Особенности делового общения в ОАО «Кировский завод», их связь с эффективностью деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Деловое общение — это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и со¬держание которого определяется социально значимым предметом об¬щения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и фор¬мально-ролевым принципом их взаимодействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль делового общения на предприятиях и в организациях…………….….5
2. Производственные, экономические и финансовые показатели на примере ОАО «Кировский завод» ……………………………………………………..9
3. Особенности делового общения на предприятии…………………………..16
Структура управления
Особенности проведения собраний, совещаний, деловые связи
Учет и контроль исполнения распоряжений и приказов
4. Мероприятия по улучшению делового общения на предприятии…………………………………………………………………...…26
Заключение……………………………………………………………………....32
Список литературы………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА - копия.docx

— 139.28 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет водных коммуникаций»


 

 

 

Кафедра  Антикризисное управление предприятием и персоналом

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

По дисциплине: «Психология деловой общественности»

 

На тему: «Особенности делового общения в ОАО «Кировский завод»,

 их связь  с эффективностью деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Васильева О. К.,

                     студентка группы ЭФ-55

Руководитель: Вальковский М. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Роль делового общения на предприятиях и в организациях…………….….5
  2. Производственные, экономические и финансовые показатели на примере ОАО «Кировский завод» ……………………………………………………..9

3. Особенности делового общения на предприятии…………………………..16

  • Структура управления
  • Особенности проведения собраний, совещаний, деловые связи
  • Учет и контроль исполнения распоряжений и приказов

4.  Мероприятия по улучшению делового общения на предприятии…………………………………………………………………...…26

Заключение……………………………………………………………………....32

Список литературы………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Что же такое деловое общение? Какие существенные признаки ему присущи? Определения, приведенные в современной учебной литературе, характеризуют деловое общение как:

-предметно - целевую деятельность;

-частный момент какой-либо совместной продуктивной деятельности людей, служащий средством повышения качества этой деятельности; 
-способ организации и оптимизации разных видов предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. 
     Как видно из этих определений, существенный признак делового общения — то, что оно всегда связано с какой-либо предметной деятельностью людей и вне ее не существует. Действительно, это очень важная особенность делового общения, которая отличает его от других видов общения. Наиболее близко к деловому инструментальное общение, в котором само общение не является самоцелью и не стимулируется самостоятельной потребностью. 
     Первым существенным признаком делового общения является то, что в объективной реальности и деловое общение существует не само по себе, как обособленный процесс, а всегда включено в какую-либо совместную социально-значимую предметную деятельность людей (экономическую, политическую правовую, педагогическую и т.д.) и является формой организации этой деятельности. 
     Второй признак общения — то, что содержание общения определяется самим предметом общения: тем, чем непосредственно заняты субъекты общения. Предметом делового общения может быть производство каких-либо товаров, интеллектуальных продуктов, создание услуг (к примеру, информационных, юридических, рекламных, образовательных, сервисных), обсуждение какой-либо проблемы (например, экономической, политической, правовой, научной), составление бизнес-плана, разработка проекта технических ресурсов, обмен знаниями, услугами, действиями. 
Предмет делового общения, определяющий его содержание, для деловых партнеров становится главной социально значимой целью общения. Таким образом, реализуется инструментальная направленность делового общения на решение социально значимой проблемы. Что же касается внутреннего личностного мира деловых партнеров, то в деловом общении он практически не затрагивается. Но его влияние может сказываться на эмоциональном фоне делового общения. 
     Третий признак — наличие в деловом общении взаимного психологического влияния деловых партнеров. Оно обнаруживается во всех сторонах межличностного общения деловых партнеров: коммуникативной, интерактивной, перцептивной, хотя в каждой из этих сторон могут проявляться свои, особые типы психологического влияния. К наиболее распространенным типам психологического влияния относятся убеждение, внушение, расположение, игнорирование, прошение, побуждение, подражание. Тип психологического влияние может определяться как структурой делового общения, так конкретной деловой ситуацией.

     Наряду с этими существенными признаками деловому общению выделяют и другие признаки, определяющие его специфику и отличия от других видов общения. Одним из них является то, что деловое общение служит способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний и умений. Этому в значительной мере способствуют многообразные формы делового общения: деловые дискуссии, пресс-конференции, дебаты, переговоры, презентации, совещания, беседы. На их основе осуществляется развитие профессиональных качеств деловых партнеров и повышение их профессиональной компетентности. 
     Важнейшим признаком делового общения является наличие в нем формально-ролевого принципа взаимодействия субъектов общения, который реализуется на основе распределения их должностных ролей и статусных функций. По существу формально-ролевой принцип определяет коммуникативную среду общения деловых партнеров, направленность и субординацию их коммуникаций и делового взаимодействия. Особую роль при этом приобретают разного рода конвенциональные ограничения, которые определяют статусные рамки делового общения. К ним можно отнести социально-правовые нормы делового общения (трудовое право, трудовой договор, трудовой кодекс), моральные нормы (кодекс чести, деловой этикет), а также деловые традиции, существующие на предприятии, в учреждении, фирме, корпорации. 
     Признаки делового общения следует рассматривать в целостном единстве и взаимосвязи; на их основании можно дать общее определение делового общения. 
     Деловое общение — это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия. 
     Это общее определение позволяет учесть самые существенные характеристики делового общения и отличить его от других видов общения. Общение будет считаться деловым и в том случае, если хотя бы для одного из субъектов общения оно будет связано с реализацией его профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль делового общения на предприятиях и в организациях

     Деловое общение — это процесс  взаимосвязи и взаимодействия, в  котором происходит обмен деятельностью,  информацией и опытом, предполагающим  достижение определенного результата, решение конкретной проблемы  или реализацию определенной  цели.

     Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно - временная дистанция).

     Прямое деловое общение обладает  большей результативностью, силой  эмоционального воздействия и  внушения, чем косвенное, в нем  непосредственно действуют социально  – психологические механизмы.

     В целом деловое общение отличается  от обыденного тем, что в  его процессе ставятся цель  и конкретные задачи, которые  требуют своего решения. В деловом  общении мы не можем прекратить  взаимодействие с партнером (по  крайней мере, без потерь для  обеих сторон). В обычном дружеском  общении чаще всего не ставятся  конкретные задачи, не преследуются  определенные цели. Такое общение  можно прекратить в любой момент.

     Деловое общение реализуется  в различных формах: деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания;  публичные выступления.

     Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных  с межличностным контактом, многое  зависит от того, как партнеры (собеседники) умеют налаживать  контакт друг с другом. При  всем многообразии форм делового  общения деловая беседа является  наиболее распространенной и  чаще всего применяемой.

     Под деловой беседой понимают  речевое общение между собеседниками,  которые имеют необходимые полномочия  от своих организаций и фирм  для установления деловых отношений,  разрешения деловых проблем или  выработки конструктивного подхода  к их решению.

     Деловая беседа является наиболее  благоприятной, зачастую единственной

возможностью  убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы  он согласился и поддержал ее. Таким  образом, одна из главных задач деловой  беседы — убедить партнера принять  конкретные предложения.

     Деловая беседа выполняет ряд  важнейших функций. К их числу  относятся

взаимное  общение работников из одной деловой  сферы, совместный поиск, выдвижение и  оперативная разработка рабочих  идей и замыслов;

контроль  и координирование уже начатых  деловых мероприятий; поддержание  деловых контактов; стимулирование деловой активности.

     Правильно организованное деловое  общение способствует установлению  и развитию отношений сотрудничества  и партнерства между коллегами  по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает  такие способы достижения общих  целей, которые не только не  исключают, но, наоборот, предполагают  также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.

    Деловое  общение является одним из  самых важных для руководителя. Его целью является организация  связей, посредством которых сотрудники  будут взаимодействовать внутри  организации, а также оно направлено  на деятельность вне фирмы.

     Эта деятельность может носить  научный производственный характер, преследовать коммерческие цели  и т.д.

     Деловое общение включает в  себя передачу и прием важной  информации, восприятие ее всеми  сторонами.

     Главная особенность делового  общения заключается в значимости  партнера в общении. Здесь это  личность, деловой субъект. Очень  важным является взаимопонимание  людей, поскольку оно обеспечивает  эффективный результат взаимодействия, что и определяет эффективность  сотрудничества.

     Таким образом, деловое общение  является одним и важнейших  аспектов и вопросов в деятельности  любого руководителя.

     Руководитель тратит большую  часть своего времени на коммуникацию  для того, чтобы реализовать собственные  роли и цели в межличностных  отношениях, в информационном обмене, в процессах принятия решений,  а также в управлении, планировании, мотивации деятельности подчиненных  и контроле за их работой. Поскольку все виды управления построены на коммуникации, ее с полным основанием можно считать главным связующим процессом.

     От качества обмена информацией  напрямую зависит степень реализации  поставленных задач. В то же  время некачественная, неэффективная  коммуникация способна порождать  массу проблем в организациях. В частности, т.н. «открытые»  проблемы, которые связаны с человеческими,  поведенческими аспектами деятельности  организации. Они проявляются  в социально-психологической напряженности,  конфликтах, столкновениях интересов,  в «разрывах» деловой коммуникации, в отказе от сотрудничества  и в других симптомах нездорового  нравственно-психологического климата  организации. 

     Люди обмениваются информацией,  то есть вступают в коммуникационный  процесс на самых разных уровнях  и используя различные виды  коммуникаций. Они общаются в  группах, выступают на собраниях  /«летучках», «планерках»/, читают корреспонденцию,  пишут письма, составляют записки  и отчеты, общаются по телефону, по факсу, электронную почту,  просматривают и пишут сами  видеоленты, делают рекламу и  т.д. - любой из этих способов  общения вписывается в определенный  вид /тип/ коммуникаций:

1) с внешней  средой - с государственными и  негосударственными службами, правоохранительными  органами, потребителями, конкурентами, посредниками, кредиторами, рынком  труда и т.д.

2) межуровневые /вертикальные/ - внутри организации,  сверху вниз и снизу вверх,  или по нисходящей и по восходящей;

По нисходящей сообщается информация о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.д. По восходящей - подается сигнал «на верх» о возникших проблемах, об открывшихся эффективных методах работы, об атмосфере в коллективе;

3) горизонтальные - обмен информацией между различными  отделами для согласования действий /программ, уровня требований/, для  консультирования или проведения  совместных исследований.

     Горизонтальные потоки сообщений  в организации имеют место  чаще, чем вертикальные. Одна из  причин состоит в том, что  люди более всего расположены  говорить свободно и открыто с собеседниками - равными себе, чем, например, с «начальством». Горизонтальный обмен информацией менее подвержен искажениям, т.к. у работников одного ранга взгляды совпадают чаще.

4) неформальные - канал распространения слухов. Такая информация передается  намного быстрее. 

     Деловой разговор - контакт людей  в устной форме, касающийся  деловой деятельности и ее  различных аспектов: производственного,  творческого и иных направлений.  Он не обязательно должен осуществляться  посредством личного общения,  могут применяться и технические  средства, например телефон, Интернет, видеотехника и др.

     Деловой разговор обязательно  имеет предмет, касающийся определенной  ситуации в производственной, управленческой  или другой сфере. 

Как правило, одна из сторон общения запрашивает  у другой информацию, интересующую ее по тому или иному вопросу. В  свою очередь другая сторона предоставляет  ее по мере возможностей.

     Деловой разговор должен иметь  конечную цель. По его итогам  производится принятие решений  или достигаются соглашения, договоренности. Также предпринимаются заранее  обговоренные, согласованные действия.

     Содержание делового общения  — социально-значимая совместная  деятельность людей, которая предполагает  согласованность действий, понимание  и принятие каждым ее участником  целей, задач и специфики этой  деятельности, своей роли и своих  возможностей по ее реализации.

Цель делового общения — организация и оптимизация  определенного вида совместной предметной деятельности.

Информация о работе Особенности делового общения в ОАО «Кировский завод», их связь с эффективностью деятельности