Особенности девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, наше общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы подрастающего поколения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Целью работы стало исследование психологических особенностей личности подростков с девиантным поведением
Объект исследования: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.
Предмет исследования: личностные особенности девиантных подростков.

Содержание

Введение
1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей.
1.1. Различные подходы к классификации девиантного поведения
1.2. Основные виды девиантного поведения

2. Особенности девиантного поведения подростков
2.1. Типичные формы девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 79.55 Кб (Скачать)

Наркомания, вид девиантного поведения. Наркотик — это психоактивное вещество, способное при повторных приемах вызывать у человека зависимость.

Наркомания — тотальное (то есть затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования) поражение личности, сопровождающееся осложнениями физического здоровья. Это значит, что человек, вставший на путь наркомании, постепенно приобретает психические отклонения, теряет свои лучшие нравственные качества, уходит от друзей, потом из семьи, не может приобрести профессию, остается без работы, вовлекается в преступную среду, приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно и верно разрушает свое тело.

Каждый  новый исторический момент,  производящий радикальные перестройки, отражается на общественной и индивидуальной жизни  большей части людей, порождая как  субъектов нового типа, соответствующих  духу времени, так и маргиналов — людей, находящихся за пределами характерных для данного общества социокультурных норм и традиций. Среди них резко выделяется группа людей, употребляющих наркотики и алкоголь. За последние годы наблюдается тенденция «омолаживания» наркотизации и алкоголизации. С учетом возрастной принадлежности большинства наркоманов под угрозой оказывается до 1/3 нового поколения страны. Проблема потребления наркотических средств детьми и подростками вышла на государственный уровень. Мировая статистика свидетельствует о повсеместном и неуклонном росте количества больных, употребляющих психоактивные вещества. Масштабы и темпы ее роста таковы, что ставят под вопрос социальную стабильность казахстанского общества уже в ближайшей перспективе. Исследования показывают, что каждый наркоман втягивает в наркотический оборот пять-шесть человек, что придает процессу характер эпидемии. Рост наркомании и алкоголизма ведет к увеличению числа венерических заболеваний, инфицированности гепатитом, СПИДом. Таким образом, в условиях глобализации современного общества злоупотребление наркотиками относится к разряду высоко значимых и острых социальных и психологических проблем.

Проблема  употребления наркотиков  чрезвычайно  серьезна. Конечно, само по себе употребление наркотика не обязательно делает человека наркоманом. Существуют разные уровни наркотизации единичное или  редкое употребление наркотиков: многократное их употребление (в англоязычной литературе это называют «злоупотреблением  наркотиками»), но без признаков  психической или физиологической  зависимости. Собственно наркомания имеет  три стадии.

• наркомания I стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости и прекращение приема наркотика не вызывает мучительных ощущений абстиненции;

•  наркомания II стадии, когда сложилась физическая зависимость от наркотика и поиск его направлен уже не столько на то, чтобы вызвать эйфорию, сколько на то, чтобы избежать мучений абстиненции:

•    наркомания III стадии — полная физическая и психическая деградация.

Первые  две стадии развития обратимы; по мнению П. Нобла только 20% подростков, относящихся  ко второму из указанных уровней, в будущем становятся настоящими наркоманами. Однако степень риска  зависит также от возраста, в котором  начинается употребление наркотика, и  от характера наркотических средства (к опиатам привыкают вдвое  быстрее, чем к транквилизаторам).

Как и  пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые  приобщаются к наркотическим  веществам из любопытства, желания  узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое  явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся в определенных местах. Есть у наркоманов и стереотипы поведения. Школа большей частью об этом не знает и на соответствующие симптомы не обращает должного внимания. Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать все более серьезные правонарушения.

На наш  взгляд, проблему употребления наркотических  веществ подростками следует  рассматривать не только как проблему физиологическую, но и как проблему личности, прибегающей к наркотикам в конкретной социальной ситуации.

Среди подростков наркотизация часто проходит «по  подражанию» взрослым   или   сверстникам.  Существенное  значение в качестве факторов риска имеют  подростковые поведенческие реакции: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, формирующееся сексуальное влечение, а также яркое проявление акцентуаций характера. Важным психологическим фактором, способствующим наркотизации, является одно из ценнейших качеств личности — любопытство.  Любопытство — это психическое  состояние которое возникает в результате необходимости ориентировки в окружающей обстановке. У детей любопытство проявляется сильнее, чем у взрослых. Ряд отечественных исследователей считает, что во многих случаях отклоняющееся поведение подростков,  приводящее  к  злоупотреблению  наркотических веществ,  обусловлено действием механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости у них сферы потребностей, искажением процесса социализации, а также особенностями эмоциональной сферы: низкой стрессоустойчивостью, повышенной тревожностью, импульсивностью. Психологические  факторы  риска  возникновения  зависимости  —  это  совокупность  мотивов, побуждающих к употреблению наркотиков. Они определяют  индивидуальный   процесс   приобщения   к  наркотическим веществам.  К  ним  относятся  трудности  приспособления  к  окружающей  среде,  конфликт с окружением,  неудовлетворенность, непонятость, утомление, робость, осознание своей неполноценности. Иными словами — фрустрация, состояние психологического дискомфорта. В  отсутствии  сколько-нибудь  завершенной психологической концепции наркомании особого внимания заслуживают эмпирические исследования.

Ещё один вид девиантного поведения это суицидальное поведение подростков. Обычно самоубийство рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микро социальных конфликтов.

Под суицидальным  поведением  людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей.

На фоне острого эмоционального состояния  кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти  правильного выхода из сложившейся  ситуации. Он теряет смысл жизни. Суицидальное поведение имеет внутренние и  внешние формы своего проявления. К внутренним формам относится:

• антивитальные  представления (т. е. размышления об отсутствии ценности жизни);

• пассивные  суицидальные мысли (представления  на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное  лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т. д.);

• суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства, продумывание его деталей);

• суицидальные намерения (принятие решения о самоубийстве).

Внешние же формы проявляются следующим  образом:

• суицидальные высказывания:

• суицидальные попытки (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся  смертью);

• завершенный  суицид.

 Типы суицидального поведения. В зависимости от типа суицидальных попыток поведение может быть трех видов:

• истинное — истинное суицидальное поведение характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни (заранее выбирается место и время, чтобы никто не смог помешать).

• демонстративно-шантажное — проявляется в оказании суицидентом психологического давления, то есть человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть и предпринимает меры предосторожности, которые, увы, не всегда достаточны. Это обстоятельство нередко становится причиной трагического исхода, что необходимо учитывать в практической деятельности.

• аффективное — аффективное суицидальное поведение обычно обусловлено необычайно сильным аффектом, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания.

Динамика суицидального поведения. В результате исследований установлено, что суицидальное поведение, как бы быстро оно ни развивалось, всегда имеет определенную фазность.

Самоубийству  предшествует пресуицид, включающий две  фазы:

1. Предиспозиционная фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека (период поиска «точки опоры»), но эта активность не сопровождается суицидальными исполнительными действиями. По мере того, как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Суицидент остро ощущает невыносимость существования и предположительно констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируются механизмами защиты. Еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.

2. Собственно суицидальная фаза начинается, если суицидент не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, и длится вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе происходит углубление дезадаптации: у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа самоубийства.

Существуют  три основных признака надвигающегося суицида:

• скрытый  гнев: гнев скрывают, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его можно  заметить: тяжелая потеря: положение  дел не улучшается, никто не может  помочь, нет никакой надежды;

• человек  охвачен чувством беспомощности;

• уход из жизни, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т. д.

Проблема  подросткового суицида. Проблема юношеских  самоубийств многие годы на территории бывшего СССР была под запретом. Поэтому среди неспециалистов распространены два ошибочных мнения: 1) самоубийства вообще и юношеские в особенности  совершают только психически больные, ненормальные люди и 2) именно юношеский  возраст, в силу его кризисного, почти  психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийства. На самом деле, утверждает И.С. Кон, подростки  и юноши совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов. Но по сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств  практически не бывает, их рост после 13 лет кажется огромным: во Франции  в группе 15-19-летних самоубийство является четвертой, а в США третьей  по статистаческой значимости причиной смерти (после транспортных происшествий, насильственной смерти и рака). Причем в большинстве стран, где ведется  статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно  возросло, в то время как среди  взрослых показатели суицидов в значительной степени остались прежними (К. Хоутен).

Следует иметь в виду, что количество суицидальных попыток многократно превышает  количество осуществленных самоубийств. У взрослых они предположительно соотносятся как 6 или 10 к 1, а у  подростков как 50:1 или даже 100:1. Поскольку  большинство суицидальных попыток  остаются неизвестными, многие специалисты  считают даже эти цифры заниженными.

Среди подростков, обследованных А.Е. Личко (1983), 32 процента суицидальных попыток приходится на долю 17-летних, 31 процент — 16-летних, 21 процент — 15-летних, 12 процентов  — 14-летних и 4 процента — 12—13-летних. Юноши совершают самоубийства как  минимум вдвое чаше девушек; но девушки  предпринимают попытки гораздо  чаше, многие из них имеют демонстративный  характер. Неудачные суицидальные попытки  большей частью не повторяются, хотя 10 процентов мальчиков и 3 процента девочек от 10 до 20 лет, совершивших неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой (Г. Отто).

Существует  ряд особенностей поведения подростков. В 10-12 лет смерть оценивается как  временное явление. Появляется разграничение  понятий жизни и смерти, но эмоциональное  отношение к смерти абстрагируется от собственной личности. Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на «второе  рождение» характерно для суицидентов  детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходят несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и  знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон  и т. п.). Знание о смерти не соотносится  ребенком ни со своей собственной  личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление  о необратимости смерти, которая  понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок  признает возможность двойственного  бытия: считаться и быть умершим  для окружающих и в то же время  самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон  и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной  чертой психологии детей. Было бы ошибочно относить попытки детей и подростков к демонстративным действиям. Дети в силу отсутствия жизненного опыта  и осведомленности не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают  повышенную угрозу смерти вне зависимости  от формы самовоздействия. Опасность  увеличивают также возрастные особенности. У подростков формируется страх  смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизическая интоксикация», свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении  на тему жизни и смерти. Общая  неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм  создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в  конфликтной ситуации создает предпосылки  для суицидального поведения.

Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков