Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа
В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное.
Введение 3
1. Сущность и типология противоречий в организации 6
2. Управление противоречиями, возникновение конфликта 13
2.1 Причины появления противоречий в организации 13
2.2 Последствия конфликта 16
Выделяют функциональные и дисфункциональные последствия [4]. Сначала рассмотрим функциональные последствия конфликта. 16
Дисфункциональные последствия. 18
2.3 Основные ошибочные типы поведения при противоречиях 19
3. Основные пути и мероприятия по разрешению противоречий в организации 22
Заключение 28
Библиографический список 31
Работа в условиях
антагонизма должна носить кратковременный
характер.
Противоречия в
организации являются результатом
взаимодействия сторон с различной
степенью восприятия или оценкой
одного и того же явления или объекта,
которые находятся во внутреннем
единстве (в рамках одной системы)
Противоречия являются
источником развития любой организации.
Противоречие рассматривается
как процесс и как явление.
Как процесс противоречие
- это реакция работников с различной
степенью восприятия и оценкой информации,
полученной при обсуждении каких-либо
проблем.
Как явление противоречие
представляет собой набор документов,
которые отражают имеющиеся расхождения
в форме протоколов, актов, заявлений.
Например, протокол о разногласиях,
исковое заявление в суд и
др. Как процесс противоречие имеет
четыре ступени: различие, поляризация,
столкновение и антагонизм.
В общем виде условия
формирования ступеней противоречий могут
быть представлены в виде табл. 1 [7].
Таблица 1. Условия
формирования ступеней противоречий
Условия выполняемого задания
Ступень противоречий
Различие
Поляризация
Столкно-вение
антагонизм
Глобальная цель организации
Единая
Единая
Единая
Единая
Общая цель коллектива
Единая
Единая
Сходная
Различная
Частные цели и задачи
Единая
Сходные
Различная
Различная
Средства и методы
Сходные
Различная
Различная
Различная
Все противоречия могут
быть сведены к трем видам: системным,
производственным и личностным.
Системные противоречия
отражают взаимодействия управляющей
и управляемой систем.
Это противоречия между
производительными силами и производственными
отношениями; возможным, желаемым и
необходимым.
Решению системных
противоречий способствует различие,
поляризация и столкновение путем
эволюционного развития.
Производственные
противоречия отражаются рамках отдельных
подсистем: между объектами и
субъектами управления, спросом и
предложением, имеющимся и требуемым
уровнями образования.
Личностные противоречия
отражают бытовой уровень отношений
между людьми. Данный вид противоречий
определяется степенью удовлетворения
социальных потребностей и интересов
человека.
Примером личностных
противоречий являются противоречия между
человеком и коллективом, человеком
и компьютером, коллективами.
Общая типология
противоречий представлена на рис. 2 [9].
Рис. 2. Управление противоречиями,
возникновение конфликта
В приложении 1 даны
рекомендации по эффективному использованию
ступеней противоречий. Так, ступени "различие"
и "поляризация" эффективна в подразделениях
с медленно меняющейся технологией.
Ступени "столкновение" и "антагонизм"
эффективны в конструкторских, технологических,
научных подразделениях, в которых
предполагается инновационный процесс.
2. Управление противоречиями, возникновение конфликта
2.1 Причины появления противоречий в организации
В каждом коллективе организации существует одна из четырех ступеней противоречия или полная поддержка. Задача руководителя заключается в переводе коллектива с существующей ступени противоречия на требуемую. Все противоречия проявляются в организационных отношениях. Более того, ими необходимо управлять, то есть корректировать или изменять их в зависимости от соответствия их реальной ситуации.
Создание (предотвращение) конфликта - это переход с одной ступени противоречий на другую.
В психологии под
конфликтом понимают "столкновение
противоположно направленных целей, интересов,
позиций, мнений или взглядов оппонентов
или субъектов взаимодействия"
[5]. В связи с этим можно дать
определение конфликту как
Конфликт как социальное
действие дает, без сомнения, известный
ярко окрашенный негативный эффект. Но
он выполняет важную позитивную функцию.
Конфликт служит выражению неудовлетворенности
или протеста, информированию конфликтующих
сторон об их интересах и потребностях.
В определенных ситуациях, когда
негативные взаимоотношения между
людьми контролируемые, и, по крайней
мере, одна из сторон отстаивает не только
личные, но и организационные интересы
в целом, конфликты помогают сплотится
окружающим, мобилизовать волю, ум на решение
принципиально важных вопросов, улучшить
морально-психологический
Конфликтная ситуация
может складываться объективно, помимо
воли и желания будущих
Предмет конфликта -- это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу [17].
Поскольку в ходе
конфликта разрешаются
Отметим, что из всей
типологии конфликтов нас интересуют
те, что проходят на социально - психологическом
и личностном уровне, когда исследуются
психологические механизмы
Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:
1) первый его участник
сознательно и активно
2) второй участник
сознает, что эти действия
3) второй участник
в ответ предпринимает
Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.
Схема развития конфликта представлена на рис. 3 [13].
Рис. 3. Схема развития конфликта
Основные функции конфликтов представлены в приложении 3.
Важным моментом
в изучении проблемы противоречий и
их природы является выявление их
причин. Анализ социологических и
социально-психологических
- социально-экономические
- конфликты в современном
- социально-психологические - потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей;
- социально-демографические
- различия в установках, мотивах
поведения, целях и
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными из них являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т. д. [11].
Существование одного
или более источников конфликта
увеличивает возможность
2.2 Последствия конфликта
Выделяют функциональные
и дисфункциональные
Возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Кроме того, конфликт
может уменьшить возможности
группового мышления и синдрома покорности,
когда подчинённые не высказывают
идей, которые, по их мнению, не соответствуют
идеям их руководителей. Через конфликты
члены группы могут проработать
проблемы в исполнении ещё до того,
как решение начнёт выполняться.
- Конфликты способствуют
развитию и изменению в
- Конфликты способствуют
поддержанию динамического
- Конфликты могут
также уменьшить возможности
группового мышления и
- Конфликты способствуют
становлению групповой
- В процессе конфликта
проблема может быть, решена путем,
который приемлем для всех
сторон, и в результате люди
больше будут чувствовать свою
причастность к решению этой
проблемы. Это, в свою очередь,
сводит к минимуму или вовсе
устраняет трудности в
- Вследствие конфликта
сторон будут больше
- Конфликт вносит
вклад в структурирование
Дисфункциональные последствия.
Если конфликтом
не управляли или управляли
Информация о работе Основные пути и мероприятия по разрешению противоречий в организации