Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:30, доклад

Описание работы

Механизмы нравственного воспитания -- это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.

Работа содержит 1 файл

семинар-5.docx

— 81.02 Кб (Скачать)

Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников

Механизмы формирования нравственных качеств младших школьников

Механизмы нравственного  воспитания -- это пути и способы  реализации задач нравственного  воспитания. Механизмы нравственного  воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными  возможностями детей.

                                                     Механизмы формирования нравственного поведения

Основные функции методов  данной группы формирование опыта общественного  поведения и общественных отношений  детей. К этой группе относятся приучение  к формам общественного поведения, упражнение, организация разнообразной  деятельности детей (игра, обучение, труд) и руководство ею.

Приучение к формам общественного  поведения. Воспитание поведения начинается с приучения -- практической выработки у детей определенных умений, навыков и привычек. Главный результат приучения -- формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения.

В школьном возрасте имеет  место процесс приучения детей  к коллективному ритму жизни, к организованности, культуре общения  и поведения.

Для того чтобы приучение  было действенным и эффективным, используются в комплексе следующие  приемы: указание, что делать; определение  результата -- что и зачем; показ  и объяснение или только объяснение способа действия или способа  поведения (много различных действий в последовательности); повторность (организация упражнений); контроль и оценка. В процессе самообслуживания и общения педагоги показывают детям  на конкретных примерах, как войти, поздороваться, обратиться к взрослому  или сверстнику. Приучение предполагает использование упражнений.

Упражнение в нравственном поведении обычно включается в общий  поток жизненных ситуаций. Чтобы  сформировать стойкие привычки к  определенным формам поведения в  меняющихся, условиях социального общения, чтобы можно было обобщать требования к поведению при разных обстоятельствах, упражнения необходимо проводить в  различных жизненных ситуациях.

Поручение -- это специально организованная взрослым ситуация для  многократных упражнений в тех или  иных формах поведения.

В результате многократных упражнений в различных условиях у детей формируются прочные  привычки культурного общения и  поведения.

Руководство разнообразной  деятельностью детей как метод  воспитания поведения.

Мерилом нравственности являются не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности -- общение, игра, труд, учение -- важен для освоения знаний о нормах и правилах поведения  и для упражнения в поступках  и действиях. Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностью становится механизмом нравственного воспитания.

                                            Методы и механизмы формирования нравственного сознания

Основная функция приемов  данной группы -- формирование нравственных представлений, понятий и на их основе убеждений и нравственной направленности личности.

Убеждение рассматривается  в педагогической психологии как  метод педагогического воздействия  на сознание, чувства и волю воспитанников  с целью формирования и закрепления  у них положительных моральных  качеств и устранения отрицательных  черт в характере и поведении. При помощи убеждения воспитатель  формирует у детей моральные  представления и понятия, руководствуясь которыми дети вырабатывают правильные суждения, оценочные отношения к  поступкам людей, к общественным событиям и к самому себе, овладевают моральными нормами и правилами  поведения в быту, в обществе, в своем коллективе.

Разъяснение применяется  в соответствии с возрастом детей  и уровнем развития нравственного  сознания. Уже при формировании у  детей дошкольного возраста элементарных моральных представлений и понятий  о нормах и правилах поведения  применяется разъяснение. Педагог  не только сообщает им правила поведения, но и разъясняет значение каждого  правила, подчеркивает необходимость  обязательного его выполнения. Постепенно у ребенка формируется представление  об общественной значимости его поведения. При разъяснении воспитатель  пользуется также указанием: он рассказывает, что нужно делай и как нужно  поступать.

Разъяснением необходимо сопровождать введение новых правил, требований, чтобы предупредить их нарушение. Разъяснение применяется  при обсуждении отрицательных действий, поступков детей и при одобрении, поощрении, вызывая у детей положительные  переживания и чувства. При разъяснении  применяется показ способов и  образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть. Это особенно необходимо в младшем школьном возрасте. Разъяснение, указание, показ формируют  у детей осознание своего поведения, убежденность, т. е. уверенность в  том, что поступать нужно именно так, а не иначе.

Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Впечатлительность детей  младшего школьного возраста делает их податливыми к внушению.

Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей  особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность  в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии  выполнить требования, предъявляемые  к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и  как надо поступать, чтобы заслужить  уважение товарищей. Отдельных детей  путем внушения предостерегают от зазнайства, хвастовства, эгоизма.

Эффективность применения данного  метода зависит от того, насколько  учитель опирается на жизненный  опыт детей. Внушение применяется по отношению к группе сверстников  и к отдельным детям с учетом их индивидуальных особенностей (застенчивость, робость, неуверенность, беспомощность).

Разъяснение и внушение тесно  связаны с приучением к правильному  поведению, с упражнением в положительных  моральных поступках.

Это дает возможность воспитывать  устойчивые навыки и привычки нравственного  поведения, формировать осознанность. В осмысленность всех действий, отношений.

Специфическими методами формирования морального сознания являются этические беседы, лекции, конференции, диспуты.

Этическая беседа - это беседа на моральные темы. Функция ее -- моральное  воздействие на сознание и поведение  детей с целью формирования и  развития обобщенных моральных представлений  и понятий, на основе которых воспитывается  убежденность. Источниками для этических  бесед в детском саду и в  начальной школе являются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, кинофильмов, спектаклей.

К этическим беседам предъявляются  определенные требования: идейная направленность содержания, тесная связь с жизнью данного детского коллектива и с  жизнью страны, соответствие содержания и методики проведения беседы возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, закрепление моральных представлений, понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями.

В начальной школе этические  и нравственные беседы проводятся учителем, воспитателем с отдельным ребенком и с коллективом детей. Назначение индивидуальной беседы -- опираясь на особенности  и возможности отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить  по душам», оказать воздействие на сознание, чувства и поведение  воспитанника.

Стимулирование  чувств и отношений ребенка

К этой группе механизмов относятся  пример нравственного поведения, поощрения  и наказания.

Пример - это воздействие  поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого. Непосредственное воздействие может  оказать личный пример окружающих людей, примеры из жизни и деятельности великих людей, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных  спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия  на детей, поэтому облегчают усвоение нравственных привычек и навыков. Применение примера как механизма нравственного  воспитания основывается также на любви  и уважении детей к окружающим их людям. Дети младшего школьного возраста подражают поступкам и поведению  детей, которые пользуются у них  авторитетом: стараются копировать их действия, манеры и т. д. Велика роль примера окружающих, в первую очередь  воспитателей и родителей. Дети искренно любят внимательных, заботливых, справедливых взрослых, стараются им во всем подражать.

Специфика и сила примера  как механизма нравственного  воспитания заключается в том, что  при его использовании знания формируются в единстве со способами  поведения. Дети усваивают знания о  способах поведения в конкретных нравственных ситуациях.

Поощрения и наказания  рассматриваются как необходимые  в воспитательном процессе средства педагогического воздействия. В  сложном процессе нравственного  воспитания личности ребенка поощрения  и наказания выступают как  вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они приобретают решающее значение.

Поощрение и наказание  нельзя свести только к нравственной оценке поведения детей, т. е. к одобрению  или осуждению. Не всякое одобрение  является поощрением в полном смысле слова, и не всякое осуждение является наказанием. Между нравственной оценкой  поведения детей и поощрением или наказанием имеется определенное различие. Одобрение и осуждение  являются повседневными, рядовыми воздействиями  на воспитанников. При поощрении  или наказании педагог или  детский коллектив принимают  решение, которое выделяет одного воспитанника или группу из общей массы, производит определенное изменение в их правах и обязанностях, во взаимоотношениях с ними.

Поощрение и наказание  отличаются от других средств нравственного  воспитания силой воздействия.

Эффективность поощрений  и наказаний зависит от методики их применения. При использовании  поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из анализа конкретной ситуации. Именно создавшаяся ситуация подсказывает педагогу, какие изменения  нужно внести во взаимоотношения  с данным воспитанником: отсрочить  наказание, выждать самоосуждение  ребенком своих действий. Применение поощрения и наказания предполагает осознание ребенком последствий  своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию  поведения.

Важнейшим требованием в  применении поощрений, а также наказаний  является справедливость и объективность. При соблюдении этих требований оценка педагога встречает одобрение в  детском коллективе и является более  действенной.

Поощрение есть выражение  внимания к воспитаннику, оценка его  усилий, результатов его работы или  поведения. Признание и одобрение  коллектива имеют большое воспитательное влияние, оказывают сильное воздействие  на чувства детей, вызывают удовлетворение, радость. Справедливое поощрение повышает веру детей в свои силы, вызывая  желание проявить себя с лучшей стороны.

Применяя поощрения, необходимо соблюдать меру. При частом использовании  их дети привыкают к ним как  к обыденному, и в силу этого  воспитательная ценность поощрений  снижается.

Поощрения надо сочетать со справедливой требовательностью, с  самокритикой, учить детей не успокаиваться  на достигнутом, воспитывать умение ценить доверие коллектива, учителя  и стремление оправдать его. В  младшем школьном возрасте нельзя допускать  перехваливания: оно ведет к возникновению зазнайства и эгоизма. Особое внимание нужно обратить на робких, скромных детей, которых часто заслоняют более бойкие и активные дети. Надо систематически, повседневно поддерживать скромных детей, высказывать одобрение им перед всем коллективом, стимулировать их к инициативным действиям и т. д.

В сложном процессе формирования нравственной направленности личности приходится применять и наказание  как одно из средств педагогического  воздействия на поведение детей.

Наказание используется очень  редко в тех случаях, когда  отдельный ребенок или группа в целом не выполнили установленных  требований, нарушили принятые нормы  и правила жизни в коллективе, а характер нарушения требует  немедленного воздействия.

Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива. Следует добиваться, чтобы наказание  убеждало ребенка в необходимости  исправить свое поведение, вызывало в нем чувство стыда, раскаяния, пробуждения совести.

В применении наказаний необходим  индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной  системы. Полученное воспитанником  наказание после исправления  им своего поведения не может служить  поводом для обидных напоминаний  и укоров. Недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказаниям обидные клички, грубые слова, стояние  в углу. Категорически недопустимы  телесные наказания, которые озлобляют  ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусость.

Воспитательное воздействие  имеет такая форма наказания, как изменение отношения учителя  к ребенку, выражающее недовольство его поведением. Кратковременное  отчуждение учителя оказывают сильное  воздействие: ребенок переживает это  отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение.

 

Психологические механизмы мотивации человека.—М

ВЕДЕНИЕ

 

   Поскольку сложные  явления, к каким  относится мотивация, не могут быть описаны сразу, требуя перевода сложного комплекса взаимосвязанных данных в некоторую последовательность изложения, при ре шении  такой задачи неизбежны как предварительное расчленение этого комплекса, так и выбор  некоторого  порядка  в  освещении  выделенных аспектов. В  данной работе будет  обсуждаться, прежде  всего онтогенетическое развитие мотивации, причем в на правлении от феноменологических данных к обобщениям и теоретическим построениям. Что касается освещаемых  аспектов мотивации, то главное внимание будет уделяться вопросу ее психологических механизмов. Выделение данного  аспекта мотивации не является традиционным   и  требует пояснения, что имеется в виду.    Содержание  того, что в принципе способно моти вировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете осуществляется конкретными людьми, которые к  неисчислимым  видам  деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать данный, содержательный, аспект мотивации  человека — значит воспроизводить в мотивационных  терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, ко торые  он добровольно или по необходимости прини мает на свою долю  в некоторой социальной системе, т. е. изображать частное, что, как известно, само по себе не ведет к выделению существенного.    

Информация о работе Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников