Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:30, доклад

Описание работы

Механизмы нравственного воспитания -- это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.

Работа содержит 1 файл

семинар-5.docx

— 81.02 Кб (Скачать)

Диагностический комплекс базируется на организационно-дидактических принципах  научности, развития, моделирования, стандартизации, портативности, доступности. Для учета  результатов диагностирования и  комплексной оценки достижений целесообразно  использовать метод портфолио, эффективный для решения диагностических и педагогических задач: он формирует мотивацию успеха; позволяет каждому студенту актуализировать свои коммуникативные проблемы; отражает достижения студента в статике и в динамике; выступает инструментом самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента; формирует качества критического мышления, умения обосновывать свой выбор.

Эффективность процесса формирования коммуникативной культуры педагога, его содержание и динамичность обеспечиваются инициированием внутриличностных факторов и реализацией психолого-педагогических условий.

коммуникативный педагог культура прогностический

2. Функции коммуникативной культуры педагога

Коммуникативная направленность целей, функций и содержания педагогической деятельности дает основание рассматривать  коммуникативную культуру как императив  системы профессиональной подготовки педагога. Императивная роль коммуникативной  культуры подтверждается также ее функциональными  характеристиками: гуманистическая  функция проявляется в уникальном потенциале продуцировать элементы гуманности, человечности в других людях, превращать гуманность в содержательную действительность; этическая функция  требует практической реализации этических  норм, их трансляции в общество, миссии специалиста быть человеческим образцом высшей нравственности; воспитательная функция состоит в непосредственном влиянии на поведение, мысли, чувства  воспитанника, в способности «транслировать себя в воспитанника» через совместную коммуникативную деятельность; интегративная  функция выступает важным условием интеграции культуры и нравственности, культуры личности и культуры деятельности; регулятивная функция отражает роль коммуникативной культуры как внутренней детерминанты профессиональной деятельности; терапевтическая функция реализуется  через фасилитаторские коммуникативные отношения, предполагающие сопереживание, сочувствие, понимание, терпимость; когнитивная функция создает потенциалы интеллектуального развития воспитанника, обогащения его новыми знаниями; эмоциональная функция находит отражение в общей психологической атмосфере, эмоциональном самочувствии субъектов взаимодействия; помогает найти адекватные коммуникативные средства для поддержания позитивных эмоций или, наоборот, преодоления негативных; рефлексивная функция связана с самопознанием коммуникативного «Я», мотивов своих коммуникативных действий, осознанием необходимости саморазвития и самосовершенствования.

Важным моментом реального функционирования коммуникативной культуры является возможность иметь не только положительный, но и негативный эффект, и тогда  можно говорить о дисфункции коммуникативной  культуры, преодоление которой возможно в рамках теории «этических добродетелей» (Аристотель), теории «золотого сечения» (В.Е. Каган).

3. Структурно-уровневая модель коммуникативной культуры педагога

Необходимость переориентации системы  профессионально подготовки специалиста  в русло коммуникативной парадигмы  определила поиск концептуальных подходов к формированию коммуникативной  культуры педагога. В представлена структурно-уровневая модель коммуникативной  культуры педагога (см.: рис. 1), выстраиваемая на основе системного подхода как наиболее продуктивного при анализе культуры (М.С. Каган). Реализация данного подхода связана с ориентацией на принципы полиструктурности, многомерности, иерархичности (И.В. Блауберг, В.П. Кузьмин, В.Н. Садовский, В.С. Тюхтин, Э.Г. Юдин и др.), определившие логику описания сущности, структуры, содержания, уровней коммуникативной культуры. Принципы системного подхода были дополнены идеями культурологического, коммуникативного, информационного подходов, что позволило интерпретировать коммуникативную культуру как полисистемное, многоструктурное, многомерное образование, включающее этико-аксиологическую, процессуально-деятельностную, информационно-семиотическую подсистемы. Этико-аксиологическая подсистема характеризует коммуникативную культуру через систему этических норм, ценностей. Коммуникативно-этические ценности представлены универсалиями добра, справедливости, милосердия, любви, дружбы, профессионального долга, социально-профессиональной ответственности, личностной свободы и профессионального успеха. Интерпретация коммуникативной культуры как системы взаимодействия предполагает выделение в ее структуре коммуникативных отношений, которые обнаруживают себя в таких специфических качествах личности, как толерантность, эмпатия, сочувствие, сострадание, великодушие, благородство, тактичность, вежливость, искренность.

Основу социально-педагогической деятельности составляет взаимодействие социального педагога с ее субъектами, которое носит событийный характер, поэтому в структуре коммуникативной  культуры коммуникативные действия в совокупности реализуются в  коммуникативной встрече - универсальном  коммуникативном взаимодействии субъекта с другим субъектом. Коммуникативная  встреча имеет различные цели, которые в коммуникативной культуре выступают как коммуникативные  стратегии. Коммуникативный способ реализуется в коммуникативных  технологиях - конкретных взаимосвязанных  коммуникативных действиях, отражающих владение определенными коммуникативными умениями, необходимыми для решения  задач социально-педагогической деятельности, в частности, владение вербальными  и невербальными средствами коммуникации, умения адекватного поведения в  различных ситуациях взаимодействия; умения формировать, изменять коммуникативные  позиции и др.

Информационно-семиотическая подсистема включает социальный интеллект - способность  к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых выступает процесс  социализации личности. У социального  педагога в наибольшей степени, чем  у специалистов других сфер деятельности, должны быть развиты такие стороны  социального интеллекта, как социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способствующие пониманию смыслов  социальной реальности и ее субъектов. Другим элементом подсистемы является семиотическая компетентность. Ее теоретический  аспект предполагает овладение будущим  социальным педагогом значительным объемом знаний общенаучного характера, а также общепрофессиональными и специализированными знаниями. В практическом плане семиотическая компетентность требует овладения операциональными действиями со знаками, значениями, смыслами, смысловыми системами и включает процессы смысловосприятия, смыслопонимания, смыслообразования, смыслопередачи.

С позиций системного принципа многомерности  нами выявлены основные аспекты проявления коммуникативной культуры социального  педагога как: интегрального профессионально-личностного  качества специалиста, основного инструмента  профессиональной деятельности социального  педагога, способа постижения смыслов  социальной реальности и ее субъектов.

На основе системного принципа многоуровневости, а также теории дискурсивной этики (Ю. Хабермас), диалогических теориях (М.М. Бахтин, М. Бубер), теории иерархической системы ценностей (М. Шелер), нормативно-ценностном подходе к проблеме понимания (С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский), теории уровней (ступеней) общения (Ч.М. Гаджиев, Я.А.

Пономарев и др.) в структуре  коммуникативной культуры социального  педагога определены системные уровни. Системообразующим стержнем уровневой характеристики коммуникативной культуры выступает этическая доминанта, выбор которой обусловлен самой сущностью профессиональной деятельности социального педагога, то есть неразрывным единством этических и профессиональных начал (А.И. Арнольдов, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров и др.). Уровневая специфика коммуникативной культуры как иерархической системы проявляется в том, что ее можно охарактеризовать в логике достижений социальным педагогом определенного уровня развития ее структурных компонентов, их осознанностью, устойчивостью и потребностью в самосовершенствовании.

Интуитивно-эмпирический уровень  коммуникативной культуры социального  педагога отличается в целом несформированностью всех компонентов коммуникативной культуры, коммуникативное взаимодействие осуществляется интуитивно, на основе допрофессионального опыта коммуникативного взаимодействия на житейском уровне, имеет ситуативную ориентацию.

Репродуктивно-прагматический уровень  коммуникативной культуры предполагает неуверенную ориентацию социального  педагога на этико-коммуникативные  ценности и отчетливую коммуникативную  ориентацию на личный успех, на результат. Здесь развертываются субъект-объектные отношения (Я-Оно) на основе установки к миру как к совокупности окружающих предметов. Коммуникативный процесс, характеризуясь жесткой каузальностью, состоит из коммуникативных действий, выражающих собственные оценки, взгляды и цели. Коммуникативный контакт социального педагога с воспитанником не влечет для последнего значимых личностных изменений. Коммуникативные технологии репродуктивны, отличаются монологической направленностью, использованием поучения, манипулирования и т.п., где личность закрыта для взаимодействия на уровне личностных смыслов. Коммуникативные и междисциплинарные знания фрагментарны, отсутствуют навыки самопознания, самоконтроля, саморегуляции. В коммуникативном взаимодействии проявляется лишь предпонимание.

Продуктивно-ценностный уровень характеризует  направленность личности социального  педагога на категории профессиональной ответственности и свободы как  формы проявления нравственности, самосознания. Отчетливо проявляются компетентная, социальная ответственности (классификация  Г. Йонаса), ответственность за коммуникативные действия, их последствия и результат. Основу коммуникативного взаимодействия составляют субъект-субъектные отношения (Я-Ты), переходящие на уровень диалога, в котором присутствуют соучастие, сочувствие, сопереживание. Коммуникативные стратегии ориентированы на субъекта социально-педагогической деятельности и реализуются в коммуникативном поступке, изменяющем личностные смыслы этого субъекта. Открытие смыслов, духовное освоение мира воспитанника осуществляется на основе понимания.

Творчески-императивный уровень - высший уровень коммуникативной культуры - соответствует ориентации социального  педагога в коммуникативном взаимодействии на императивы справедливости, профессионального  долга, милосердия. Результатом коммуникативной  встречи становится коммуникативное  событие, когда происходит радикальное  изменение способа восприятия жизни  и соответствующих ему значений и смыслов воспитанников, изменение  его Я - концепции. Студенты демонстрируют  умения «глубинного общения» - достигается  духовное единство субъектов коммуникативного взаимодействия, влекущего за собой  достаточно редкое явление - взаимопонимание, широкий гуманистический взгляд на окружающих за счет полилогических отношений (Я-Я-Мы). Универсалиями глубинного общения являются «мироутверждение», «сопричастность», «доминантность на всех других», «творчество как свободный дар встречи», «сотворчество». На уровне Я-Я1-Мы между субъектами социально-педагогической деятельности возможно возникновение взаимоотношений высокой дружбы и любви как духовных отношений, характеризующихся стремлением личностей к творческому самосовершенствованию и совершенствованию окружающего мира. Социальный педагог владеет обширными коммуникативными и междисциплинарными знаниями, творчески подходит к решению коммуникативных задач, развиты навыки полилогической коммуникации, способность «глубинного», системного понимания личностных смыслов каждого и смыслов окружающего мира.


Информация о работе Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников