Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:08, курсовая работа
Цель данного исследования - теоретически обосновать и практически изучить мотивы учебной деятельности детей подросткового возраста.
Объект исследования – мотивационная сфера детей подросткового возраста.
Предмет исследования - динамика мотивационной сферы учебной деятельности детей подросткового возраста.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи исследования:
- установить содержание понятий мотива и мотивации и их значения в учебной деятельности;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы представить сущностную характеристику мотивации учебной деятельности школьников;
- выявить особенности мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста и условия эффективного развития мотивации учебной деятельности;
- экспериментально изучить мотивы учения подростков;
- представить методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности учащихся.
Введение 3
Глава1. Теоретический анализ проблемы мотивации учебной деятельности школьников 6
1.1. Сущностная характеристика мотивации учебной деятельности школьников 6
1.2. Характеристика мотивационной сферы детей подросткового возраста 14
1.3. Система развития мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста 21
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста 23
2.1.Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования мотивов учебной деятельности подростков 24
2.3. Методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности 27
Заключение 29
Используемая литература 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
Принципиальные качественные сдвиги в подростковом возрасте имеют место в так называемых позиционных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими - взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека. Мотивом, адекватным учебной деятельности, является мотив поиска контактов и сотрудничества с другими людьми, мотив овладения способами налаживания этого сотрудничества в учебном труде. Подросток во всех видах деятельности, в том числе и учебной, ставит перед собой вопрос: «Неужели я не такой, как все, или еще хуже - такой, как все?» Этим обусловлен интерес школьника ко всем формам групповой и коллективной работы, где могут быть реализованы его социальные потребности в дружбе, в общении и взаимодействии с другим человеком, в самовыражении и самоутверждении через отношения с другими людьми. ».[3, c. 221]
Для реализации этих интересов эффективны различные формы взаимо- и самопрезентирования, виды взаимо- и самоконтроля школьников, когда учитель может помочь подростку осознать и оценить отдельные стороны своей учебной деятельности и собственной личности в целом. Подростку импонируют такие формы учебной работы, где учитель и школьники совместно осуществляют поиск нового знания и новых путей его получения. Вместе с тем по сравнению с младшими школьниками у подростков возникают иногда весьма критические взгляды на учителя. Они очень чувствительны к несправедливости учителя, сплачиваются в группы в ходе конфликта с учителем.
Подросток соотносит, не всегда осознанно, собственную мотивацию и мотивацию сверстников с образцами и идеалами, принятыми в нашем обществе, А.Н. Леонтьев отмечал, что в подростковом возрасте становится актуальной задача на сопоставление мотивов, решение школьниками задач на поиск смысла: «Что для меня всего важнее?», «Что всего важнее для другого?», «Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т.д.)?», «Почему я делаю это так, а не иначе?» Осознание подростком соподчинения, сравнительной значимости своих мотивов означает, что в этом возрасте складывается осознанная система, иерархия мотивов».[5, c.116]
К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подросток, как правило, осознает, что им движет несколько мотивов, может их назвать. Динамика мотивов учения в подростковом возрасте заключается в большей их избирательности, локализации, а также во все усиливающейся их связи с практической деятельностью.
Качественная картина развития мотивов в подростковом возрасте, количественная их динамика таковы, что в начале средней школы интерес к учению повышается за счет появления новых учебных предметов, разных учителей, а затем к 6-8 классам вновь снижается. К концу 9-го класса мотивация вновь возрастает в связи с определением путей дальнейшего обучения, а также с выбором форм завершения среднего образования (школа, средние специальные учебные заведения).
Снижение интереса к обучению в средней школе связано с описанными выше психологическими особенностями подростков. ».[13, c.133]
В то же время одной из важных причин снижения мотивации является недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда для них не раскрывается связь обучения с социально значимыми видами деятельности (трудом, самообразованием и др.), когда в ходе обучения не реализуются специфические для подростка стремления к взрослости, к самостоятельности, к взаимодействиям со сверстниками.
К
сожалению, недостаточная развитость
учебно-познавательных мотивов порой
продолжает сохраняться как причина отсутствия
интереса к обучению у подростков.
При формировании мотивации ученика важно видеть не его застывшие психологические особенности, т.е. то, что уже достигнуто учеником, а самое главное - процесс становления мотивации, зону ее «ближайшего развития».
Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для развития мотивов, целей, интересов в учении, осознание их учеником и дальнейшее развитие им своей мотивационной сферы. Учителю необходимо подходить к формированию мотивации учения, снятию тревожности с оптимистической гипотезой, т.е. определить оптимальную зону, где ученик, несмотря на внешне небольшие успехи, добивается несколько лучших результатов.
Успешному развитию мотивов учения у конкретного ученика будет способствовать определение у него зоны «ближайшего развития».
Напряженная
умственная деятельность, положительная
эмоциональная атмосфера
Пути
становления и особенности мотивации
каждого ученика индивидуальны и неповторимы.
Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь
на общий подход, выявить, какими сложными,
иногда противоречивыми путями происходит
становление индивидуальной мотивации
и познавательных процессов и помочь подростку
в этом становлении. [5, c.45]
Для
того чтобы сформировать мотивы учебной
деятельности, используется весь арсенал
методов организации и
Яркий,
образный рассказ невольно приковывает
внимание учеников к теме урока. Общеизвестно
стимулирующее влияние
Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.
Стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач по физике, математике, осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии.
Неизменно
воодушевляет школьников введение в
учебный процесс элементов
Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями. В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения.
Для изучения мотивации учебной деятельности было проведено исследование, которое проводилось на базе Бачмановской малокомплектной основной школы Косинского района Коми-Пермяцкого округа.
Целью исследования являлось изучение определения динамики мотивов учебной деятельности учащихся 5-9 классов.
В экспериментальном исследовании приняли участие школьники 5 – 9 классов, в количестве 24 человека.
Используемые методики:
Опросник «Мотивы учения».
Опросник «Удовлетворенность учебной деятельностью».
Тест «незаконченных предложений».
Культурно-свободный тест на интеллект Кэттела (детский вариант).
Исследование проводилось в феврале-марте 2007 года.
Исследование
реальной мотивации учения у младших
подростков 5 – 9 классов показало следующее:
Мотивы учения |
учащиеся | |||||||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||||
% | кол.
чел. |
% | кол.
чел. |
% | кол.
чел. |
% | кол.
чел. |
% | кол.
чел. | |
хочу больше знать | 83 | 5 | 80 | 4 | 75 | 6 | 60 | 3 | |
|
интересно учиться | 83 | 5 | 80 | 4 | 63 | 5 | 80 | 4 | ||
Легко будет устроиться на работу или поступить в ВУЗ | 100 | 6 | 80 | 4 | 75 | 6 | 100 | 5 | ||
Из-за любопытства | 33 | 2 | 20 | 1 | 13 | 1 | - | - | ||
Люблю заниматься самообразованием | 66 | 4 | 40 | 2 | 50 | 4 | 60 | 3 | ||
Неприятно испытывать наказание за плохую учебу | 17 | 1 | 40 | 2 | 38 | 3 | 20 | 1 | ||
сейчас все учатся | 33 | 2 | 60 | 3 | 13 | 1 | - | - |
Эти данные говорят о том, что учеба имеет достаточно важное значение для этой группы детей, что наличие интереса к учению мало связано с принуждением к этому виду деятельности.
Можно сделать заключение, что школа является местом получения новых знаний, поднятием социального статуса учеников и дальнейшего определения в профессиональной сфере.
Однако
присутствует мотивация принуждения
(«неприятно испытывать наказание за
плохую учебу», «сейчас все учатся»),
что свидетельствует в
При планировании исследования предполагалось, что удовлетворенность учебной деятельностью зависит от мотивации учения, т.е., чем выше степень познавательной мотивации, тем выше степень удовлетворенности учебной деятельностью.
Опрос учащихся показал следующее:
5 КЛАСС - 83% учащихся - полностью удовлетворены своей учебной деятельностью; 66% учащихся - удовлетворены, но есть источник неудовлетворения; у 33% учащихся - низкая удовлетворенность учебной деятельностью и 17% - не удовлетворены учебной деятельностью.
6 КЛАСС - 80% учащихся - полностью удовлетворены своей учебной деятельностью; 60% учащихся - удовлетворены, но есть источник неудовлетворения; у 40% учащихся - низкая удовлетворенность учебной деятельностью и 20% - не удовлетворены.
7 КЛАСС - 73% учащихся - полностью удовлетворены своей учебной деятельностью; 65% учащихся - удовлетворены, но есть источник неудовлетворения; у 35% учащихся - низкая удовлетворенность учебной деятельностью и 27% - не удовлетворены учебной деятельностью.
8 КЛАСС - 75% учащихся - полностью удовлетворены своей учебной деятельностью; 75% учащихся - удовлетворены, но есть источник неудовлетворения; у 25% учащихся - низкая удовлетворенность учебной деятельностью и 25% - не удовлетворены учебной деятельностью.
Анализ мотивов учения, присущий каждой из названных групп детей показывает следующее: младшие подростки, которые удовлетворены учебной деятельностью, отметили мотив «хочу больше знать», «интересно», «нравится учиться», «люблю заниматься самообразованием», «потом будет легко поступить в ВУЗ». Эти дети любознательны, хорошо учатся, у них высокие познавательные интересы и интеллектуальные способности.
Некоторая
неудовлетворенность учебной
Информация о работе Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений