Особенности личностных черт менеджеров высшего звена, влияющих на их успешность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Менеджер заниматься сферой обслуживания заказчиков, должен уметь плодотворно вести дела с людьми, давая позитивную обратную связь, уметь организовать работу других, также на него возлагается рассмотрение финансовых вопросов. Все это основные функции менеджера, определяющие его профессиональную успешность, так что менеджерам приходиться решать много трудных и различных задач.

Содержание

Введение …. …. …. …. … …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …… ……………………3
Цель работы…………………………………………………………………………….4
Задачи исследования…………………………………………………………………..4
Объект исследования………………………………………………………………….4
Предмет исследования………………………………………………………………..4
Гипотеза…………………………………………………………………………………4
Методы и методики исследования…………………………………………………..5
Теоретическая часть…………………………………………………………………..8
Эмпирическая часть………………………………………………………………….12
Организация исследования………………………………………………………….15
Описание результатов исследования……………………………………………...15
Анализ результатов исследования…………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………………..21
Приложения……………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии личности.doc

— 494.00 Кб (Скачать)

Таблица 2

Результаты  диагностики по опроснику «Пятифакторная модель личности» 

 Шкалы  опросника Нейротизм Экстраверсия Открытость  опыту Дружелюбие Добросовест-ность
Среднее значение 29.166 49.500 42.066 44.566 47.833
Стандартное отклонение 8.416 7.309 7.272 7.004 7.227
 
 

 Таблица 3

Нормативные данные по опроснику «Пятифакторная модель личности»

(Д. Люсин  219 чел- выборка студентов и  др.) 

  Шкалы опросника Нейротизм Экстраверсия Открытость  опыту Дружелюбие Добросовест-ность
Среднее значение 21,21461 28,0274 25,85845 28,87215 28,65753
Стандартное отклонение 6,821079 6,204406 5,594317 5,819305 6,604598
 

Проанализировав обе таблицы, можно сделать вывод, что в группе менеджеров высшего звена присутствует превышение значений нормы по каждому из параметров пятифакторной модели личности.  Следовательно, об ином уровне развития личностных черт, что может быть обусловлено как профессиональным, так и возрастным статусом испытуемых. Далее, в зависимости от степени превышения значениями определенных  черт показателей нормы, можно определить пропорциональную представленность данных  черт в структуре личности профессионально успешных менеджеров. Личностные качества, характеризующие успешных менеджеров расположены следующим образом: экстраверсия, добросовестность, открытость опыту, дружелюбие и нейротизм. Как мы видим, показатели по нейротизму, ненамного превышают показатели нормы (на 7.952 балла).  Следовательно, говорить о значимом превышении, характеризующем профессионально значимое качество нельзя. 

Итак, основными  личностными чертами,  менеджеров, влияющими на успешность их профессиональной деятельности являются  экстраверсия,  добросовестность и открытость опыту. Большое значение имеет,  также,   дружелюбие.

Нужно отметить, также, превышение значениями стандартных отклонений в группе менеджеров значений стандартных отклонений для группы студентов, определяющих нормативные показатели в   исследовании.   Высокие показатели стандартных отклонений характеризуют больший разброс значений по группе, что говорит о большей степени индивидуализации  и меньшей степени типизации личностных черт для успешных  менеджеров вне зависимости от опыта работы и возрастного статуса.  Таким образом, высокую степень индивидуальности также можно отнести к характерным личностным чертам женщин-менеджеров. 
 
 

Анализ  результатов эмпирического  исследования. 

     Целью эмпирического исследования  являлось  описание личностных характеристик испытуемых менеджеров высшего звена, влияющих на эффективность их деятельности.  В результате проделанной работы есть получили возможность составить определенный психологический портрет успешных менеджеров высшего звена.

     Следует отметить, что данный портрет характерен для выборки в целом вне зависимости от возраста и опыта работы испытуемых. Таким образом, он обусловлен требованиями профессии «менеджер».

   Первое, что нужно отметить, это жесткая ориентация на   профессиональное общение и профессиональную активность. Требования к профессии менеджера и особенно менеджера высшего звена  предполагают зачастую ненормированный рабочий день и максимум времени и усилий, посвящаемых профессии.  Именно максимум времени и усилий, посвящаемых профессиональной деятельности становятся залогом профессиональной самореализации, успешности

     Главной  функциональной обязанностью  менеджера является руководство, и руководство людьми в том числе. А оно предполагает высокий уровень коммуникабельности, ориентацию на окружающих, умение понимать людей, работать в команде, доброжелательность по отношению к окружающим.  Огромное значение имеют, также, стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость (или психологическая неуязвимость).

   Анализируя  опросник «Пятифакторная модель личности», отметим преобладание значений именно по тем чертам, которые позволяют менеджеру успешно справляться со своими обязанностями. Это высокий уровень экстраверсии, предполагающий ориентацию на окружающих, учет их мнений в принятии решений, искренний интерес к их личности. Экстраверты хорошо работают в команде, они великолепные коммуникаторы. Далее, это высокая добросовестность и открытость опыту, предполагающая возможность эффективного обучения и развития. Но поскольку общение осуществляется преимущественно в профессиональном ключе, то речь идет о эффективности приобретения именно профессионального опыта.

     Еще один важный показатель, это низкий уровень нейротизма, предполагающий высокую устойчивость нервной системы к внешним воздействиям. Именно этот показатель определяет такие важнейшие качества успешного менеджера как стрессоустойчивость,  эмоциональная устойчивость  и уверенность, что позволяет ему обрабатывать огромный поток информации, успешно  общаться со многими людьми.

   Психологический портрет успешного менеджера высшего звена представлен сочетанием следующих качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости профессиональному опыту в сочетании с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия. Подобное сочетание личностных качеств позволяет максимально эффективно исполнять функции руководства и достигать высокой степени профессиональной успешности и самореализации.

 

    Заключение. 

   Проведенное исследование особенностей личностных черт менеджеров, влияющих на уровень их профессиональной успешности является актуальным. В ходе исследования были выделены и описаны профессионально значимые черты менеджеров высшего звена. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

    1. в качестве базы исследования мы определили тридцать успешных менеджеров высшего звена, что позволило описать особенности личностных черт, влияющих на профессиональную успешность;
    2. «психологический портрет» успешного менеджера высшего звена  представлен сочетанием следующих качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости профессиональному опыту в сочетании с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия.

  Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась лишь частично. Действительно, у менеджеров высшего звена в числе профессионально значимых личностных качеств, присутствует высокий уровень экстраверсии. Уровень нейротизма ниже, чем уровень выраженности всех иных личностных черт, представленных в опроснике, что не соответствует ожиданиям, но позволяет менеджерам быть стрессо- и эмоционально устойчивыми, что определяет во многом профессиональную успешность. Сочетание личностных черт успешных менеджеров максимально соответствует требованиям профессии и обуславливает высокий профессиональный рост и профессиональную самореализацию. 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Ананьев Б.Г.  Человек как предмет познания. – Л., 1968.

2. Андреева Г.М.  Социальная психология. – М., 1988.

3. Асмолов А.Г.  Психология личности.  – М., 2002.

4.Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич , Джеймс Х. Доннели – мл. Организации: поведение , структуры , процессы. М., 2000

5. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей «Теории личности» М.;1999 г.

6.Кричевский Р.Л. «Если вы руководитель» М.: Дело, 1996

7. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Ред.  Кудряшов А.Ф. – Петрозаводск, 1992.

 8. Основы психологии: практикум /  Ред.-сост.  Столяренко Л.Д.    Ростов ., 1999.

9.Хьелл Л., Зиглер Д., «Теория личности» СПб: Питер ,2001 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

  ТЕСТ    NEO-FFI 

     Инструкция

 

Пишите только на специальном бланке для ответов.  Внимательно прочитайте инструкцию прежде,  чем начать.  Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения обведите ответ,  который лучше всего отражает  Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете Ваш ответ в нужной клетке. Обведите "ПНС", если Вы полностью не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

Обведите "НС", если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

Обведите "Б",  если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

Обведите "С",  если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

Обведите "ПС",  если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

Например, если Вы полностью не согласны с утверждением или считаете утверждение определенно ложным  (неверным), Вам следует обвести  ПНС. 

Обводите только  один ответ для каждого утверждения.  Ответьте на все утверждения, проверяя, что Вы даете верный ответ. НЕ СТИРАЙТЕ! Если  Вам  нужно  изменить ответ,  перечеркните неправильный ответ  крестиком ("Х") и затем обведите правильный ответ.

                               Пример                                          

                                                                                       

                  ПНС    НС      Б      С     ПС                       

Обратите внимание на то, что в бланке для ответов  утверждения пронумерованы по строкам.  Перед тем как отвечать на утверждения, напишите Ваше имя, фамилию, возраст, пол  и дату заполнения бланка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Бланк   теста   NEO-FFI 

Утверждение ПНС НС Б С ПС
1 Я не тревожный  человек 0 1 2 3 4
2 Мне нравится, когда  вокруг меня много людей. 0 1 2 3 4
3

       Я не люблю проводить  время, мечтая о чем-то

0 1 2 3 4
4 Я стараюсь быть дружелюбным с каждым,  кого я встречаю 0 1 2 3 4
5 Я содержу свои вещи в чистоте и порядке 0 1 2 3 4
6 Я часто чувствую, что я хуже других. 0 1 2 3 4
7 Мне легко рассмеяться 0 1 2 3 4
8 Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа 

   делать  что-то

0 1 2 3 4
9 Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми 0 1 2 3 4
10 Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе 0 1 2 3 4
11 Я  иногда  чувствую, что "разваливаюсь на части", когда  бываю  в сильном напряжении 0 1 2 3 4
12 Я не считаю себя очень радостным человеком 0 1 2 3 4
13 Меня увлекают образы,  которые я нахожу в  искусстве или природе 0 1 2 3 4
14 Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым 0 1 2 3 4
15 Я не являюсь  дисциплинированным человеком 0 1 2 3 4
16 Я редко чувствую себя несчастным 0 1 2 3 4
17 Я действительно  очень люблю разговаривать с  людьми 0 1 2 3 4
18 Я думаю,  что  спорные высказывания лекторов могут  только запутать и ввести в заблуждение  учащихся 0 1 2 3 4
19 Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с     ними 0 1 2 3 4
20 Я стараюсь выполнять  все задания,  которые мне дают,  добросовестно 0 1 2 3 4
21 Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным 0 1 2 3 4
22 Мне нравится быть там, где что-то происходит 0 1 2 3 4
23 Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления 0 1 2 3 4
24 В отношении  намерений других людей я склонен  быть  циничным  и     скептичным 0 1 2 3 4
25 Я имею четкий набор  целей и систематично работаю  для их достижения 0 1 2 3 4
26 Иногда я  ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком 0 1 2 3 4
27 Я обычно предпочитаю  работать один 0 1 2 3 4
28 Я очень люблю  пробовать необычные блюда 0 1 2 3 4
29 Я думаю,  что  большинство людей будет  использовать  человека, если это им выгодно 0 1 2 3 4
30 Я теряю много времени перед тем, как приняться за работу 0 1 2 3 4
31 Я редко испытываю  страх или тревогу 0 1 2 3 4
32 Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия 0 1 2 3 4
Утверждение ПНС НС Б С ПС
33 Я редко замечаю  настроения или чувства,  которые  вызывает разная окружающая обстановка 0 1 2 3 4
34 Большинство моих знакомых любит меня 0 1 2 3 4
35 Я много работаю, чтобы достичь своих целей 0 1 2 3 4
36 Меня часто  злит то, как люди обращаются со мной. 0 1 2 3 4
37 Я веселый, живой  человек 0 1 2 3 4
38 Я думаю, что  для решения личных проблем иногда следует

    обращаться  к авторитетам

0 1 2 3 4
39 Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым. 0 1 2 3 4
40 Когда  я  беру  на себя обязательство,  то на меня определенно     можно  положиться 0 1 2 3 4
41 Слишком часто,  когда дела идут плохо,  я падаю  духом и бросаю    начатое  дело 0 1 2 3 4
42 Я не являюсь  жизнерадостным оптимистом 0 1 2 3 4
43 Когда  я читаю  стихи или смотрю на произведение искусства,  то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение 0 1 2 3 4
44 В своих взглядах я практичен и холоден 0 1 2 3 4
45 Иногда я  бываю не таким исполнительным и  надежным,  каким следовало бы быть 0 1 2 3 4
46 Я редко бываю  грустным или подавленным 0 1 2 3 4
47 У моей жизни  быстрый темп 0 1 2 3 4
48 У меня слабый интерес  к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества. 0 1 2 3 4
49 Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным. 0 1 2 3 4
50 Я работоспособный  человек, который всегда справляется  со своей    работой 0 1 2 3 4
51 Я  часто чувствую себя беспомощным и хочу,  чтобы мои проблемы    решил кто-то другой. 0 1 2 3 4
52 Я очень активный человек 0 1 2 3 4
53 Большинство моих знакомых считают  меня  очень  любознательным     человеком 0 1 2 3 4
54 Если мне  не нравятся люди,  я даю им это понять 0 1 2 3 4
55 Мне кажется, я  никогда не смогу стать организованным человеком 0 1 2 3 4
56 Мне часто бывало стыдно 0 1 2 3 4
57 Я скорее один пойду  своим путем, чем буду вести других людей 0 1 2 3 4
58 Я  часто  наслаждаюсь  игрой с теориями и абстрактными идеями 0 1 2 3 4
59 Если мне  необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу 0 1 2 3 4
60 Я стремлюсь  к совершенству во всем, что я  делаю 0 1 2 3 4

Информация о работе Особенности личностных черт менеджеров высшего звена, влияющих на их успешность