Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:08, курсовая работа
Цель данного исследования - теоретически обосновать и практически изучить мотивы учебной деятельности детей подросткового возраста.
Объект исследования – мотивационная сфера детей подросткового возраста.
Предмет исследования - динамика мотивационной сферы учебной деятельности детей подросткового возраста.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи исследования:
- установить содержание понятий мотива и мотивации и их значения в учебной деятельности;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы представить сущностную характеристику мотивации учебной деятельности школьников;
- выявить особенности мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста и условия эффективного развития мотивации учебной деятельности;
- экспериментально изучить мотивы учения подростков;
- представить методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности учащихся.
Введение 3
Глава1. Теоретический анализ проблемы мотивации учебной деятельности школьников 6
1.1. Сущностная характеристика мотивации учебной деятельности школьников 6
1.2. Характеристика мотивационной сферы детей подросткового возраста 14
1.3. Система развития мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста 21
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста 23
2.1.Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования мотивов учебной деятельности подростков 24
2.3. Методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности 27
Заключение 29
Используемая литература 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
В
группе подростков, имеющих низкую
удовлетворенность учебной
И немногочисленная группа учащихся, которые неудовлетворенны учебной деятельностью - их не увлекает процесс учебы, они слабоуспевающие, испытывают ситуацию неуспеха, не верят в свои силы и возможности.
Судя по результатам исследования, степень удовлетворенности учебной деятельностью не зависит прямо от уровня развития мотивации учения. На удовлетворенность учебой влияют и другие факторы, в частности - личность учителя. Дети отметили, что получают удовлетворение и удовольствие от уроков, которые ведут хорошие учителя, знающие свой предмет, а также от уроков, соответствующих их интересам и склонностям.
Анализ
индивидуальной картины мотивации
учения показал некоторые тенденции
ее связи со степенью удовлетворенности
учебной деятельностью: чем ниже степень
удовлетворенности учением, тем больше
степень принуждения учащихся к этому
виду деятельности.
Результаты психологического исследования показывают: учащиеся подросткового возраста характеризуются, с одной стороны, некоторым снижением интереса к учению, с другой - повышением внимания к своей личности, активным процессом самосознания.
Это определяет особую важность формирования у детей личностно значимого учебно-познавательного интереса.
Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействия:
-
актуализация уже сложившихся
у школьника ранее позитивных
мотивационных установок,
-
создание условий для
При этом необходимо учитывать индивидуальный подход в обучении, который состоит в обеспечении самораскрытия ребёнка, помощи ему в использовании своих возможностей, склонностей, способностей, интересов, избегать пробелов в знаниях, развивать познавательный интерес, индивидуальность ребенка, смягчать недостатки семейного воспитания.
Возникновение устойчивого уровня мотивации способствует возможности включения ребенка в такие виды учебной деятельности, где он может достичь успеха и вместе с тем, где возникает ощущение преодоления трудностей и препятствий. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность ученика в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости; создавать ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимоуважении.
Проблемное, развивающее обучение на достаточном уровне трудности способствует творческой активности школьников, предоставляет ученику возможность развивать свой потенциал. [21, c.94]
Интерес ребенка к общению со сверстниками может быть использован для развития мотивов совместной учебной деятельности. Через интерес к конкретному предмету, который сам является мотивом учения, можно развивать широкие познавательные мотивы. Изучение преподавателями реального уровня развития мотивов учения, интеллектуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей необходимы для разработки программы развития познавательного интереса в учебе, учет склонностей и способностей учеников способствует формированию положительного отношения к учению.
Учителям
необходимо развивать у подростков
ответственность за себя и свои поступки,
чаще показывать значимость и смысл учебной
деятельности, потому что основной причиной
потери интереса к учебе является отсутствие
цели в учении. [16, c. 84]
Таким
образом, на основе анализа психолого-
-
установлено содержание
-
выявлены особенности
- практически изучена реальная мотивация учения подростков и определены пути развития мотивов учебной деятельности;
-
представлены методические
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
Подростковый возраст можно отнести к одному из самых важных в формировании мотивации учебной деятельности. Он характеризуется объективными изменениями условий жизни школьника: увеличивается число учебных предметов, которые необходимо изучить ученику; занятия ведут несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.
Выделим
некоторые особенности
-
«потребность во взрослости»
- нежелание считать себя
-
особая восприимчивость
- общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками;
- стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;
-
стремление подростка к
-
увеличение широты и
- определенность и устойчивость интересов;
-
развитие у подростков на
Негативные характеристики учебной мотивации у подростка объясняются рядом причин. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми. Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы.
Напряженная
умственная деятельность, положительная
эмоциональная атмосфера
Для изучения мотивации учебной деятельности было проведено исследование, которое проводилось на базе Бачмановской малокомплектной основной школы Косинского района Коми-Пермяцкого округа.
Целью исследования являлось изучение реальной мотивации учения, уровня тревожности, интеллектуальных особенностей подростков и определение путей развития мотивов учебной деятельности.
Анализ индивидуальной картины мотивации учения показал некоторые тенденции ее связи со степенью удовлетворенности учебной деятельностью: чем ниже степень удовлетворенности учением, тем больше степень принуждения учащихся к этому виду деятельности.
Учащиеся подросткового возраста характеризуются, с одной стороны, некоторым снижением интереса к учению, с другой - повышением внимания к своей личности, активным процессом самосознания. Это определяет особую важность формирования у детей личностно значимого учебно-познавательного интереса.
Работа учителя, направленная на развитие мотивационной сферы, должна включать в себя следующие виды воздействия:
-
актуализация уже сложившихся
у школьника ранее позитивных
мотивационных установок,
- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств, устойчивости, осознанности, действенности, коррекция дефективных мотивационных установок.
При этом необходимо учитывать индивидуальный подход в обучении, который состоит в обеспечении самораскрытия ребёнка, помощи ему в использовании своих возможностей, склонностей, способностей, интересов, избегать пробелов в знаниях, развивать познавательный интерес, индивидуальность ребенка, смягчать недостатки семейного воспитания.
Возникновение устойчивого уровня мотивации способствует возможности включения ребенка в такие виды учебной деятельности, где он может достичь успеха и вместе с тем, где возникает ощущение преодоления трудностей и препятствий. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность ученика в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости; создавать ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимоуважении.
Изучение
преподавателями реального
Учителям
необходимо развивать у подростков
ответственность за себя и свои поступки,
чаще показывать значимость и смысл учебной
деятельности, потому что основной причиной
потери интереса к учебе является отсутствие
цели в учении.
1. Божович
Л.И. Изучение мотивации
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.
Информация о работе Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений