Особенности личностных черт менеджеров высшего звена, влияющих на их успешность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Менеджер заниматься сферой обслуживания заказчиков, должен уметь плодотворно вести дела с людьми, давая позитивную обратную связь, уметь организовать работу других, также на него возлагается рассмотрение финансовых вопросов. Все это основные функции менеджера, определяющие его профессиональную успешность, так что менеджерам приходиться решать много трудных и различных задач.

Содержание

Введение …. …. …. …. … …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …… ……………………3
Цель работы…………………………………………………………………………….4
Задачи исследования…………………………………………………………………..4
Объект исследования………………………………………………………………….4
Предмет исследования………………………………………………………………..4
Гипотеза…………………………………………………………………………………4
Методы и методики исследования…………………………………………………..5
Теоретическая часть…………………………………………………………………..8
Эмпирическая часть………………………………………………………………….12
Организация исследования………………………………………………………….15
Описание результатов исследования……………………………………………...15
Анализ результатов исследования…………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………………..21
Приложения……………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии личности.doc

— 494.00 Кб (Скачать)

   Эмоциональной уравновешенности. Что касается эмоциональной уравновешенности, здесь хочется подчеркнуть несколько моментов.

     Во-первых, необходимость контроля со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Независимо от настроения и личного расположения руководитель должен иметь ровные, деловые отношения со своими подчиненными. Постоянная эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в своих силах и тем самым снижает его деловую активность.

   Креативность- в переводе с английского языка это слово переводится как «творческость», или «способность к творческому решению задач». 

     Стремление к достижению и предприимчивость – довольно близки друг к другу. В тесной связи с ними находится склонность к риску.

   В стремлении к достижению отражена фундаментальная  человеческая потребность в достижении цели.

   Независимость – это следующая важная личностная черта руководителя, обеспечивающая ему успешность действий в различных сферах жизни социальной организации, в том числе при принятии ответственных решений, является.

   Общительность. Большую часть своего времени руководитель затрачивает, на общение. От умения налаживать коммуникацию, зависит продуктивность и эффективность организации.

   Данный список черт не является постоянной, не изменяющейся величиной, и он не является необходимым минимумом для успешного руководства. 

   Обозначен довольно обширный перечень разнообразных личностных черт руководителя, способствующих эффективности его работы. Описать личность – задачи практически невыполнимая, так же, как и дать полноценное определение личности.

   В настоящее время психологи пытаются свести весь невообразимо большой перечень качеств необходимых для эффективного руководства к некоторым основным качествам – факторам. То есть происходит поиск ключевых звеньев – показателей.

 

   Эмпирическая часть. 

   В настоящее время у нас наблюдается повышенный интерес к личности руководителя. Так как от его организаторских, интеллектуальных, коммуникативных, предпринимательских, и личных качеств зависит продуктивность, профессионализм сотрудников и микроклимат в организации.  

         Целью практической части работы является эмпирическое исследование и описание личностных характеристик успешных менеджеров высшего звена.  

     Задачи  практической части исследования: 

    1. определить методики, позволяющие точно диагностировать основные личностные черты руководителя.
    2. провести эмпирическое исследование и составить перечень личностных особенностей менеджеров;
    3. сравнив  выраженность тех или иных  личностных черт менеджеров с нормами, описать их «психологический портрет».
 

    Объект  исследования: личностные черты женщин - менеджеров высшего звена работающих в российском бизнесе, занимающихся предпринимательством.

    Предмет исследования: особенности личностных черт профессионально успешных  женщин – менеджеров высшего звена

     

      Выборку составили 30 женщин – менеджеров высшего звена в возрасте от  26 до 45 лет. Средний возраст испытуемых составляет 37 года.

       Гипотеза:   у профессионально успешных менеджеров высшего звена в числе ярко выраженных личностных черт будут наблюдаться высокие показатели по нейротизму  и экстраверсии.

     В качестве методики для опроса респондентов я использовала сокращенный вариант опросника «NEO-FFI», в основе которого лежит пятифакторная модель личностных характеристик. Подразумевается, что все многообразие  индивидуальных различий в человеческих взаимодействиях можно свести к пяти основным параметрам - это нейротизм, экстравесия, открытость опыту, доброжелательность, добросовестность (сознательность).

   Выбранный нами опросник содержит 60 утверждений, на которые респондент может дать пять вариантов ответа: абсолютно  не согласен, не согласен, не могу решить, согласен с утверждением, полностью согласен.  Каждый из предложенных вариантов ответов,  получает некое количество баллов (от 1 до 5). Далее, путем сравнения со средними величинами и нормативами можно определить степень выраженности того или иного качества у одного испытуемого или по выборке в целом. Таким образом, определив наиболее ярко выраженные у данной выборки женщин – менеджеров качества, мы сможем определить те качества, которые влияют на профессиональную успешность менеджера.

   Инструкция  к опроснику звучит следующим образом:

   «Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения обведите ответ,  который лучше всего отражает  Ваше мнение. Пишите только на специальном бланке для ответов. Убедитесь, что Вы проставляете Ваш ответ в нужной клетке.

   Обведите "ПНС", если Вы полностью не согласны или считаете утверждение определенно  ложным (неверным).

   Обведите "НС", если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

   Обведите "Б",  если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

   Обведите "С",  если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

   Обведите "ПС",  если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно  истинным (верным).

     Например, если Вы полностью не согласны с утверждением или считаете утверждение определенно ложным  (неверным), Вам следует обвести  ПНС.

  Обратите внимание на то, что в бланке для ответов утверждения пронумерованы по строкам.  Перед тем как отвечать на утверждения, напишите Ваше имя, фамилию, возраст, пол и дату заполнения бланка».

      Обработка данный и присвоение баллов за тот  или иной ответ происходит по совпадению с ключом.

     Значение  по шкале подсчитывается так, что  ответы на прямые утверждения (от 0 до 4, при этом ПНС = 0, НС = 1, Б = 2, С = 3 и ПС = 4) просто суммируются, а ответы на обратные утверждения сначала перекодируются по схеме "0"="4", "1"="3", "2"="2", "3"="1", "4"="0", а потом тоже суммируются и прибавляются к сумме, полученной по прямым утверждениям. В таблице  приведены средние (верхняя строка) и стандартные отклонения (нижняя строка) для пяти шкал.

Нормативные  данные

  Нейротизм

Экстраверсия

Открытость  опыту Доброжела-тельность Сознатель-ность
Среднее 21,21461 28,0274 25,85845 28,87215 28,65753
SD 6,821079 6,204406 5,594317 5,819305 6,604598
 

 

  В качестве вспомогательной методики  использовался  опросник   «Шкала поведения на создание полезных контактов». Анализ этого опросника, наряду с оценкой  иных факторов профессиональной успешности позволил отнести испытуемых к разряду успешных  менеджеров. 

      Инструкция к опроснику звучит так: «Опросник содержит 28 вопросов. Внимательно прочитайте. Ответом по каждому пункту методики является условный балл, цифра, которая обозначает один из возможных вариантов ответов. Выберите и обведите цифру соответствующую, на ваш взгляд, правильному ответу».

      Обработка результатов достаточно проста. Чем  большее количество баллов набрал испытуемый, тем более его поведение ориентировано  на создание полезных контактов.   Анализируя данные по группе, можно описать уровень направленности поведения на создание социально полезных контактов у успешных менеджеров.  
 
 
 

Организация исследования

     В исследовании приняли участие тридцать менеджеров высшего звена в возрасте от 26 до 45 лет.  Все они профессионально успешны, и эффективно осуществляют руководящую деятельность.

     Эмпирическое  исследование было проведено в два  этапа. На первом этапе мы провели  диагностическое исследование. На основе результатов   опросника «Шкала поведения на создание полезных контактов» выделилась группу успешных менеджеров, которые затем, приняли участие в дальнейшем исследовании и заполнении опросника по пятифакторной модели личности (NEO-FFI).

     На  втором, этапе были проанализированы полученные результаты при помощи исчисления средних и стандартного отклонения по выборке и на основе анализа выделили и описали те личностные черты,  которые наиболее выражены в выборке профессионально успешных менеджеров.  
 
 
 

Описание  результатов исследования. 

   На  первом этапе исследования была проведена диагностика по двум опросникам. Целью диагностики по первому опроснику «Шкала поведения на создание полезных социальных контактов» были определены показатели, по которым, в том числе, можно диагностировать успешных менеджеров.  Основным критерием отбора явилась успешность профессиональной деятельности. 

   По  результатам исследования определились те черты личности,  которые присущи профессионально успешным менеджерам высшего звена. В таблице №1 представлены средние значения и стандартные отклонения по каждой из шкал для данной выборки.  
 
 
 
 
 

Таблица 1

Результаты  диагностики «Шкала поведения на создание

 полезных  контактов»

 Шкалы  опросника Поддержание контактов Общение Вовлеченность в профессиональ-ную активность Участие в жизни церкви и общества Рост кругозора
Среднее значение 19.296 18.481 20.604 17.611 16.373
Стандартное отклонение 4.312 4.445 6.643 7.906 7.653
 

      Наиболее  значимым параметром социально-полезных взаимодействий для успешных менеджеров является «вовлеченность в профессиональную активность», далее следуют «поддержание контактов» и «общение» и на последних по значимости местах находятся «участие в жизни церкви и общества» и «рост кругозора». Полученные данные говорят о том, что для успешных женщин-менеджеров наиболее характерна ориентация на профессию, на профессиональное общение в ущерб участию в жизни общества в целом и росту кругозора в сочетании с личностным ростом. 

      Далее была проведена основная диагностика с использованием опросника по пятифакторной модели личности. Результаты по  экспериментальной выборке менеджеров показаны в таблице №2.

 В  таблице №3 представлены нормативные  данные по опроснику, полученные  Люсиным на выборке студентов.  Я представила обе таблицы с целью сравнения  характеристик профессионально значимых личностных черт менеджеров высшего звена.

Две выборки отличны друг от друга, во-первых, возрастным статусом испытуемых, во-вторых, уровнем профессиональной активности, успешности и уровнем профессиональной самореализации.

Можно сделать вывод, что превышение значений  нормы   по тому или иному параметру опросника «Пятифакторная модель личности» может говорить о профессионально значимых личностных качествах. А если полученные значения сохраняются в пределах нормы, то это говорит об их минимальной значимости с точки зрения профессиональной успешности. 

Информация о работе Особенности личностных черт менеджеров высшего звена, влияющих на их успешность