Особенности девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, наше общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы подрастающего поколения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Целью работы стало исследование психологических особенностей личности подростков с девиантным поведением
Объект исследования: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.
Предмет исследования: личностные особенности девиантных подростков.

Содержание

Введение
1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей.
1.1. Различные подходы к классификации девиантного поведения
1.2. Основные виды девиантного поведения

2. Особенности девиантного поведения подростков
2.1. Типичные формы девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 79.55 Кб (Скачать)

А.Е. Личко  выделяет следующие формы проявления нарушений поведения: делинквентное  поведение, побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация как токсикоманическое  поведение, девиации сексуального поведения, суицидальное поведение [61].

Таким образом, подростковому возрасту также присущи различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних - наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное  поведение, сверхценные увлечения, а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при  психопатологическом типе - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение.

Критерии  девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный  проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда  потребности личности не соответствуют  предложению; снижение ценностного  отношения к себе, своему имени  и телу; негативное отношение к  институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный  с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Недопустимо  навешивать ярлык девиантности на некий  вид поведения при всех обстоятельствах.

Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного  развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение  и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансировнности  психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного  и эстетического контроля над  собственным поведением.

Поскольку критерии определения девиантного  поведения неоднозначны и часто  вызывают разногласия, трудно точно  установить, какие типы поведения  можно считать девиантными. Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точки зрения исследователей на классификацию  и типологию девиантного поведения  не наблюдается. Многие ученые в своих  работах особое внимание уделяют  отдельным видам отклоняющегося поведения, отдают предпочтение определенному  возрасту, что отражает сферу их научных интересов. Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, поскольку любые его проявления можно считать как девиантным, так и недевиантным: все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются.

1.3. Основные виды девиантного поведения

Быть  подростком очень тяжело. Наполненный  энергией, высвобожденной в физиологических  сдвигах пубертата, одержимый возникшей  потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. Порой несформированная личность подростка играет огромную роль в его дальнейшем развитии, то, как он сможет организовать себя и не оступиться на протяжении жизни. А ловушек на самом деле очень много. Существует широкий круг соблазнов, которыми может увлечься подросток, а не сформированная психика, личностные факторы и влияние среды могут усугубить результаты неправильного выбора. Для полного понимания девиантного поведения мы решили разобрать его основные виды.

В годы застоя правоохранительные органы, прежде всего милиция, убаюкивали общественность заверениями о неуклонном снижении преступности несовершеннолетних. За два последних десятилетия прошлого века молодежная преступность в стране выросла в полтора, а подростковая — почти в три раза.  В 2003 году на территории ВКО только несовершеннолетними совершено 1963 преступления, треть из них — учащимися ПТУ. 28 % — школьниками, каждое пятое — работающими подростками. Только на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних состояли почти 5 тысяч ребят.

Грузинские  социологи на исходе прошлого века, опросив 1310 мальчиков с 10 до 18 лет  из разных типов школ и сравнив  ребят, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, с обычными подростками, получили следующую картину (А. Дулькин, М. Шония). Наибольшую склонность к преступному поведению обнаружили 16-18-летние юноши. Большинство делинквентных  подростков (80% против 16% в контрольной  группе) живет в неблагополучных  семьях, что, в свою очередь, связано  с плохими жилищными и материальными  условиями, напряженными отношениями  между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей: характерные  черты этих подростков — хроническая  неуспеваемость, обособление от школьного  кохлектива и плохие взаимоотношения  с учителями.

По наблюдениям  психиатров и криминологов, среди  несовершеннолетних правонарушителей довольно много людей, которые, хотя и являются вменяемыми, имеют определенные отклонения от нормы. Например, по данным В.П. Емельянова, изучавшего в течение 5 лет несовершеннолетних преступников Саратовской области 60% из них имеют  какие-то отклонения в психике. Среди  психически здоровых юношей преступность в 1.7-2 раза ниже, чем у олигофренов, и в 15-16 раз ниже, чем у психопатов.

Однако  взаимосвязь между юношеской  преступностью, с одной стороны, и умственным развитием и психопатологией  — с другой, неоднозначна и зависит  от многих других факторов. Судя по лонгитюдным  данным (Л. Роббинс), влияние самой  юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека также неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение  подростка (юноши), тем вероятнее, что  он будет продолжать его и взрослым. Однако статистически средняя делинквентность  у большинства подростков с возрастом  прекращается.

Итак, важно  не только то, сколько и какие  проступки совершил данный подросток, но и субъективный личностный смысл  такого поведения. В целом исследования подтверждают гипотезу Э. Эриксона о  значении для подростка отрицательной  идентичности, в которой подросток  подчас ищет и находит убежище  от трудностей и противоречий взросления. Формирование отрицательной идентичности тесно связано с включением подростка  в девиантную субкультуру; «скачок» здесь происходит примерно в 15 лет. У 15-18-летних юношей делинквентное поведение  связано с неосознаваемым пониженным уровнем самоуважения, чего еще не наблюдается у 11 -14-летних.

В настоящее  время деформация жизненных ценностей  привела наше общество к серьезным  последствиям. Одним из них является резкое омоложение преступности. Если 10 лет назад среди преступлений, совершаемых подростками в возрасте от 10 до 14 лет, преобладали мелкие кражи  и хулиганские действия, не направленные против личности (порча общественного  имущества), то рост агрессивных тенденций  в подростковой среде — реальность нынешнего времени. Обращает на себя внимание и тревожит факт увеличения числа преступлений, влекущих тяжкие телесные повреждения.

Анализ  причин противоправного поведения  несовершеннолетних требует изучения не только личностных качеств и свойств, но и факторов социального окружения, правил и норм поведения, оказывающих  решающее влияние на формирующуюся  личность, становление ее ценностно-нормативной  сферы.

Однако  в чистом виде говорить о совершенном  преступлении можно лишь с того момента, когда лицо, его совершившее, становится субъектом, т. е. достигает определенного  возраста, для умышленных преступлений — это 14 лет. Но в реальной жизни  часто случается так, что, достигая этого возраста, подросток уже  имеет твердую жизненную установку, что. совершая преступления. он может  не бояться наказания и жить значительно  лучше, чем те. кто соблюдает законы. Следствием этого является резкое омоложение преступности: 70% всех противоправных действий совершается лицами до 30 лет, среди которых выделяются подростки.

Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм - эта опасность распространена у нас очень широко. По данным одного выборочного опроса (за 2003 год), спиртные напитки в VIII классе употребляли примерно 81%, в IX — 84%, в X — 98% мальчиков. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нем.

Специалистам  весьма важно различать: а) случайное, эпизодическое употребление алкоголя; 6) более или менее регулярное пьянство: в) алкоголизм, когда субъект  уже не может обойтись без алкоголя. Эти различия не только количественные, но и качественные. Развитие алкогольной  зависимости имеет 4 фазы: начальная, предупреждающая, решающая и конечная.

1. Начальная фаза. Человек обнаруживает, что алкоголь улучшает ему настроение, помогает избавиться от страхов и укрепляет веру в собственные силы. Вначале он прибегает к алкоголю именно с этой целью, но постепенно привыкает, перерывы между принятием алкоголя сокращаются. Он пьет быстро, особенно когда начинает, чтобы скорее достичь определенного уровня опьянения: не перепивает, пьет столько, сколько ему нужно.

2. Предупреждающая фаза. Пьющий стремится постоянно увеличивать дозу, и ему требуются все большие дозы для достижения желаемого настроения. Приемы алкоголя учащаются, а доводы к тому имеют все меньшее значение. Все чаще возникает состояние перепития.

3. Решающая фаза. Появляется зависимость от алкоголя. Пьющий уже неспособен себя контролировать, не может остановиться. Иногда он пьет и несколько дней подряд, часто перепивает. Он объявляет себе «окна» — трезвые дни, которые ему удается провести на фоне недельных запоев. Возникают проблемы с окружающими. Люди осуждают его, он же воспринимает это как несправедливость и дополнительный повод к выпивке. Часто решает или обещает, что перестанет пить или будет выпивать меньше, но ему не удается это сделать.

4. Конечная фаза. При алкогольной зависимости индивидуум уже не может жить без алкоголя. Он уже с утра вынужден пропустить стаканчик, чтобы привести себя в рабочее состояние. Без алкоголя он чувствует себя плохо, раздражен, неспособен, сосредоточиться, у него трясутся руки, болит голова.

К сожалению, порой бывает, что данный вид девиантного  поведения развивается в семье  и как говорится «впитывается с молоком матери». При сравнении  детей больных алкоголизмом родителей  с детьми, чьи родители расценивались  как «неблагополучные», было обнаружено: детей из семей с наличием алкоголизма  в 7 раз больше суицидальных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходное государственное учреждение, в 2 раза больше вероятность раннего (до 16 лет) брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний и в 2 раза больше вероятность делинквентного поведения. Очевидно, что часть проблем может объясняться влиянием генетических факторов,  а часть — системой воспитания в семьях.

Все семьи  с наличием больного алкоголизмом являются дисфункциональными. Алкогольная семья  всегда дисфункциональна, лишь временами  она может нормально жить. Основные признаки дисфункциональной семьи  заключаются в следующем: члены  семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям: родители плохо, неправильно относятся к  детям; вся жизнь семьи характеризуется  непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами  — деспотичностью; члены семьи  озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать один или более секретов семьи; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности  и чувства, используются эмоциональные  репрессии; взаимоотношения ригидны.

Существует 5 характеристик таких семей, которые  частью совпадают с вышеприведенными, а частью их дополняют.

1. Размытость, нечеткость границ. Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие — ненормальны и теряют «твердость психологической почвы под ногами». Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечеткости границ личности.

2. Отрицание. В жизни алкогольной семьи так много всего построено на лжи, что ребенку трудно распознать правду. Отрицание происходящего в доме носит почти  навязчивый  характер.   Как  больной  отрицает  наличие  у  него  проблем,   связанных  с потреблением алкоголя, так вся семья отрицает все тягостные события, происходящие в семье. Ребенку становится трудно понимать, что же вокруг него происходит.

3. Непостоянство. Поскольку потребности ребенка удовлетворяются непостоянно, то он испытывает голод на внимание к себе, страстное желание, чтобы им занимались, и привлекает внимание к себе любыми доступными ему средствами, включая делинквентное поведение.

4. Низкая самооценка. Вся система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить, что он в какой-то степени виноват в том, что происходит. Он был недостаточно хорошим, он совершал много ошибок, он вообще весь состоял из ошибок. В конце концов, он заслуживает всего того плохого, что с ним случается.

5. Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи. Как сами родители, так и их дети имеют слабое представление о том, как должна функционировать нормальная семья. Ситуация в алкогольной семье всегда нездоровая и нестабильная, поскольку алкоголизм забирает слишком много энергии, которая в норме направляется на поддержание стабильности и создание здоровой среды для духовного роста.

Суть  здоровой функциональной семьи —  создание условий для духовного  роста. Здоровые отношения являются открытыми, гибкими. Несмотря на интимность и интенсивность, здоровые отношения  позволяют каждому члену семьи  иметь свои границы, уважаемые всеми.

Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков