Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей влияния воспитания вне семьи на формирование стратегии поведения и психологических особенностей детей.
Задачи исследования:
проанализировать теоретические представления о развитии детей, воспитывающихся вне семьи;
определить гендерные особенности детей, воспитывающихся вне семьи;
выявить средства психологической работы с детской половой перевозбудимостью.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи -
1.1. Проблемы в развитии личности детей, лишённых
родительского попечительства 4
1.2. Особенности развития когнитивной сферы детей,
воспитывающихся вне семьи 9
1.3. Особенности развития эмоциональной сферы детей,
воспитывающихся вне семьи 17
1.4. Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи 20
Глава 2. Гендерные особенности детей, воспитывающихся в
детских домах и учреждениях интернатного типа -
2.1. Гендерная идентичность 25
2.2. Половой вопрос и трудные дети 35
2.3. Как развивается и в чём проявляется детская гиперсексуальность 36
2.4. Лечебно-воспитательная работа с детской половой
перевозбудимостью 38
Заключение 42
Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

           Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Новосибирский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра общей психологии и истории психологии 
 
 

Специальность: 030301

Курс: 2, 22 гр.

Отделение: дневное 
 

Курсовая  работа

Особенности личности ребёнка,

воспитывающегося  вне семьи. 
 
 
 

Проверила:

преподаватель психологических

 наук, доцент 
 
 
 
 
 

Новосибирск

2008

 

Содержание

Введение            3

Глава 1. Особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи  -

1.1. Проблемы в развитии личности детей, лишённых

   родительского попечительства        4

1.2. Особенности развития когнитивной сферы детей,

   воспитывающихся  вне семьи        9

1.3. Особенности развития эмоциональной сферы детей,

   воспитывающихся вне семьи        17

1.4. Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи  20

Глава 2. Гендерные особенности детей, воспитывающихся в

детских домах  и учреждениях интернатного типа      -

2.1. Гендерная идентичность         25

2.2. Половой вопрос и трудные дети       35

2.3. Как развивается и в чём проявляется детская гиперсексуальность  36

2.4. Лечебно-воспитательная работа с детской половой

   перевозбудимостью          38

Заключение          42

Список литературы          44

 

    Введение

     Детство — период, когда закладываются  фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, формируют жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья созидает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и сорадоваться другим людям, стремление научиться многому, в том числе стать ответственным, за себя и за других.

     В нашей стране свыше полутора тысяч общеобразовательных школ-интернатов, в которых воспитывается около полумиллиона детей. В это число входят интернаты для детей, родители которых временно оставляют детей в этих учреждениях по семейным обстоятельствам, сюда входят интернаты для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства.

     Данная  проблема особенна актуальна в контексте  имеющейся обстановки в нашей  стране. В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их неполноценную семью. Дети-сироты и дети, лишенные родительского попечительства в раннем детстве (с рождения до трех лет) попадают в дома ребенка, а позднее — в детские дома или школы-интернаты.

     Эти дети, как правило, имеют непростые  показатели в своем анамнезе. Здесь могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы, до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. В этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенности.

     Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими  людьми, его личные успехи. К сожалению, как показал «круглый стол» журнала «Коммунист» и ЦК ВЛКСМ (Коммунист. 1987. № 8), неполадки выявлены во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства [13, с. 32-33]

     Объект  исследования: особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи.

     Предмет исследования: гендерные особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи.

     Цель  исследования: выявление особенностей влияния воспитания вне семьи на формирование стратегии поведения и психологических особенностей детей.

     Задачи  исследования:

  1. проанализировать теоретические представления о развитии детей, воспитывающихся вне семьи;
  2. определить гендерные особенности детей, воспитывающихся вне семьи;
  3. выявить средства психологической работы с детской половой перевозбудимостью.

    Гипотеза: мы предполагаем, что в развитии детей, лишённых родительского попечительства, существуют гендерные особенности.

    Методы: анализ научной методической литературы. 
 

ГЛАВА 1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

     1.1. Проблемы в развитии личности детей, лишенных родительского попечительства.

     Такие проблемы имеются на каждом возрастном этапе.

     Дошкольники — это часто дети, которые попадают в детские дома из специальных  учреждений медицинского типа. В таких  учреждениях дети воспитываются до трех, иногда до четырех лет. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. В свои первые годы жизни они отличаются не свойственной детству пассивностью. Они не только не включаются в общение со взрослыми, но часто поразительным образом проявляют себя в отличие от детей, нормально развивающихся. По естеству онтогенетического развития все дети — и у животных, и у человека — обычно чрезвычайно подвижны; эта потребность в физической активности заложена как бы внутри, и она побуждает к интенсивному движению.  Исследователи наблюдали многих детей младенческого возраста. Маленький ребенок первые месяцы жизни развивается как бы за счет своей внутренней энергетики, за счет потенциала к развитию. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, ведет себя иначе. Так как сотрудники закрытых учреждений не имеют возможности достаточно общаться с детьми, то этот врожденный потенциал к развитию в возрасте 6 — 8 месяцев как бы исчезает, обрывается; ребенок становится пассивным. Кроме того, возникает огромное количество так называемых тупиковых движений: ребенок раскачивается, сосет пальцы, губу, воспроизводит одно и то же действие без видимого смысла. У него появляется огромное количество бесполезных для развития двигательных форм, которые не являются продуктивными. И когда этих детей кладут на пеленальные столы (их кладут и в возрасте полутора и двух лет), они лежат как ватные куклы. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Это уже совершенно другой ребенок в отличие от ребенка, который воспитывается в семье [5, с. 56-57].

     На  следующем этапе своего возраста дети из медицинских учреждений переходят  в дошкольные детские дома, затем  — в школьные детские дома или  интернаты. Дети с первых лет уже несут в себе патологию, которую определили условия развития. То, что было заложено в первые годы детства, остается в структуре личности. И это неизменно проявляется в ней не только в детстве, но и в последующие годы.

     Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны — он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

     Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков  общения — вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. Особенного внимания требует обсуждение так называемого эмоционального голода. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию [8, с.33].

     В детстве дети часто порываются к взрослым. Известно, как они готовы прижаться, повиснуть на любом человеке, который только пришел в учреждение. Однако у них нет опыта общения — они не могут развивать свои отношения. Порыв к общению обрывается, ребенок не имеет навыков общения: обратившись, прижавшись, ребенок убегает прочь по своей инициативе. На этом все может закончиться. Ребенок не умеет себя проявить. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения [15, с. 41].

     Особая  проблема — феномен «мы» в условиях детского дома. Здесь у людей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» — чувства, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, которая создает условие защищенности ребенка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего из-за нереализованной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей [21, с. 89].

     Формальное  дисциплинирование детей-сирот и  детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность еще одной  волны отчуждения во взаимоотношениях со взрослыми. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, — тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще [24, с. 134-135].

     У детей из детских домов слабо  формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующая высокому уровню развития личности. Для ребенка из детского дома это слишком абстрактно. Он ориентируется на признание в своей среде чаще всего через свою физическую силу, через свою продуктивную для него агрессию, через порой асоциальные формы поведения (ложь, кражи, насилие).

     Еще одно звено самосознания — звено  психологического времени личности. Психологическое время личности — способность к соотнесению  себя настоящего с собой в прошлом и будущем — важнейшее позитивное образование развивающейся личности, обеспечивающее ее полноценное существование. Человек не может нормально существовать, развиваться, если у него нет личного прошлого, настоящего и будущего. Высокоразвитая личность в свое личное прошлое, настоящее и будущее включает и историческое прошлое своего народа, и будущее своего отечества. Человек как бы вбирает это в себя помимо своей индивидуальной судьбы и индивидуальной жизни.

     Дети  детских домов развиваются в  этом отношении крайне убого. Индивидуального прошлого они очень часто не имеют, потому что прошлое обычно дает ребенку семья. Ему говорят: «Когда ты был маленьким, то ты делал то-то и то-то», «Ты был смелым, ты был сообразительным». И он как бы включает в свою индивидуальную память истории, которые ему предоставили любящие его люди. Позже, запоминая события собственной жизни, он как бы сам формирует свое прошлое [17, с. 178-179].

     Последнее звено самосознания — социальное пространство личности. Это права  и обязанности, то, что нас ориентирует в жизни. Бытие в социальном пространстве обеспечивается нравственным чувством, которое резюмируется в житейских отношениях между людьми в слове «должен». Права и обязанности — нераздельны. Они связаны друг с другом. Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Дети и в семьях, и в учреждениях интернатного типа часто понятия не имеют об этой связи прав и обязанностей. Права и обязанности в обществе соотносятся с законом. Однако каждое общество, каждая культура по-своему соотносит мораль прав и обязанностей.

     Дети  в детских домах и интернатах, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя  законы, ориентируясь на групповую  совесть, поруку и пр. Здесь таятся очень глубокие проблемы для психологов и педагогов [17, с.180].

     Стоит также рассмотреть вопрос о любви  ребёнка к себе. Многочисленные психологические исследования свидетельствуют, что любовь к себе — одна из важнейших, базовых потребностей человека. Правда, на психологическом языке вместо «любви к себе» чаще используются другие слова: принятие себя, высокая степень самоуважения, позитивная «Я-концепция», высокая самооценка и т. д. Представители разных научных школ предпочитают разные термины, они проводят разные эксперименты, но смысл получаемых выводов один и тот же: люди с высокой самооценкой, с высоким уровнем самоуважения характеризуются более высокими достижениями во всех видах деятельности (включая творческую), хорошей обучаемостью и даже, по мнению врачей - психосоматиков, меньше болеют. 

Информация о работе Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи