Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:40, дипломная работа
Цель работы:
Выявить и изучить особенности интеллектуальной деятельности у учени-ков математического и гуманитарного классов.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты данного вопроса.
2. Провести диагностику вербального и счетно-математического компонентов интеллекта школьников. Выявить различия, если они есть, в структуре интел-лекта учеников дифференцированных классов. Сделать выводы: соответствует ли разделение учеников по специализированным классам особенностям струк-туры их интеллекта (уровню развития вербального и счетно-математического компонентов интеллекта школьников).
Введение 2
Глава 1 Теории, модели интеллекта и его развитие 6
1.1 Теории интеллекта 6
1.1.1 Имплицитные теории 6
1.1.2 Эксплицитные теории 7
1.2 Модели интеллекта 17
1.2.1 Факторные модели интеллекта 17
1.2.2 Когнитивные модели интеллекта 25
1.3 Развитие интеллекта 33
1.3.1 Влияние среды на развитие интеллекта 33
1.3.2 Другие факторы интеллектуального развития 39
1.3.3 Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни 43
1.4 Взаимосвязь интеллекта с успеваемостью и профессиональной деятельностью 49
1.4.1 Общий интеллект и успеваемость 49
1.4.2 Общий интеллект и профессиональная деятельность 51
1.4.3 Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных способностей 52
Глава 2 Исследование особенностей интеллекта учеников дифференцированных классов 55
2.1 Организация и методы 55
2.2 Анализ результатов и интерпритация 58
Корреляции результатов 64
Выводы 65
Заключение 66
Источники 68
Приложение 69
Введение
Всякий умный человек знает,
что такое интеллект ...
Это то, чего нет у других.
Из этого шуточного высказывания становиться ясно, что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются эти определения сформулировать.
Р.Стернберг просил людей описать характеристики интел¬лектуальной личности, и среди наиболее часто встречающихся ответов были: "хорошо и логично мыслит", "много читает", "сохраняет открытый ум", "глубоко понимает прочитанное".
В качестве рабочего определения: интеллект - способ¬ность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений меж¬ду объектами и идеями и использовать знания осмысленным образом.
Все формы познания "высшего порядка" - формирование понятий, рассуждение, решение задач, память и восприятие связаны с человеческим интеллектом. Его невозможно оторвать от других когнитивных процессов. Он, строго говоря, не являет¬ся одной из структур, стоящей наряду с другими структурами. Интеллект - это определенная форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, образующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсорных механизмов.
Интеллект играет главную роль не только в психике чело¬века, но и вообще в его жизни. Будучи самой совершенной из психических адаптации, интеллект служит наиболее необходи¬мым и эффективным орудием во взаимодействиях субъекта с ок¬ружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложней¬шими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того, чт
Выявлены следующие особенности:
Интеллект человека представляет
собой чрезвычайно
Положительные, но умеренные по величине корреляции между учебными оценками и результатами тестирования не позволяют однозначно утверждать, что интеллект детерминирует успешность обучения.
Современная школа имеет тенденцию к дифференциации учеников по их индивидуальным способностям. При осуществлении индивидуального подхода к обучению важно знать, что для успешного обучения в математическом классе у детей должен быть высоко развит формальный, пространственный и вербальный интеллект. А для успешного обучения в гуманитарном классе необходим главным образом высокий уровень вербального интеллекта. Этот факт, на мой взгляд, свидетельствует о большей мобильности возможностей детей, имеющих техническую направленность способностей. Это объясняет тот факт, что такие школьники могут с одинаковой успешностью учиться и в математическом классе, и в гуманитарном.
Цель данной работы достигнута. Были выявлены особенности интеллектуальной деятельности учеников математического и гуманитарного классов:
Уровень развития счетно-математического компонента интеллекта учеников математического класса значительно выше чем у учеников гуманитарного класса, в то время как уровень развития вербального компонента примерно одинаков в обоих классах;
В специализированных классах не все ученики имеют умственные способности, соответствующие требованиям программы.
Исследование показывает, что метод дифференциации в школе работает не настолько эффективно, как должен. В специализированных классах присутствуют дети, не справляющиеся с программой повышенной сложности. В связи с этим можно порекомендовать школьным психологам проводить диагностику структуры интеллекта детей перед вступительными испытаниями и затем в процессе обучения хотя бы раз в год, чтобы дети имели возможность выбрать направление соответствующее их способностям. В этом случае эффективность метода дифференциации заметно вырастет.
Приложение 1
Табл. 3. Сводная таблица данных учеников 9 А и 9Б классов.
9 А | |||||||||||
№ |
Фамилия |
Ср.балл |
Мат. Тест |
Верб. Тест |
Разница(М.-В.) | ||||||
1 |
П.И. |
3,3 |
17 |
13 |
4 | ||||||
2 |
Е. Р. |
3,6 |
13 |
9 |
4 | ||||||
3 |
Б.Д. |
3,6 |
12 |
7 |
5 | ||||||
4 |
И.А. |
3,8 |
18 |
16 |
2 | ||||||
5 |
З.О. |
3,8 |
19 |
15 |
4 | ||||||
6 |
П.И. |
4 |
17 |
16 |
1 | ||||||
7 |
Ф.Г. |
4 |
19 |
16 |
3 | ||||||
8 |
Ш.Е |
4,2 |
20 |
12 |
8 | ||||||
9 |
М.Д. |
4,3 |
19 |
15 |
4 | ||||||
10 |
К.О. |
4,4 |
18 |
15 |
3 | ||||||
11 |
И.О. |
4,4 |
20 |
14 |
6 | ||||||
12 |
Е.И. |
4,5 |
20 |
14 |
6 | ||||||
13 |
А.М |
4,6 |
20 |
13 |
7 | ||||||
14 |
Г.М |
4,7 |
19 |
13 |
6 | ||||||
15 |
Е.Т. |
4,8 |
19 |
12 |
7 | ||||||
16 |
С.М. |
4,8 |
20 |
11 |
9 | ||||||
17 |
К.А. |
4,9 |
13 |
10 |
3 | ||||||
18 |
С.О |
5 |
20 |
15 |
5 | ||||||
9Б | |||||||||||
№ |
Фамилия |
Ср.балл |
Мат. Тест |
Верб. Тест |
Разница(В.-М.) | ||||||
1 |
Ф.Р. |
3,2 |
10 |
13 |
3 | ||||||
2 |
М.С. |
3,2 |
12 |
14 |
2 | ||||||
3 |
Ш.О. |
3,3 |
17 |
7 |
-10 | ||||||
4 |
О.М. |
3,3 |
8 |
14 |
6 | ||||||
5 |
Ф.А. |
3,4 |
12 |
15 |
3 | ||||||
6 |
В.Д |
3,5 |
12 |
16 |
4 | ||||||
7 |
З.В. |
3,6 |
13 |
11 |
-2 | ||||||
8 |
С.С. |
3,8 |
7 |
15 |
8 | ||||||
9 |
З.Р. |
3,8 |
19 |
12 |
-7 | ||||||
10 |
Т.И. |
3,9 |
19 |
13 |
-6 | ||||||
11 |
И.А. |
4 |
5 |
7 |
2 | ||||||
12 |
П.А. |
4 |
9 |
12 |
3 | ||||||
13 |
М.М. |
4,3 |
12 |
7 |
-5 | ||||||
14 |
О.О. |
4,5 |
6 |
8 |
2 | ||||||
15 |
К.Е. |
4,7 |
7 |
12 |
5 | ||||||
16 |
Д.Е. |
4,7 |
7 |
13 |
6 | ||||||
17 |
С.В. |
4,8 |
4 |
11 |
7 | ||||||
18 |
М.Е. |
5 |
14 |
8 |
-6 |
Приложение 2
Табл.4 Различия.
Paired Samples Test |
|||||||||
|
|
Paired Differences |
t |
df |
Sig. (2-tailed) | ||||
Mean |
Std. Deviation |
Std. Error Mean |
95% Confidence Interval of the Difference |
||||||
Lower |
Upper |
||||||||
Pair 1 |
A_VERB - B_VERB |
1,556 |
3,433780668 |
0,809349865 |
-0,1520234 |
3,263135 |
1,921982 |
17 |
0,071532199 |
Pair 2 |
MAT_9A - MAT_9B |
7,222 |
4,857444929 |
1,14491075 |
4,806671687 |
9,637773 |
6,308109 |
17 |
7,86356E-06 |
Pair 3 |
VERB_9A - MAT_9A |
-4,83 |
2,121320344 |
0,5 |
-5,88824112 |
-3,77843 |
-9,66667 |
17 |
2,53891E-08 |
Pair 4 |
VERB_9B - MAT_9B |
0,833 |
5,436802694 |
1,281466684 |
-1,87032504 |
3,536992 |
0,650297 |
17 |
0,524192504 |
Приложение 3
Табл. 5 Корреляции.
Correlations |
||||||
|
A_SRBALL |
A_MAT |
A_VERB |
B_SRBALL |
B_MAT |
B_VERB |
A_SRBALL |
1 |
|||||
A_MAT |
0,42177214 |
1 |
||||
A_VERB |
0,06738402 |
0,665703 |
1 |
|||
B_SRBALL |
0,96459898 |
0,340748 |
-0,05352 |
1 |
||
B_MAT |
-0,2980878 |
-0,13945 |
0,149084 |
-0,35368 |
1 |
|
B_VERB |
-0,3659645 |
-0,01843 |
0,562077 |
-0,41336 |
-0,00097 |
1 |