Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - теоретически обосновать и практически изучить мотивы учебной деятельности детей подросткового возраста.
Объект исследования – мотивационная сфера детей подросткового возраста.
Предмет исследования - динамика мотивационной сферы учебной деятельности детей подросткового возраста.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи исследования:
- установить содержание понятий мотива и мотивации и их значения в учебной деятельности;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы представить сущностную характеристику мотивации учебной деятельности школьников;
- выявить особенности мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста и условия эффективного развития мотивации учебной деятельности;
- экспериментально изучить мотивы учения подростков;
- представить методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности учащихся.

Содержание

Введение 3
Глава1. Теоретический анализ проблемы мотивации учебной деятельности школьников 6
1.1. Сущностная характеристика мотивации учебной деятельности школьников 6
1.2. Характеристика мотивационной сферы детей подросткового возраста 14
1.3. Система развития мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста 21
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста 23
2.1.Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования мотивов учебной деятельности подростков 24
2.3. Методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности 27
Заключение 29
Используемая литература 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36

Работа содержит 1 файл

Денису У НОВАЯ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Принципиальные  качественные сдвиги в подростковом возрасте имеют место в так называемых позиционных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими - взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека. Мотивом, адекватным учебной деятельности, является мотив поиска контактов и сотрудничества с другими людьми, мотив овладения способами налаживания этого сотрудничества в учебном труде. Подросток во всех видах деятельности, в том числе и учебной, ставит перед собой вопрос: «Неужели я не такой, как все, или еще хуже - такой, как все?» Этим обусловлен интерес школьника ко всем формам групповой и коллективной работы, где могут быть реализованы его социальные потребности в дружбе, в общении и взаимодействии с другим человеком, в самовыражении и самоутверждении через отношения с другими людьми. ».[3, c. 221]

     Для реализации этих интересов эффективны различные формы взаимо- и самопрезентирования, виды взаимо- и самоконтроля школьников, когда учитель может помочь подростку осознать и оценить отдельные стороны своей учебной деятельности и собственной личности в целом. Подростку импонируют такие формы учебной работы, где учитель и школьники совместно осуществляют поиск нового знания и новых путей его получения. Вместе с тем по сравнению с младшими школьниками у подростков возникают иногда весьма критические взгляды на учителя. Они очень чувствительны к несправедливости учителя, сплачиваются в группы в ходе конфликта с учителем.

     Подросток соотносит, не всегда осознанно, собственную мотивацию и мотивацию сверстников с образцами и идеалами, принятыми в нашем обществе, А.Н. Леонтьев отмечал, что в подростковом возрасте становится актуальной задача на сопоставление мотивов, решение школьниками задач на поиск смысла: «Что для меня всего важнее?», «Что всего важнее для другого?», «Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т.д.)?», «Почему я делаю это так, а не иначе?» Осознание подростком соподчинения, сравнительной значимости своих мотивов означает, что в этом возрасте складывается осознанная система, иерархия мотивов».[5, c.116]

     К концу подросткового возраста может  наблюдаться устойчивое доминирование  какого-либо мотива. Подросток, как  правило, осознает, что им движет несколько мотивов, может их назвать. Динамика мотивов учения в подростковом возрасте заключается в большей их избирательности, локализации, а также во все усиливающейся их связи с практической деятельностью.

     Качественная  картина развития мотивов в подростковом возрасте, количественная их динамика таковы, что в начале средней школы интерес к учению повышается за счет появления новых учебных предметов, разных учителей, а затем к 6-8 классам вновь снижается. К концу 9-го класса мотивация вновь возрастает в связи с определением путей дальнейшего обучения, а также с выбором форм завершения среднего образования (школа, средние специальные учебные заведения).

     Снижение интереса к обучению в средней школе связано с описанными выше психологическими особенностями подростков. ».[13, c.133]

     В то же время одной из важных причин снижения мотивации является недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда для них не раскрывается связь обучения с социально значимыми видами деятельности (трудом, самообразованием и др.), когда в ходе обучения не реализуются специфические для подростка стремления к взрослости, к самостоятельности, к взаимодействиям со сверстниками.

     К сожалению, недостаточная развитость учебно-познавательных мотивов порой  продолжает сохраняться как причина отсутствия интереса к обучению у подростков. 

 

1.3. Система развития  мотивации учебной  деятельности  
школьников подросткового возраста

 

     При формировании мотивации ученика  важно видеть не его застывшие  психологические особенности, т.е. то, что уже достигнуто учеником, а самое главное - процесс становления мотивации, зону ее «ближайшего развития».

     Формирование  мотивов учения - это создание в  школе условий для развития мотивов, целей, интересов в учении, осознание  их учеником и дальнейшее развитие им своей мотивационной сферы. Учителю необходимо подходить к формированию мотивации учения, снятию тревожности с оптимистической гипотезой, т.е. определить оптимальную зону, где ученик, несмотря на внешне небольшие успехи, добивается несколько лучших результатов.

     Успешному развитию мотивов учения у конкретного  ученика будет способствовать определение  у него зоны «ближайшего развития».

     Напряженная умственная деятельность, положительная  эмоциональная атмосфера учения, включение ребенка в различные виды деятельности и общения способствуют развитию мотивации учения. Чтобы мотивация была устойчивой, важно подчеркивать все положительные сдвиги, передвижение в освоении учеником учебного материала, выявлять пути устранения недостатков. Для определения школьной тревожности необходимо обратить внимание на формирование адекватной самооценки подростков, на развитие реального отношения к результатам своей деятельности, ориентации не на ошибку, а на получение новых знаний. [23, c.124]

     Пути  становления и особенности мотивации каждого ученика индивидуальны и неповторимы. Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление индивидуальной мотивации и познавательных процессов и помочь подростку в этом становлении. [5, c.45] 

     Для того чтобы сформировать мотивы учебной  деятельности, используется весь арсенал  методов организации и осуществления  учебной деятельности - словесные, наглядные  и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.

     Яркий, образный рассказ невольно приковывает  внимание учеников к теме урока. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к лабораторным, практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

     Ценным  стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые  методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.

     Стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач по физике, математике, осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии.

     Неизменно воодушевляет школьников введение в  учебный процесс элементов самостоятельной  работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. [14, c.124]

     Таким образом, каждый из методов организации  учебно-познавательной деятельности в  то же самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями. В этом смысле можно  говорить о мотивационной функции любого метода обучения.

Глава 2. Исследование мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста

2.1. Методика и ход  исследования

     Для изучения мотивации учебной деятельности было проведено исследование, которое  проводилось на базе Бачмановской малокомплектной основной школы Косинского района Коми-Пермяцкого округа.

     Целью исследования являлось изучение определения динамики мотивов учебной деятельности учащихся 5-9 классов.

     В экспериментальном исследовании приняли участие школьники 5 – 9 классов, в количестве 24 человека.

     Используемые  методики:

     Опросник  «Мотивы учения».

     Опросник  «Удовлетворенность учебной деятельностью».

     Тест  «незаконченных предложений».

     Культурно-свободный  тест на интеллект Кэттела (детский  вариант).

     Исследование  проводилось в феврале-марте 2007 года.

 

2.2. Анализ результатов  исследования мотивов  учебной деятельности

 

     Исследование  реальной мотивации учения у младших  подростков 5 – 9 классов показало следующее: 

 
Мотивы  учения
учащиеся
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
% кол.

чел.

% кол.

чел.

% кол.

чел.

% кол.

чел.

% кол.

чел.

хочу  больше знать 83 5 80 4 75 6 60 3      
 
 
 
интересно учиться 83 5 80 4 63 5 80 4    
Легко будет устроиться на работу или поступить  в ВУЗ 100 6 80 4 75 6 100 5    
Из-за любопытства 33 2 20 1 13 1 - -    
Люблю заниматься самообразованием 66 4 40 2 50 4 60 3    
Неприятно испытывать наказание за плохую учебу 17 1 40 2 38 3 20 1    
сейчас  все учатся 33 2 60 3 13 1 - -    
 

     Эти данные говорят о том, что учеба  имеет достаточно важное значение для этой группы детей, что наличие интереса к учению мало связано с принуждением к этому виду деятельности.

     Можно сделать заключение, что школа  является местом получения новых  знаний, поднятием социального статуса  учеников и дальнейшего определения в профессиональной сфере.

     Однако  присутствует мотивация принуждения («неприятно испытывать наказание за плохую учебу», «сейчас все учатся»), что свидетельствует в большинстве  случаев о принятии детьми обязательности учения.

     При планировании исследования предполагалось, что удовлетворенность учебной деятельностью зависит от мотивации учения, т.е., чем выше степень познавательной мотивации, тем выше степень удовлетворенности учебной деятельностью.

     Опрос учащихся показал следующее:

     5 КЛАСС - 83% учащихся - полностью удовлетворены своей учебной деятельностью; 66% учащихся - удовлетворены, но есть источник неудовлетворения; у 33% учащихся - низкая удовлетворенность учебной деятельностью и 17% - не удовлетворены учебной деятельностью.

     6 КЛАСС - 80% учащихся - полностью удовлетворены своей учебной деятельностью; 60% учащихся - удовлетворены, но есть источник неудовлетворения; у 40% учащихся - низкая удовлетворенность учебной деятельностью и 20% - не удовлетворены.

     7 КЛАСС - 73% учащихся - полностью удовлетворены своей учебной деятельностью; 65% учащихся - удовлетворены, но есть источник неудовлетворения; у 35% учащихся - низкая удовлетворенность учебной деятельностью и 27% - не удовлетворены учебной деятельностью.

     8 КЛАСС - 75% учащихся - полностью удовлетворены своей учебной деятельностью; 75% учащихся - удовлетворены, но есть источник неудовлетворения; у 25% учащихся - низкая удовлетворенность учебной деятельностью и 25% - не удовлетворены учебной деятельностью.

     Анализ  мотивов учения, присущий каждой из названных групп детей показывает следующее: младшие подростки, которые удовлетворены учебной деятельностью, отметили мотив «хочу больше знать», «интересно», «нравится учиться», «люблю заниматься самообразованием», «потом будет легко поступить в ВУЗ». Эти дети любознательны, хорошо учатся, у них высокие познавательные интересы и интеллектуальные способности.

     Некоторая неудовлетворенность учебной деятельностью  связана у детей с тем, что  много времени нужно отдавать предметам, которые эти учащиеся не считают любимыми и интересными, нет возможности полно изучать то, что нравится.

Информация о работе Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений