Особенности интеллекта учеников специализированных классов (гуманитарного и математического)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:40, дипломная работа

Описание работы

Цель работы:
Выявить и изучить особенности интеллектуальной деятельности у учени-ков математического и гуманитарного классов.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты данного вопроса.
2. Провести диагностику вербального и счетно-математического компонентов интеллекта школьников. Выявить различия, если они есть, в структуре интел-лекта учеников дифференцированных классов. Сделать выводы: соответствует ли разделение учеников по специализированным классам особенностям струк-туры их интеллекта (уровню развития вербального и счетно-математического компонентов интеллекта школьников).

Содержание

Введение 2
Глава 1 Теории, модели интеллекта и его развитие 6
1.1 Теории интеллекта 6
1.1.1 Имплицитные теории 6
1.1.2 Эксплицитные теории 7
1.2 Модели интеллекта 17
1.2.1 Факторные модели интеллекта 17
1.2.2 Когнитивные модели интеллекта 25
1.3 Развитие интеллекта 33
1.3.1 Влияние среды на развитие интеллекта 33
1.3.2 Другие факторы интеллектуального развития 39
1.3.3 Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни 43
1.4 Взаимосвязь интеллекта с успеваемостью и профессиональной деятельностью 49
1.4.1 Общий интеллект и успеваемость 49
1.4.2 Общий интеллект и профессиональная деятельность 51
1.4.3 Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных способностей 52
Глава 2 Исследование особенностей интеллекта учеников дифференцированных классов 55
2.1 Организация и методы 55
2.2 Анализ результатов и интерпритация 58
Корреляции результатов 64
Выводы 65
Заключение 66
Источники 68
Приложение 69

Введение
Всякий умный человек знает,
что такое интеллект ...
Это то, чего нет у других.
Из этого шуточного высказывания становиться ясно, что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются эти определения сформулировать.
Р.Стернберг просил людей описать характеристики интел¬лектуальной личности, и среди наиболее часто встречающихся ответов были: "хорошо и логично мыслит", "много читает", "сохраняет открытый ум", "глубоко понимает прочитанное".
В качестве рабочего определения: интеллект - способ¬ность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений меж¬ду объектами и идеями и использовать знания осмысленным образом.
Все формы познания "высшего порядка" - формирование понятий, рассуждение, решение задач, память и восприятие связаны с человеческим интеллектом. Его невозможно оторвать от других когнитивных процессов. Он, строго говоря, не являет¬ся одной из структур, стоящей наряду с другими структурами. Интеллект - это определенная форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, образующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсорных механизмов.
Интеллект играет главную роль не только в психике чело¬века, но и вообще в его жизни. Будучи самой совершенной из психических адаптации, интеллект служит наиболее необходи¬мым и эффективным орудием во взаимодействиях субъекта с ок¬ружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложней¬шими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того, чт

Работа содержит 1 файл

Особенности интеллекта детей гум и матем класс.doc

— 741.50 Кб (Скачать)

Эту зависимость можно назвать  ступенчатой и выразить следующей схемой:

Рисунок 1.10 Связь успешного обучения по предметам с уровнями развития компонентов интеллекта[9].

 

Следует лишь добавить, что корреляционные связи между успешностью обучения и уровнем развития каждого из факторов описываются той же моделью «интеллектуального диапазона»[9;209].

Переход от факторных и корреляционных моделей описания структуры общих способностей и параметров деятельности к моделям алгебраическим и далее — динамическим сегодня является совершенно необходимым для дальнейшего развития теории общих способностей.

Модель «интеллектуального диапазона» (точнее было бы сказать: «диапазона продуктивности») позволяет описать ряд известных эмпирических зависимостей и фактов, а также предсказать новые эффекты[6;158]. Общий интеллект определяет лишь верхние границы возможных достижений человека. Известная поговорка: «Выше головы не прыгнешь» — звучит не очень оптимистично. Но это не значит, что диапазон человеческих возможностей мал.

Глава 2  Исследование особенностей интеллекта учеников дифференцированных классов

2.1 Организация и методы 

Цель работы

Выявить и изучить  особенности интеллектуальной деятельности у учеников математического и гуманитарного классов.

Задачи

1. Провести диагностику  вербального и счетно-математического компонентов интеллекта школьников.

2. Сопоставить результаты  учеников математического и гуманитарного классов.

3. Выявить различия, если  они есть, в структуре интеллекта  учеников дифференцированных классов.

4. Сделать выводы: соответствует  ли разделение учеников по  дифференцированным классам особенностям структуры их интеллекта (уровню развития вербального и счетно-математического компонентов интеллекта школьников)

Рабочая гипотеза

При разделение детей по математическому и гуманитарному направлениям особенности структуры их интеллекта учитываются не в полной мере.

 Методика

В процессе исследования был использован тест структуры  интеллекта Амтхауэра.

Впервые тест структуры  интеллекта был описан в 1953 г. Р. Амтхауэром. Групповой тест предназначался для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 лет до 61 года. Автор ставил задачу разработать метод, который мог использоваться на практике для профессиональной ориентации и консультирования по проблемам выбора профессии[1;56]. Амтхауэр включил в свой тест задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Средняя величина взаимных корреляций между этими факторами в тесте равна 0,36 (0,62 — 0,20). Тест был разработан в трех параллельных формах. Надежность теста как инструмента равна 0,97 (корреляция четных и нечетных заданий), при повторном тестировании через год коэффициенты надежности оказались равными 0,83 (по отдельным субтестам — 0,50). Валидность теста по критерию успешности обучения в школе равна 0,62.

Тест был адаптирован  для выборки русских школьников М. К. Акимовой и др. (1984) и включал 9 субтестов[1;56]. Методика включает в себя следующие субтесты: 1) на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний (не только научных, но и житейских); 2) на классификацию понятий; 3) на установление аналогий; 4) на подведение двух понятий под общую категорию (обобщение); 5) на умение решать простые арифметические задачи; 6) на умение находить числовые закономерности; 7) на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости; 8) на умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур. Каждый субтест состоит из 20 заданий. Время выполнения каждого субтеста ограничено — 10 мин. Целиком выполнение всего теста занимает 80 мин (два урока без перерыва).

Для проведения группового тестирования подготовлены две формы  теста — А и Б. Соседи по парте  работают с разными формами теста.

Таким образом, задания теста состоят из вербального и числового материалов, а также из изображений. Первые требуют от испытуемых определенных знаний и умений производить с материалом некоторые логические действия. Вторые предполагают определенную степень развития формализованного и пространственного мышления. Р. Амтхауэр предполагал, что по успешности выполнения отдельных субтестов этой методики можно судить о структуре интеллекта испытуемых[1;57]. Для грубого анализа «умственного профиля» он предлагает следующее: если наивысшие результаты получены испытуемым по первым четырем субтестам, то у него больше развиты теоретические способности, если же они получены по субтестам, составляющим вторую половину методики, то у него больше развиты практические способности.

Для диагностики вербального  и счетно-математического компонентов интеллекта школьников были выбраны 2 субтеста:

1) на классификацию  понятий;

2) на умение находить  числовые закономерности.

Ход работы

Исследование проводилось 15.03.04 в 9а классе и 18.03.04 в 9б классе химико-технологического лицея № 4 города Пскова. Оба класса специализированные, 9а - математический, 9б - гуманитарный. Исследование проводилось в 10.30, когда школьники уже проснулись и еще не устали.

Каждому ученику был  выдан бланк методики. Далее была зачитана инструкция и засечено время 15 минут. После чего испытуемые начали работать.

Инструкция

Перед вами два теста, первый словесный, второй математический. Вам нужно выполнить оба, на каждый дается по 15 минут.

Посмотрите словесный тест (раздел 2). В каждом задании представлено пять слов. Все слова кроме одного можно объединить общим понятием. Из них вам нужно исключить лишнее.

Например:

а) видеть б) говорить в) осязать  г) нюхать д) слышать

Лишнее слово «говорить», остальные можно объединить понятием «чувствовать». В ответе запишем номер задания и букву б).

В математическом тесте (раздел 6) вам дается ряд чисел, который  вам нужно продолжить одним числом.

Например:

2 4 6 8 10 12 14 ?

Здесь каждое следующее  число получается путем прибавления двойки к предыдущему. Это будет число 16. В ответе запишем номер задания и полученное число 16.

 

 

2.2 Анализ результатов и интерпритация   См. табл. 2.

Наибольшее количество баллов:

Математический тест    9а: 20 баллов;

9б: 19 баллов;

Вербальный тест  9а: 16 баллов;

9б: 16 баллов;

Наименьшее количество баллов:

Математический тест    9а: 12 баллов;

9б: 4 баллов;

Вербальный тест  9а: 7 баллов;

9б: 7 баллов;

Средний балл:

Математический тест    9а: 17,9 баллов;

9б: 10,7 баллов;

Вербальный тест  9а: 13,1 баллов;

9б: 11,6 баллов;

Средний уровень школьной успеваемости:

9а: 4,26;

9б: 3,94.

В целом получилось, что  наибольшая разница результатов математического и вербального тестов в 9а составила 9 баллов, в 9б составила 10 баллов. Наименьшая разница в 9а составила 1 балл, в 9б составила  2  балла.

9а класс:

  1. П.И. Результат математического теста: 17 баллов, вербального: 13 баллов, средняя успеваемость: 3,3 балла, разница результатов: 4 балла.
  2. Е.Р. Результат математического теста: 13 баллов, вербального: 9 баллов, средняя успеваемость: 3,6 балла, разница результатов: 4 балла.
  3. Б.Д. Результат математического теста: 12 баллов, вербального: 7 баллов, средняя успеваемость: 3,6 балла, разница результатов: 5 баллов.
  4. И.А. Результат математического теста: 18 баллов, вербального: 16 баллов, средняя успеваемость: 3,8 балла, разница результатов: 2 балла.
  5. З.О. Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 15 баллов, средняя успеваемость: 3,8 балла, разница результатов: 4 балла.
  6. П.И. Результат математического теста: 17 баллов, вербального: 16 баллов, средняя успеваемость: 4 балла, разница результатов: 1 балл.
  7. Ф.Г. Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 16 баллов, средняя успеваемость: 4 балла, разница результатов: 3 балла.
  8. Ш.Е. Результат математического теста: 20 баллов, вербального: 12 баллов, средняя успеваемость: 4,2 балла, разница результатов: 8 баллов.
  9. М.Д.Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 15 баллов, средняя успеваемость: 4,3 балла, разница результатов: 4 балла.
  10. К.О. Результат математического теста: 18аллов, вербального: 15баллов, средняя успеваемость: 4,4балла, разница результатов: 3 балла.
  11. И.О. Результат математического теста: 20 баллов, вербального: 14 баллов, средняя успеваемость: 4,4 балла, разница результатов: 6 баллов.
  12. Е.И. Результат математического теста: 20 баллов, вербального: 14 баллов, средняя успеваемость: 4,5 балла, разница результатов: 6 баллов.
  13. А.М. Результат математического теста: 20 баллов, вербального: 13 баллов, средняя успеваемость: 4,6 балла, разница результатов: 7 баллов.
  14. Г.М.  Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 13 баллов, средняя успеваемость: 4,7 балла, разница результатов:  6 баллов.
  15. Е.Т. Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 12 баллов, средняя успеваемость: 4,8 балла, разница результатов: 7 баллов.
  16. С.М. Результат математического теста: 20 баллов, вербального: 11 баллов, средняя успеваемость: 4,8 балла, разница результатов: 9 баллов.
  17. К.А. Результат математического теста: 13 баллов, вербального: 10 баллов, средняя успеваемость: 4,9 балла, разница результатов: 3 баллов.
  18. С.О. Результат математического теста: 20 баллов, вербального: 15 баллов, средняя успеваемость: 5 балла, разница результатов: 5 баллов.

9б класс:

  1. Ф.Р. Результат математического теста: 10 баллов, вербального: 13 баллов, средняя успеваемость: 3,2 балла, разница результатов: 3 балла.
  2. М.С. Результат математического теста: 12 баллов, вербального: 14 баллов, средняя успеваемость: 3,2 балла, разница результатов: 2 балла.
  3. Ш.О. Результат математического теста: 17 баллов, вербального: 7 баллов, средняя успеваемость: 3,3 балла, разница результатов: 10 баллов.
  4. О.М. Результат математического теста: 8 баллов, вербального: 14 баллов, средняя успеваемость: 3,3 балла, разница результатов: 6 баллов.
  5. Ф.А. Результат математического теста: 12 баллов, вербального: 15 баллов, средняя успеваемость: 3,4 балла, разница результатов: 3 балла.
  6. В.Д. Результат математического теста: 12 баллов, вербального: 16 баллов, средняя успеваемость: 3,5 балла, разница результатов: 4 балла.
  7. З.В. Результат математического теста: 13 баллов, вербального: 11 баллов, средняя успеваемость: 3,6 балла, разница результатов: 2 балла.
  8. С.С. Результат математического теста: 7 баллов, вербального: 15 баллов, средняя успеваемость: 3,8 балла, разница результатов: 8 баллов.
  9. З.Р. Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 12 баллов, средняя успеваемость: 3,8 балла, разница результатов: 5 баллов.
  10. Т.И. Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 13 баллов, средняя успеваемость: 3,9 балла, разница результатов: 6 баллов.
  11. И.А. Результат математического теста: 5 баллов, вербального: 7 баллов, средняя успеваемость: 4 балла, разница результатов: 2 балла.
  12. П.А. Результат математического теста: 9 баллов, вербального: 12 баллов, средняя успеваемость: 4 балла, разница результатов: 3 балла.
  13. М.М. Результат математического теста: 12 баллов, вербального: 7 баллов, средняя успеваемость: 4,3 балла, разница результатов: 5 балла.
  14. О.О. Результат математического теста: 6 баллов, вербального: 8 баллов, средняя успеваемость: 4,5 балла, разница результатов: 2 балла.
  15. К.Е. Результат математического теста: 7 баллов, вербального: 12 баллов, средняя успеваемость: 4,7 балла, разница результатов: 5 баллов.
  16. Д.Е. Результат математического теста: 7 баллов, вербального: 13 баллов, средняя успеваемость: 4,7 балла, разница результатов: 6 баллов.
  17. С.В. Результат математического теста: 4 баллов, вербального: 11 баллов, средняя успеваемость: 4,8 балла, разница результатов: 7 баллов.
  18. М.Е. Результат математического теста: 14 баллов, вербального: 18 баллов, средняя успеваемость: 5 балла, разница результатов: 4 балла.

 

Рис. 2.1.а.

Рис. 2.1.б.

 


 

 

Корреляции результатов

Между результатами математического и вербального тестов в 9а: 0,67.

Между результатами вербального 9а и вербального 9б: 0,56.

Это свидетельствует  о явной связи.

Между успеваемостью  и результатами математического теста в 9а: 0,42

Между успеваемостью  и результатами вербального теста в 9а: 0,07

Между успеваемостью  и результатами вербального теста в 9б: -0,41

Между успеваемостью  и результатами математическоготеста в 9б: -0,35

Зависимость успеваемости и результатов незначительна.

 

Т-критерий стьюдента:

Различия математического теста 9а и математического теста 9б: 6,03;

Вербального теста 9а и математического теста 9а: -9,67.

Различия между другими  результатами незначительны. См. приложение.

 

Из графиков  на рис.2.1.б. видно, что результаты вербального теста классов отличаются не значительно, в среднем баллы гуманитарного класса ниже на 11%. Что свидетельствует о незначительном различии уровней развития вербального компонента интеллекта школьников.

На рис.2.1.а. представлены графики по результатам математического теста. Легко заметить, что у 9а класса  количество верных ответов в среднем значительно выше, чем у 9б. разница в среднем составляет 40%. Что свидетельствуют о более высоком уровня развития счетно-математического компонента интеллекта школьников математического класса.

 

Графики на рис.2.2.а и 2.2.б  дают полную картину ответов учеников 9а и 9б классов по каждому тесту.

Из рис.2.2.а. Ясно видно, что график вербального теста находится ниже графика математического теста и его значения меньше у каждого испытуемого. Можно сказать, что у всех учеников математического класса больше развит счетно-математический компонент интеллекта.

Рис.2.2.б  показывает, что  график вербального теста пересекается с графиком математического теста и его значения ниже в пяти точках из восемнадцати. Можно сделать вывод, что у тринадцати учеников 9б (большей части) больше развит вербальный компонент интеллекта, а у пяти счетно-математический. Разница результатов по разным тестам у этих учеников составляет от двух до десяти баллов, что позволяет считать их неслучайными.

 Выводы

Гипотеза о том, что  разделение детей по специализированным классам не соответствует особенностям структуры их интеллекта подтвердилась  в случае с гуманитарным классом, где у 27% учащихся больше развит счетно-математический компонент интеллекта, а не  вербальный.

В случае с математическим классом гипотеза не подтвердилась. У всех учеников уровень развития счетно-математического компонента интеллекта выше чем вербального.

Информация о работе Особенности интеллекта учеников специализированных классов (гуманитарного и математического)