Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - теоретически обосновать и практически изучить мотивы учебной деятельности детей подросткового возраста.
Объект исследования – мотивационная сфера детей подросткового возраста.
Предмет исследования - динамика мотивационной сферы учебной деятельности детей подросткового возраста.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи исследования:
- установить содержание понятий мотива и мотивации и их значения в учебной деятельности;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы представить сущностную характеристику мотивации учебной деятельности школьников;
- выявить особенности мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста и условия эффективного развития мотивации учебной деятельности;
- экспериментально изучить мотивы учения подростков;
- представить методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности учащихся.

Содержание

Введение 3
Глава1. Теоретический анализ проблемы мотивации учебной деятельности школьников 6
1.1. Сущностная характеристика мотивации учебной деятельности школьников 6
1.2. Характеристика мотивационной сферы детей подросткового возраста 14
1.3. Система развития мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста 21
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста 23
2.1.Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования мотивов учебной деятельности подростков 24
2.3. Методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности 27
Заключение 29
Используемая литература 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36

Работа содержит 1 файл

Денису У НОВАЯ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     В группе подростков, имеющих низкую удовлетворенность учебной деятельностью, также отмечены мотивы: «хочу больше знать», «привлекает сам процесс  учебы», «люблю заниматься самообразованием», но наряду с названными мотивами присутствует мотив «неприятно испытывать наказание за плохую учебу». Эта группа детей считает, что школа - это место, где можно получать хорошие оценки, за которые хвалят взрослые, можно проводить время с друзьями и узнавать что-либо интересное и новое.

     И немногочисленная группа учащихся, которые  неудовлетворенны учебной деятельностью - их не увлекает процесс учебы, они  слабоуспевающие, испытывают ситуацию неуспеха, не верят в свои силы и  возможности.

     Судя  по результатам исследования, степень удовлетворенности учебной деятельностью не зависит прямо от уровня развития мотивации учения. На удовлетворенность учебой влияют и другие факторы, в частности - личность учителя. Дети отметили, что получают удовлетворение и удовольствие от уроков, которые ведут хорошие учителя, знающие свой предмет, а также от уроков, соответствующих их интересам и склонностям.

     Анализ  индивидуальной картины мотивации  учения показал некоторые тенденции  ее связи со степенью удовлетворенности  учебной деятельностью: чем ниже степень удовлетворенности учением, тем больше степень принуждения учащихся к этому виду деятельности. 

 

2.3. Методические рекомендации  по формированию  мотивации учебной  деятельности

     Результаты  психологического исследования показывают: учащиеся подросткового возраста характеризуются, с одной стороны, некоторым снижением интереса к учению, с другой - повышением внимания к своей личности, активным процессом самосознания.

     Это определяет особую важность формирования у детей личностно значимого учебно-познавательного интереса.

     Работа  учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействия:

     - актуализация уже сложившихся  у школьника ранее позитивных  мотивационных установок, которые надо укрепить и поддержать;

     - создание условий для появления  новых мотивационных установок  (новых мотивов, целей) и появление  у них новых качеств, устойчивости, осознанности, действенности, коррекция  дефективных мотивационных установок.

     При этом необходимо учитывать индивидуальный подход в обучении, который состоит в обеспечении самораскрытия ребёнка, помощи ему в использовании своих возможностей, склонностей, способностей, интересов, избегать пробелов в знаниях, развивать познавательный интерес, индивидуальность ребенка, смягчать недостатки семейного воспитания.

     Возникновение устойчивого уровня мотивации способствует возможности включения ребенка  в такие виды учебной деятельности, где он может достичь успеха и  вместе с тем, где возникает ощущение преодоления трудностей и препятствий. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность ученика в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости; создавать ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимоуважении.

     Проблемное, развивающее обучение на достаточном  уровне трудности способствует творческой активности школьников, предоставляет ученику возможность развивать свой потенциал. [21, c.94]

     Интерес ребенка к общению со сверстниками может быть использован для развития мотивов совместной учебной деятельности. Через интерес к конкретному  предмету, который сам является мотивом учения, можно развивать широкие познавательные мотивы. Изучение преподавателями реального уровня развития мотивов учения, интеллектуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей необходимы для разработки программы развития познавательного интереса в учебе, учет склонностей и способностей учеников способствует формированию положительного отношения к учению.

     Учителям  необходимо развивать у подростков ответственность за себя и свои поступки, чаще показывать значимость и смысл учебной деятельности, потому что основной причиной потери интереса к учебе является отсутствие цели в учении. [16, c. 84] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

     Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы в работе представлена сущностная характеристика мотивации учебной деятельности школьников:

     - установлено содержание понятий  мотива и мотивации и их  значения в учебной деятельности;

     - выявлены особенности мотивации  учебной деятельности детей подросткового  возраста и условия эффективного развития мотивации учебной деятельности;

     - практически изучена реальная  мотивация учения подростков  и определены пути развития  мотивов учебной деятельности;

     - представлены методические рекомендации  по формированию мотивации учебной  деятельности учащихся.

     Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации  учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как  именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

     Подростковый  возраст можно отнести к одному из самых важных в формировании мотивации  учебной деятельности. Он характеризуется  объективными изменениями условий жизни школьника: увеличивается число учебных предметов, которые необходимо изучить ученику; занятия ведут несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

     Выделим некоторые особенности подростка, способствующие становлению мотивации  учения и препятствующие ей. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

     - «потребность во взрослости»  - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную  позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе;

     - особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека;

     - общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками;

     - стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;

     -    стремление подростка к самостоятельности;

     - увеличение широты и разнообразия  интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей избирательности, дифференцированности;

     -   определенность и устойчивость  интересов; 

     - развитие у подростков на основе  вышеперечисленных качеств специальных способностей (музыкальных, литературных, технических и др.).

     Негативные характеристики учебной мотивации у подростка объясняются рядом причин. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми. Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы.

     Напряженная умственная деятельность, положительная  эмоциональная атмосфера учения, включение ребенка в различные  виды деятельности и общения способствуют развитию мотивации учения. Чтобы  мотивация была устойчивой, важно подчеркивать все положительные сдвиги, передвижение в освоении учеником учебного материала, выявлять пути устранения недостатков. Для определения школьной тревожности необходимо обратить внимание на формирование адекватной самооценки подростков, на развитие реального отношения к результатам своей деятельности, ориентации не на ошибку, а на получение новых знаний.

     Для изучения мотивации учебной деятельности было проведено исследование, которое  проводилось на базе Бачмановской малокомплектной  основной школы Косинского района Коми-Пермяцкого округа.

     Целью исследования являлось изучение реальной мотивации учения, уровня тревожности, интеллектуальных особенностей подростков и определение путей развития мотивов учебной деятельности.

     Анализ  индивидуальной картины мотивации учения показал некоторые тенденции ее связи со степенью удовлетворенности учебной деятельностью: чем ниже степень удовлетворенности учением, тем больше степень принуждения учащихся к этому виду деятельности.

     Учащиеся  подросткового возраста характеризуются, с одной стороны, некоторым снижением интереса к учению, с другой - повышением внимания к своей личности, активным процессом самосознания. Это определяет особую важность формирования у детей личностно значимого учебно-познавательного интереса.

     Работа  учителя, направленная на развитие мотивационной  сферы, должна включать в себя следующие  виды воздействия:

     - актуализация уже сложившихся  у школьника ранее позитивных  мотивационных установок, которые  надо укрепить и поддержать;

     - создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств, устойчивости, осознанности, действенности, коррекция дефективных мотивационных установок.

     При этом необходимо учитывать индивидуальный подход в обучении, который состоит в обеспечении самораскрытия ребёнка, помощи ему в использовании своих возможностей, склонностей, способностей, интересов, избегать пробелов в знаниях, развивать познавательный интерес, индивидуальность ребенка, смягчать недостатки семейного воспитания.

     Возникновение устойчивого уровня мотивации способствует возможности включения ребенка  в такие виды учебной деятельности, где он может достичь успеха и  вместе с тем, где возникает ощущение преодоления трудностей и препятствий. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность ученика в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости; создавать ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимоуважении.

     Изучение  преподавателями реального уровня развития мотивов учения, интеллектуальных особенностей и эмоционального состояния  ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей необходимы для разработки программы развития познавательного интереса в учебе, учет склонностей и способностей учеников способствует формированию положительного отношения к учению.

     Учителям  необходимо развивать у подростков ответственность за себя и свои поступки, чаще показывать значимость и смысл учебной деятельности, потому что основной причиной потери интереса к учебе является отсутствие цели в учении. 
 

 

Используемая  литература

1. Божович  Л.И. Изучение мотивации поведения  детей и подростков. - М., 1976.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.

Информация о работе Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений