Основные пути и мероприятия по разрешению противоречий в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и типология противоречий в организации 6
2. Управление противоречиями, возникновение конфликта 13
2.1 Причины появления противоречий в организации 13
2.2 Последствия конфликта 16
Выделяют функциональные и дисфункциональные последствия [4]. Сначала рассмотрим функциональные последствия конфликта. 16
Дисфункциональные последствия. 18
2.3 Основные ошибочные типы поведения при противоречиях 19
3. Основные пути и мероприятия по разрешению противоречий в организации 22
Заключение 28
Библиографический список 31

Работа содержит 1 файл

курсовик по психо.docx

— 39.73 Кб (Скачать)

Работа в условиях антагонизма должна носить кратковременный  характер.  

Противоречия в  организации являются результатом  взаимодействия сторон с различной  степенью восприятия или оценкой  одного и того же явления или объекта, которые находятся во внутреннем единстве (в рамках одной системы) 

Противоречия являются источником развития любой организации. 

Противоречие рассматривается  как процесс и как явление.  

Как процесс противоречие - это реакция работников с различной  степенью восприятия и оценкой информации, полученной при обсуждении каких-либо проблем.  

Как явление противоречие представляет собой набор документов, которые отражают имеющиеся расхождения  в форме протоколов, актов, заявлений. Например, протокол о разногласиях, исковое заявление в суд и  др. Как процесс противоречие имеет  четыре ступени: различие, поляризация, столкновение и антагонизм.  

В общем виде условия  формирования ступеней противоречий могут  быть представлены в виде табл. 1 [7]. 

Таблица 1. Условия  формирования ступеней противоречий 

Условия выполняемого задания 

Ступень противоречий  

Различие 

Поляризация 

Столкно-вение 

антагонизм  

Глобальная цель организации 

Единая 

Единая 

Единая 

Единая  

Общая цель коллектива 

Единая 

Единая 

Сходная 

Различная  

Частные цели и задачи 

Единая 

Сходные 

Различная 

Различная  

Средства и методы 

Сходные 

Различная 

Различная 

Различная  
 
 

Все противоречия могут  быть сведены к трем видам: системным, производственным и личностным. 

Системные противоречия отражают взаимодействия управляющей  и управляемой систем.  

Это противоречия между  производительными силами и производственными  отношениями; возможным, желаемым и  необходимым.  

Решению системных  противоречий способствует различие, поляризация и столкновение путем  эволюционного развития.  

Производственные  противоречия отражаются рамках отдельных  подсистем: между объектами и  субъектами управления, спросом и  предложением, имеющимся и требуемым  уровнями образования. 

Личностные противоречия отражают бытовой уровень отношений  между людьми. Данный вид противоречий определяется степенью удовлетворения социальных потребностей и интересов  человека. 

Примером личностных противоречий являются противоречия между  человеком и коллективом, человеком  и компьютером, коллективами. 

Общая типология  противоречий представлена на рис. 2 [9]. 

Рис. 2. Управление противоречиями, возникновение конфликта 

В приложении 1 даны рекомендации по эффективному использованию  ступеней противоречий. Так, ступени "различие" и "поляризация" эффективна в подразделениях с медленно меняющейся технологией. Ступени "столкновение" и "антагонизм" эффективны в конструкторских, технологических, научных подразделениях, в которых  предполагается инновационный процесс. 

2. Управление противоречиями, возникновение конфликта

2.1 Причины появления  противоречий в организации

В каждом коллективе организации существует одна из четырех  ступеней противоречия или полная поддержка. Задача руководителя заключается в  переводе коллектива с существующей ступени противоречия на требуемую. Все противоречия проявляются в  организационных отношениях. Более  того, ими необходимо управлять, то есть корректировать или изменять их в зависимости от соответствия их реальной ситуации.

Создание (предотвращение) конфликта - это переход с одной  ступени противоречий на другую.

В психологии под  конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия" [5]. В связи с этим можно дать определение конфликту как одной  из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные  и субъективные, в различной степени  осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций [4].

Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный  ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности  или протеста, информированию конфликтующих  сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда  негативные взаимоотношения между  людьми контролируемые, и, по крайней  мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотится  окружающим, мобилизовать волю, ум на решение  принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в  коллективе. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает" [12]. Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических  процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом.

Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана  или намеренно спровоцирована одной  или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями  и ее субъективное значение зависит  от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она и начинает действовать  в ходе развития конфликта. Главная  черта этой ситуации -- возникновение  предмета конфликта.

Предмет конфликта -- это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу [17].

Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает  вопрос о его функции - положительной  или отрицательной, плохой или хорошей. С обыденной точки зрения здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому что конфликт связан с такими явлениями, как бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления нежелательного.

Отметим, что из всей типологии конфликтов нас интересуют те, что проходят на социально - психологическом  и личностном уровне, когда исследуются  психологические механизмы осознания  противоречивых ценностей, норм, ориентаций и целей индивидов и групп  в процессе их совместной деятельности, а также формы взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций социальными объектами.

Начало конфликта  связано, по меньшей мере, с тремя  условиями:

1) первый его участник  сознательно и активно действует  в ущерб другому участнику  путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;

2) второй участник  сознает, что эти действия направлены  против него;

3) второй участник  в ответ предпринимает активные  действия против инициатора конфликта;  с этого момента можно считать,  что он начался.

Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает  лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и  ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей  в качестве зачинщика конфликта.

Схема развития конфликта  представлена на рис. 3 [13].

Рис. 3. Схема развития конфликта

Основные функции  конфликтов представлены в приложении 3.

Важным моментом в изучении проблемы противоречий и  их природы является выявление их причин. Анализ социологических и  социально-психологических исследований позволяет выделить следующие основные причины противоречий:

- социально-экономические  - конфликты в современном обществе  представляют собой порождение  и проявление объективно существующих  социально-экономических противоречий;

- социально-психологические  - потребности, мотивы, цели деятельности  и поведения различных людей;

- социально-демографические  - различия в установках, мотивах  поведения, целях и стремлениях  людей, обусловленных их полом,  возрастом, принадлежностью к  различным национальным образованиям.

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными из них  являются ограниченность ресурсов, которые  нужно делить, взаимозависимость  заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация  и т. д. [11].

Существование одного или более источников конфликта  увеличивает возможность возникновения  конфликтной ситуации в процессе управления. Однако, даже и при большей  возможности возникновения конф-ликта, стороны могут не захотеть реагировать  так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Другим словами, иногда люди понимают, что потен-циальные выгоды участия  в конфликте не стоят затрат. Человек  может попы-таться убедить других принять его точку зрения или  заблокировать чужую с помощью  первичных средств влияния, таких  как принуждение, вознаграж-дение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения  или участие.

2.2 Последствия конфликта

Выделяют функциональные и дисфункциональные последствия [4]. Сначала рассмотрим функциональные последствия конфликта.

Возможно несколько  функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким  путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут  больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в  свою очередь, сводит к минимуму или  совсем устраняет трудности в  осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность  поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что  стороны будут больше расположены  к сотрудничеству, а не к антагонизму  в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.

Кроме того, конфликт может уменьшить возможности  группового мышления и синдрома покорности, когда подчинённые не высказывают  идей, которые, по их мнению, не соответствуют  идеям их руководителей. Через конфликты  члены группы могут проработать  проблемы в исполнении ещё до того, как решение начнёт выполняться. 

- Конфликты способствуют  развитию и изменению в организации,  так как открывают недостатки  в организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление  изменениям. 

- Конфликты способствуют  поддержанию динамического равновесия  и общественной стабильности. Причины  вскрываются, а не уходят вглубь, где еще более усиливаются  и разрушающее действуют на  организацию. 

- Конфликты могут  также уменьшить возможности  группового мышления и синдрома  покорности, когда подчиненные не  высказывают идеи, которые, как  они считают, противоречат идеям  руководителей. Это может улучшить  качество процесса принятия решений,  так как дополнительные идеи  и «диагноз» ситуации ведут  к лучшему ее пониманию. 

- Конфликты способствуют  становлению групповой солидарности, что позволяет искоренить причины  внутреннего разобщения и восстановить  единство. Но необходимо отменить, что такое воздействие оказывают  конфликты, затрагивающие только  такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат основам  внутригрупповых отношений.  

- В процессе конфликта  проблема может быть, решена путем,  который приемлем для всех  сторон, и в результате люди  больше будут чувствовать свою  причастность к решению этой  проблемы. Это, в свою очередь,  сводит к минимуму или вовсе  устраняет трудности в осуществлении  решений - враждебность, несправедливость  и вынужденность поступать против  воли. 

- Вследствие конфликта  сторон будут больше расположены  к сотрудничеству, а не к антагонизму  в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом. 

- Конфликт вносит  вклад в структурирование организации,  определяя положение различных  подгрупп внутри системы, их  функции и распределяя позиции  власти между ними.

Дисфункциональные последствия.

Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие  дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей.

Информация о работе Основные пути и мероприятия по разрешению противоречий в организации