Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:30, доклад

Описание работы

Механизмы нравственного воспитания -- это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.

Работа содержит 1 файл

семинар-5.docx

— 81.02 Кб (Скачать)

Чувственно-эмоциональный  уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом - воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связаны  с эмоциями. Эти чувства приобретаются  человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек  не состоится.

Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся  также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.  Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

  Нравственные потребности начинаются:

с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или  состояние другого. Отзывчивого  человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке  нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Другой  важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить  максимум пользы». Обобщённо нравственную установку можно обозначить как  любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу. Нравственную установку у ребёнка нужно  воспитывать постоянно словом и  делом, примером и разъяснением, используя  волшебную силу искусства и живой  мир природы.

И последним, важным структурным элементом  нравственных потребностей является способность  к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность  добра успешно формируется у  детей всем примером жизни взрослого  семейного окружения и поэтому  важно, чтобы у последнего не расходилось  слово с делом. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни  взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию  у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Таковы  элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать  детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу. Нравственные потребности человека теснейшим  образом связаны с нравственными  чувствами, которые являются также  мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие.

Семья и школа являются основными звеньями в системе воспитания подрастающего  поколения. Перед данными социальными  институтами стоят ответственные  задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения  к участию в труде, характер которого существенно изменится в условиях научно-технической революции. Это  требует приведения методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В воспитании младших школьников доминирующей стороной будет нравственное воспитание в единстве семьи и  школы: дети овладевают простыми нормами  нравственности, научатся следовать  им в различных ситуациях. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена  научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы.

Важное  значение для идейного и нравственного  формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у  вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого  ученика были осознаны им самим и  его товарищами. Это создает благоприятное  эмоциональное состояние школьника  в коллективе, что является одним  из условий его успешного нравственного  развития. Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

Воспитательный  процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются  ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные  ситуации для школьников всех возрастов  ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного воспитания проявляется  в отношениях школьников к своим  обязанностям, к самой деятельности к другим людям.

В формировании личности младшего школьника  особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок  не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать  их знание в поступках и действиях  окружающих, собственных поступков.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и  развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии  в деятельности.

Практически любая деятельность имеет нравственную окраску. Для младшего школьника  это особенно важно, поскольку учебная  деятельность выступает как ведущая. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее внимание на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. Причем в ней развиваются  не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

В результате регламентированного характера  процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у  младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной  деятельности, нравственные отношения.

Учителю принадлежит решающая роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному  труду. Учитель всегда является для  учащихся примером нравственности и  преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем  этапе развития общества особенно актуальны. Нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

Все факторы, обуславливающие нравственное становление, и развитие личности школьника, можно разделить на три группы: природные или биологические, социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями  школьник социализируются, приобретают  необходимый опыт нравственного  поведения.

Во  взаимодействии со средой и целенаправленными  воспитательными влияниями школьник приобретает необходимый опыт общественного  поведения. Однако, несмотря на то, что  на нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические, так как они наиболее управляемые.

Из  этого следует, что суть нравственно  воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.

Младший школьник в процессе учебы в школе  лишь постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического  воздействия, поскольку далеко не сразу  и не во всех случаях воздействия  учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок  становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие  изменения. Это касается, естественно, и тех знаний, которые усваиваются  детьми, и в совершенствовании  умений, навыков, усвоения приемов, способов деятельности, и перестройки отношений  учащихся. Эта естественная и необходимая  «ступенька» в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте, но и здесь следует подчеркнуть, что очень важно, чтобы ребенок  на ней не задерживался.

Включаясь в учебную деятельность, младшие  школьники учатся действовать целенаправленно  и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают  осознанный характер. Все чаще при  решении различных умственных и  нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т.е. субъектом  учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т.е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся  и его знаниями, и его уровнем  овладения операционными структурами  и мотивами данной деятельности.

Конечная  цель воспитания - сформированная у  человека потребность и способность  к самовоспитанию, и саморазвитию, к самосовершенствованию.

 

 

 

Воспитание нравственного  сознания учащихся. Еще в дошкольные годы ребенок получает от своих первых воспитателей знания о нравственных нормах отношений людей. Чтение сказок, беседы с родителями, их пример взаимного общения – все это создает необходимые предпосылки последующего нравственного развития детей. Поэтому к моменту обучения в школе они уже обладают определенным запасом нравственных знаний, составляющим своеобразную основу складывающихся первоначальных взглядов на окружающее. 
 
В процессе организационного обучения и воспитания в школе нравственные знания учащихся, постоянно пополняются, систематизируются и закрепляются. При этом учитель стремится к тому, чтобы его воспитанники не только обогащались разнообразными сведениями в области нравственных отношений, но и получали возможность высказывать самостоятельные мысли по многим вопросам, не просто заучивали готовые истины, но и стремились по-своему объяснить их. 
 
Формирование нравственного сознания учащихся – процесс сложный, осуществляемый всей учебно-воспитательной работой школы. Источником возникновения нравственных взглядов являются обсуждаемые на уроках вопросы морали, ее исторически сложившиеся нормы нравственных отношений людей в нашем обществе. 
 
Обычно само содержание занятий вызывает у учащихся много вопросов, нередко спорных, требующих от учителя умения вникнуть в суть того или иного рассуждения, понять не всегда ярко выраженное вовне стремление ученика утвердиться в каком-то своем мнении, противоречащем мнениям других, умения убедительно и тактично направить мысли учащихся в нужное русло, изложив для этого основательные доводы. В таком случае взгляды учащихся находятся в состоянии своеобразного движения. Создание на занятиях обстановки, располагающей к обсуждению вопросов нравственности, к высказыванию откровенных суждений, способствует дальнейшему развитию формирующихся взглядов учащихся, появлению у них желания объективно разбираться в событиях жизни, в особенностях отношений, давать правильную оценку явлениям и фактам. Именно так происходит оптимальное усвоение этического материала, достигающего сознания учащихся в результате их активной мыслительной деятельности, путем сопоставлений, анализа, обобщений. В нравственном просвещении учащихся должно преобладать не монологическое изложение материала учителем, а коллективное обсуждение высказанных им положений, что скорее приводит ребят к утверждению в правильности этих положений, а в конечном счете – к развитию нравственного сознания. 
 
Большое значение в воспитании нравственного сознания учащихся приобретают создаваемые в классном и школьном коллективах различные традиции. Например, традиции совместного активного участия во всех трудовых делах, традиции общения, взаимоответственность, выручка и т.п. Эти традиции создают у ребят хороший настрой, дружеские отношения, делают понятными и привычными установленные требования и тем самым благоприятно влияют на формирующееся сознание. 
 
В своей работе по формированию нравственного сознания детей учитель не может не считаться с такими особо важными в этом деле принципами, как доступность материала и его связь с конкретной жизнью и интересами ребят. Разбирая с ними те или иные нравственные понятия и примеры, учитель стремится максимально приблизить их к текущим событиям, устранив абстрактность заключений, затронув переживания учащихся и вызвав у них живой отклик. В этом случае положения, высказываемые учителем, становятся понятными и близкими, а потому и с интересом принимаются, переходя постепенно на уровень осмысленных взглядов. 
 
Воспитание нравственного поведения учащихся. Под нравственным поведением следует понимать систему действий и поступков, имеющих определенную моральную оценку. 
 
Формирование привычного активного нравственного поведения человека – наиболее сложный этап воспитательной работы. Начинается он еще в семье с элементарного соединения детьми получаемых нравственных знаний с простыми нравственными действиями. Этот начальный период воплощения нравственных знаний в конкретные действия очень важен, так как создает у детей правильную установку на окружающее, на предъявляемые требования взрослых. 
 
В дошкольном возрасте в поведении детей преобладают действия и поступки, имеющие непроизвольный и недостаточно осознанный характер. Поэтому долгом воспитателей является создание благоприятного условия для формирования нравственного поведения ребят. Необходимо вызывать у них потребность всегда поступать хорошо, одобрять нравственные поступки, внимательно выслушивать откровенное признание в неудачах, показывать, как лучше избегать их и как нужно выполнять то или иное дело. Все это послужит хорошей основой для качественного развития отдельных нравственных поступков и объединения их в единую цепь последующего систематического, целостного нравственного поведения. 
 
В школьные годы, когда интенсивно развиваются все психические процессы, и особенно мышление, восприятие, память, формирование нравственного поведения учащихся основывается уже на их возможности осознать предъявляемые требования, на способности самостоятельно выполнить их, на развивающейся привычке поступать в соответствии с принятыми требованиями окружающих. Вот почему так важно правильно организовать повседневную высоконравственную деятельность учащихся, которая бы отражала формирующееся нравственное сознание. Эта деятельность явится своеобразной воспитывающей почвой, соединяющей идеи сознания с конкретными поступками, делами. Особую роль при этом играют упражнения в нравственных поступках, выполняемые детьми под умелым и тактичным руководством учителя. Смысл подобных упражнений заключается в стимулировании нравственной воли учащихся, помогающей им побеждать различные внешние и внутренние препятствия, связанные с выполнением поставленных целей. Однако достижение цели может осуществляться учащимися на основании разных мотивов. В одном случае они могут быть направлены на удовлетворение личных корыстных интересов, в другом – отражать стремление принести пользу друзьям. Поэтому перед учителем возникает задача изучения мотивов, побудителей определенного поведения и формирование высоконравственных, общественно значимых мотивов. Лучшим средством для решения этой задачи является создание учителем разнообразных ситуаций, вызывающих у учащихся разные реакции, борьбу мотивов, противоположные переживания, определенный выбор того или иного действия, поступка. Эти ситуации способствуют осуществлению активной связи между формирующимся сознанием и поведением, а также закреплению нравственных поступков и устранению противоречащих им побуждений. 
 
Чтобы нравственное поведение стало устойчивым учитель должен давать справедливую оценку поступкам, подбирать поручения в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими данными учащихся, тактично разбирать с ними допущенные ошибки, показывать им образец личного высоконравственного поведения. При этом становится особенно необходимым единство воспитательных требований и действий педагогов и родителей. 
 
Формирование нравственного поведения, отражающего развивающееся сознание, осуществляется повседневно в процессе выполнения различных трудовых дел, общественно полезных поручений, во время досуга и т.д. Поэтому для учителя особенно важно понаблюдать за поведением своих воспитанников по возможности в самых различных жизненных условиях для выявления различных отклонений от нравственных норм в поведении отдельных учащихся. 
 
Воспитание единства нравственных чувств, сознания и поведения. Единство нравственных чувств, сознания и поведения свидетельствует о гармоничности человеческой личности, о высоком уровне ее нравственного развития. Осуществляя руководство процессом нравственного воспитания, учитель заботится о непрерывности положительных влияний на учащихся, об одновременном проведении нравственного просвещении и разнообразных упражнений, способствующих закреплению полученных знаний в конкретных поступках. При этом он учитывает необходимость сочетания глубины содержания нравственной информации с ее эмоциональной насыщенностью, яркостью, образностью. В.Г. Белинский писал: «…без чувства идеи холодны, светят, а не греют, лишены жизненности и энергии, неспособны перейти в дело. Итак, полнота и совершенство человеческой натуры заключается в органическом единстве разума и чувства».И действительно, эмоциональная выразительность изучаемого материала способна вызвать у интенсивно развивающихся школьников, особенно восприимчивых ко всему яркому, образному в период становления личности, ответственные чувства и стремление соотнести поступки героев, нормы их отношений с собственными поступками. А это и является хорошей основой для одновременного воспитания чувств, сознания и поведения. 
 
Деятельность учителя по нравственному воспитанию учащихся должна быть более концентрированной, направленной не только на вооружение знаниями, но и на активизацию положительных чувств и воплощение осмысленных понятий в конкретные поступки, дела. Для этого учитель стимулирует процесс накопления, совершенствования, осмысления знаний, процесс формирования чувств, взглядов, убеждений учащихся посредством постоянного обогащения содержания учебного материала, улучшения качества внеклассной работы по нравственному просвещению и одновременно создает условия для практического применения получаемой нравственной информации в повседневном поведении. При этом он всячески помогает учащимся преодолевать трудный и сложный этап выработки собственного опыта поведения, осуществлять постепенное движение от мысли к действию, от знания к поступку, от сознания к поведению. 
 
Путь нравственного формирования личности по мнению психолога А.А. Смирнова, включает три этапа: 1) накопление знаний (усвоение, осмысление, чувства), необходимых для формирования убеждений; 2) переход знаний в убеждения и формирование на их основе мировоззрения; 3) претворение знаний и убеждений в конкретное поведение.Одновременно с этим потребуется воспитывать у школьников невосприимчивость к отжившим и вредным, антинародным взглядам и поступкам. Эти три стороны единого воспитательного процесса имеют значение только в единстве и взаимосвязи. Каждая из них, взятая в отдельности, не может обеспечить формирования нравственной личности. 
 
Таким образом, процесс превращения знаний в глубокие личные убеждения, воплощение идей, сознания в конкретное поведение сложен, длителен и индивидуален. У одних учащихся он протекает быстрее, легче, у других – медленнее, труднее. Это во многом определяется несходством особенностей и проявлений личности, окружающей ее обстановкой и качества воспитательной деятельности взрослых. 
 
Критерии нравственной воспитанности. Определение критериев, разработка методики выявления нрав ственной воспитанности, учета и оценки поведения, деятельности школьников — важнейшее условие диагностики и совершенствова ния воспитательной работы с детьми. Личность во всем многообра зии ее качеств и свойств существует как целостность. 
 
Задача в том, чтобы выявить то главное, что представляет собой целос тность, основообразующее начало личности, и то частное, производ ное, особенное, что дополняет и характеризует ее как индивидуаль ность. 
 
Целостным и общим в личности являются главные, определяю щие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеу стремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными ка чествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности ребен ка; учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятель ность, творчество, обязанности в семье — может быть оценен с точ ки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных спо собностей и нравственной зрелости школьников. 
 
Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в правилах для учащихся, в законах и уставах обще ственных объединений, школьных единых требованиях. Классному руководителю, воспитателю важно иметь вытекающий из этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных ка честв своих учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения детьми обоб щений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекатель ность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским ус тремлениям и увлечениям. 
 
Рассмотрим примерные перечни основных требований примени тельно к различным возрастным группам.1 
 
От школьников-дошкольников (шестилетки) требуется:

  •  
    знать, что они живут в Беларуси;
  •  
    уметь заботиться о самих себе, делать зарядку, сохранять свои вещи и игрушки, ухаживать за цветами и домашними животными; 
  •  
    любить своих родителей, братьев и сестер, дедушку и бабушку, своих товарищей, природу и все живое;
  •  
    дружить с мальчиками и девочками из детского сада, двора, класса, быть другом папы и мамы, сестер и братьев;
  •  
    трудиться по дому, на уроках труда и вместе с друзьями выполнять задания по самообслуживанию в школе;

 
• бороться с беспорядком, грязью, неправдой, злостью, завис тью, жадностью в себе и в других;

  •  
    беречь хлеб, вещи, которыми постоянно пользуются в школе и дома, не расходовать зря свет, воду, дрова;
  •  
    помогать всем старшим, родителям, товарищам в труде и учебе;
  •  
    творить — рисовать, сочинять песенки, стихи, танцевать, создавать новые игрушки и игры.

 
Школьники-шестилетки, по сравнению  с дошкольным детством, вступают в  новый период жизни. Интенсивное  формирование при вычек, свойственное дошкольному возрасту, начинает тесно связы ваться с осознанием нравственных требований, способностью выс казать простейшее нравственное суждение. 
 
От младших школьников (7-9 лет) требуется: 
 
• знать гимн, гордиться своей великой Родиной; 
 
•уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, делать работу по самообслуживанию, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;

  •  
    любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, делать добро окружающим людям;
  •  
    дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверять и которого никогда не подведешь;
  •  
    трудиться с пользой для себя и людей на семейной ферме, огороде, на садовом и пришкольном участках, в школе по самообслуживанию, на уроках труда;
  •  
    бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;
  •  
    беречь общественное добро и родную природу;
  •  
    помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;
  •  
    творить на уроках в самостоятельной работе, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, играть в инсценировках.

Информация о работе Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников