Особенности девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, наше общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы подрастающего поколения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Целью работы стало исследование психологических особенностей личности подростков с девиантным поведением
Объект исследования: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.
Предмет исследования: личностные особенности девиантных подростков.

Содержание

Введение
1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей.
1.1. Различные подходы к классификации девиантного поведения
1.2. Основные виды девиантного поведения

2. Особенности девиантного поведения подростков
2.1. Типичные формы девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 79.55 Кб (Скачать)

Следующие вещества, предметы или  действия могут быть средством для  людей с аддиктивной формой поведения: наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.

Аддиктивное поведение формируется  постепенно. Начало отклонения связано  с переживанием интенсивного острого  изменения психического состояния человеком в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует определенный способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза.

Подростки полагают, будто наркотики и алкоголь благотворно влияют на настроение, поднимают самооценку, отпускают  тормоза, ослабляют беспокойство. Но факты говорят о том, что здесь  срабатывает эффект внушения.

В подростковой среде широкую популярность получил "балдеж" от вдыхания паров лаков  или растворителей. Однако "профессиональные токсикоманы" маляры и лакировщики  не испытывают ничего подобного от этих запахов. На этом примере очень  ярко виден эффект ожидания: если человек  заранее уверен, что ему будет  хорошо, ждет кайфа, то он в конце  концов получает его. Рабочие кайфа  не ждут и потому воспринимают свои ощущения как неприятные издержки производства.

Состояние, которое принято именовать кайфом, предполагает определенные переживания  и поведение. Роль кайфующего - это  роль с большими привилегиями (можно  позволить себе лишнее) и с меньшими обязанностями (разрешено не делать необходимого).

При первом использовании алкоголя, наркотиков все испытывают крайне неприятные ощущения: тошноту, головную боль, головокружение. При повторном, а затем и систематическом  применении тех же веществ, глядя  на более опытных потребителей дурмана, новичок учится положительно истолковывать  объективные эффекты наркотизации.

Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния  психологического диском форта провоцируют  аддиктивную реакцию. Постепенно такое  поведение становится привычным  типом реагирования на требования реальной жизни. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части  личности, т.е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, возникает чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства  психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я не нуждаюсь в  людях», «я поступаю так, как мне  нравится», «если я захочу, то все  изменится» и т.п.

В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение  человека. Он отчуждается от общества, затрудняются контакты с людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне, нарастает одиночество. Вместе с этим появляется страх перед  одиночеством, поэтому аддикт предпочитает стимулировать себя поверхностным  общением, находиться в кругу большого числа людей. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным  контактам такой человек не способен, даже если окружающие и стремятся к этому. Главное для него - те предметы и действия, которые являются для него средствами аддикции.

Проблема аддиктивного поведения  включает не только анализ таких известных  явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее исследованных - «работоголизм», проблему детей алкоголиков, проблему «сухого алкоголизма». Изучение механизма возникновения и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре  общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения.

С некоторыми отговорками к аддиктивным  формам девиантного поведения можно  отнести и проституцию. Сам термин «проституция» происходит от латинского слова prostituere «выставлять публично». Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Уровень проституции резко вырос в постсоветский период. В нашем обществе проституция долгое время считалась «отсутствующей», и такое длительное замалчивание реальной ситуации привело к тому, что обнародование факта существования проституции вызвало нездоровый интерес не только взрослого населения, но и подростков, подогреваемый к тому же и средствами массовой информации. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы (наблюдается значительное омоложение). В числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

Резкому омоложению подверглась и  такая форма девиантного поведения  как самоубийство. Суицид – намерение  лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцируемом  суицидное поведение, выступает  специфическая комбинация таких  характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети. Несомненна связь суицидного поведения с  другими формами социальных отклонений, например с употреблением алкоголя.

Подростки, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся  в состоянии стресса, а также  чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. У подростков суицид есть следствие социально-психологической  дезадаптации личности в условиях переживаемого  микро социального конфликта.

Подросткам  характерно внутреннее суицидальное поведение, включающее в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также  суицидальные тенденции, среди которых  можно выделить замыслы и намерения. Внешние формы суицидального  поведения включают в себя суицидальные попытки, служащие средством демонстрации и привлечения внимания к своей персоне, и завершенные суициды.

Дюркгейм  выделяет 3 основных типа самоубийства, обусловленные различной силой  влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и  аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабого  воздействия социальных (групповых) норм на индивида, остающегося наедине  с самим собой и утрачивающего  в результате смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т.е. видящего её смысл вне её самой. Наконец, аномическое самоубийство обусловлено  состоянием аномии в обществе, когда  социальные нормы не просто слабо  влияют на индивида (как при эгоистическом  самоубийстве), а вообще практически  отсутствуют, когда в обществе наблюдается  нормативный вакуум, т.е. аномия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ситуация  с правонарушениями совершаемыми несовершеннолетними  в настоящее время остается достаточно сложной проблемой требующей  немедленного решения. Несмотря на некоторое  снижение числа подростковых правонарушений, их показатели остаются достаточно высокими. Помимо этого , отмечается усиление жестокости и общественной опасности правонарушений, рост числа хорошо спланированных и  организованных групповых преступлений. Обращает на себя внимание и тот  факт, что преступность несовершеннолетних молодеет, возрастает участие в нем  девочек-подростков.

Спонтанное  развитие рыночных отношение привело  к резкому материальному расслоению и росту малообеспеченных семей. Родители,  потеряв уверенность  в собственных силах, перестают  быть для детей образцом для подражания. В неблагополучных семьях дети часто  подвергаются насилию со стороны  родителей. Ребенок становится агрессивным  и озлобленным. Все это усиливает  и негативное воздействие СМИ, так  как широко пропагандирует сексуальные  разнузданности, жестокость и насилие.

Хочется отметить что большинство несовершеннолетних правонарушителей выходцы из неблагополучных  семей.

Для подростков правонарушителей характерны глубокие нарушения познавательной сферы, деформация нравственных ориентаций и установок. Отсутствие элементарных трудовых и  гигиенических навыков. Интересы данной категорий детей носят развлекательный  характер и направлены на удовлетворение примитивных целей  и потребностей. В ходе нашего исследования было установлено  что трудные подростки характеризуются  рядом личностных особенностей: коммуникабельностью  и непостоянностью, эгоцентричностью и тревожностью, высокой самооценкой  и низким уровнем притязания, уровень  самоуправления ниже среднего.

Неоспоримым является, тот факт, что формирование адекватной личностной установки взаимодействие с социальным окружением  у трудных  подростков возможно в результате проведения психологом коррекционной работы.

Формированию  противоправного поведения несовершеннолетних способствует множество факторов. К  ним можно отнести социально-экономические, морально-этические, психолого-педагогические, биологические и другие факторы. Выделят в генезисе правонарушений определенный фактор достаточно трудно, так, как  в большинстве случаев  они оказывают комплексное воздействие, влияние их  в каждом конкретном случае неоднозначно, Часто взаимозависимо и взаимообусловлено.

В силу критической  ситуаций, сложившейся в подростковой преступности и увеличением числа  факторов, способствующих формированию данного типа поведения, все большее  значение принимает система  оказание социальной помощи вышеуказанной категорий  населения. Одним из таких видов  помощи является социальная реабилитация. В связи с комплексным нарушением личности подростков-правонарушителей, затрагивающих все факторы его жизнедеятельности. Процесс социальной реабилитация включает в себя множество направления работы, таких как: педагогическое, диагностическое, психологическое, оздоровительное и другие.  Организация данной деятельности должна носить системный, комплексный характер, включать в себя согласованные  действия,  направленные на достижения единой цели по ресоциализаций подростка и реадаптаций его к существующим условиям жизни. Успешное решение данной проблемы требует объединения усилий всех специалистов занятых работой с детьми и подростками. Необходимо осуществление комплекса мер по совершенствованию системы оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям на уровне отдельно взятых учреждений, главным из которых является школа. Необходимо дать школьному психологу полную свободу действия в работе с трудными подростками

Данные  статистики приведенные выше свидетельствуют  о том, что проблема подростковых правонарушений требует решения  на республиканском уровне. Важно  помнить что дети это наше будущее.   Выявление психологических особенностей детей подросткового возраста, помогает в практической работе школьного  психолога с детьми подросткового  возраста. Данные психодиагностического  исследования личности подростка  позволяет  создать модель работы с подростками-правонарушителями, помогает взаимодействию учителей и  родителей, психолога  и работников социальной сферы. Важно отметить, что  кроме   данных  психодиагностического  исследования личности подростка , необходимо вести постоянное наблюдение, проводить  беседы по волнующих подростка темам; проведение психопрофилактической  работы (проведение бесед групповых  тренингов, консультаций) также снижает  уровень подростковых правонарушений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Аверин В. Психология детей и подростков.- СПб.: Изд. Михайлова. 1998.
  2. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами.- М., 1983.
  3. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике// Журнал неврапоталогии и психиатрии им. С.С.Корсакова.-1985.-№10.
  4. Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте  воспитания  //  Избр. психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980,- Т. 2.
  5. Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 1989 г
  6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России,1994 г.
  7. Беличева С. А.  Специализированные  подростковые  клубы  как  институт ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. - Т. 5. - № 6. - С. 48 - 54.
  8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
  9. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 1996.
  10. Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1988 г
  11. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  12. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущиеся силы развития ребёнка // Психология личности. Тексты. М., 1982.
  13. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 303 с.
  14. Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 1988
  15. Воловик А. Введение в интерес. М.,1983
  16. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 1984. т.5 Трудное детство.
  17. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития  // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.
  18. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - ., 1990.
  19. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование №1, 1997
  20. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5.
  21. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. 1988. № 2.
  22. Горьковая И. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения. -  СПб.. 1998.
  23. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под науч. Ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003.
  24. Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 1991.
  25. Демьянов Ю.Г. Основы пихопрофилактики С.-П.:Паритет, 1999.
  26. Дубровина И. В.  Об  индивидуальных  особенностях  школьников.  -  М.: Знание, 1975.
  27. Дюркгейм Э. Самоубийство, СПБ: Питер, 1986 г.
  28. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. - М., 1998.
  29. Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986
  30. Ершев О.Ф. Жизнь без наркотиков. СПб.. 2001.
  31. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998
  32. Зарковский Г.М., Смолян Г.Л. Типология информационно-психологических факторов в российском обществе // Экологическая психология. Тезисы 1-й российской конференции. (Москва. 3-5 декабря 1996 г.): Курдюкова Ю.А., Лидская Э.В., Мдивани М.О. Видеосреда как фактор агрессивного поведения // Экологическая психология. Тезисы 1-й российской конференции. (Москва. 3-5 декабря 1996 г.)
  33. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М: Просвещение, 1986.
  34. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.
  35. Игры: обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.
  36. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание// Вопросы психологии. - 1992, № 2.
  37. Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995
  38. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения:  Учебное  пособие  для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
  39. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.
  40. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. – М., 1979.
  41. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М.: Медицина,1985.
  42. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел, ОГИИК, 1997
  43. Колесков Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка. -  М.. 1986.
  44. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.
  45. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. - М., 1966
  46. Краткий психологический словарь/ сост. Карпенко Л.А.; под ред. А.В. Петровского. М., 1985
  47. Краткий словарь современных понятий и терминов. - М., 2000.
  48. Краковский А.П. О подростках. М.: Просвещение, 1970
  49. Крестьянов В.П. Методика работы клуба с детьми и подростками. М., 1980
  50. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 1995.
  51. Крутецкий В.А. Психология подростка, 1965
  52. Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001.
  53. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999.
  54. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 1997.
  55. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.
  56. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аддиктивной среде. - М., 1988.
  57. Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 1999
  58. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 1981.
  59. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985.
  60. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – Л.,1983.
  61. Личко А.Е., Бартенский B.C. Подростковая наркология: Руководство. - Л., 1991.
  62. Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 1990. № 5.

Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков