалом, в стремлении самому строить собственную познавательную деятельность за пределами школьной программы, в различных формах самообразования.

     Охарактеризуем  социальные мотивы учения в подростковом возрасте. Они все более совершенствуются, так как в ходе учебной и общественной работы у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения. Эти мотивы особенно укрепляются в тех случаях, когда учитель показывает школьникам возможность использования результатов учения в будущей профессиональной деятельности, в общении, самообразовании.

Информация о работе Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений