Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:30, доклад

Описание работы

Механизмы нравственного воспитания -- это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.

Работа содержит 1 файл

семинар-5.docx

— 81.02 Кб (Скачать)

В  психологическом анализе более целесообраз ным  и продуктивным  представляется другой подход, по мере возможности  отвлекающийся   от содержа тельных различий в мотивации   и  сосредоточиваю щийся  на том, в какого рода образованиях  она в принципе обнаруживается  в индивидуальной  психике, какие воздействия обеспечивают ее формирование и актуализацию,  каковы  закономерности этих процессов и т. п. То, на что направлены подобные вопросы, обобщенно  может быть  названо механиз мами мотивации.   Отметим,  что задача  исследования  механизмов актуальна не только для мотивации, являясь одной из главных также и для многих других линий разви тия человека, в отношении которых  «необходимо... еще более активно изучать и описывать явления, по зволяющие ответить на вопрос, который можно гру бо сформулировать так: что в психике из чего воз никает, когда и в какой последовательности?» (Вода-лев,1983. С. 13)\.   В  психологической литературе содержательному аспекту мотивации обычно  противопоставляется ди намический аспект подчеркивающий  прежде всего ее  процессуальные особенности, развитие и взаимодействие побуждений, энергетическую сторону регуляции деятельности. Однако энергия, если она не слепая, должна чем-то рас пределяться, процесс, как правило, является след ствием взаимодействия некоторых структурных  об разований, короче, мотивационная динамика  пред полагает осуществляющие ее механизмы, которые наполняются тем или иным предметным  содержанием, но к нему несводимы. Фрейдовское вытеснение, на пример, прежде всего процессуальный феномен, од нако вполне правомерно предположение о существо вании специального  осуществляющего его  механиз ма, не зависящего от того, что именно подвергается вытеснению. Таким образом, выделение наряду с со держательным  и динамическим  еще одного аспекта мотивации — реализующих   ее внутренних  механиз-    

'   Важность изучения психологических механизмов, обеспечивающих  развитие личности, отмечает Л. И. Анцыферова: «Исследовать динамику  психической жизни личности — значит изу чить разные  формы  существования  и осуществления  личности; во времени, раскрыть психологические механизмы этого сущест вования. Психологические механизмы  можно   представить себе как закрепившиеся  в психологической  организации  личности функциональные  способы ее преобразования, в результате кото рых появляются различные   психологические новообразования, повышается  или понижается  уровень организованности личност ной системы, меняется режим ее функционирования» (1981. С. 8).

мов—представляется   оправданным   шагом,  повы шающим  структурированность этой проблематики и облегчающим  ее описание.    Четкое определение упомянутых  аспектов моти вации невозможно, так как речь идет лишь о гносео логических абстракциях, не  имеющих   конкретных признаков различения и  неотрывных друг от друга в онтологическом проявлении. Один и тот же феномен может  быть охарактеризован и как  процесс, и как механизм в зависимости от контекста обсуждения; так, упомянутый процесс вытеснения имеет, с одной стороны, свой механизм, в основе которого лежит, допустим, взаимодействие эмоций,  с другой—сам может  рассматриваться  как  механизм устранения противоречий в мотивационной сфере личности. По этому тот или иной аспект мотивации выступает на первый  план в зависимости от  характера стоящих перед исследователем задач. Так, если в собственно научном анализе можно  в известной мере отвлекать ся от содержательных различий  в мотивации, пола гая, что выводы из рассмотренного частного материа ла  сохраняют силу -для аналогичных случаев, то в прикладных  исследованиях, когда важно выявить, что именно мотивирует конкретных  людей  или  их группы, такие различия  могут  стать центральной проблемой. Понятно, что абсолютное противопостав ление выделяемых   аспектов мотивации невозможно и что речь может идти лишь о том, которому из них при совместном анализе  отдается преимущественное внимание.   Исследование, уделяющее главное внимание пси хологическим механизмам мотивации, было проведе но нами в отношении  низших ее уровней, обеспечи вающих  удовлетворение биологических потребностей (Вилюнас,  1986). Поскольку настоящая работа является, по существу, продолжением этого исследова ния, реализующим  те же методологические установ ки и преследующим аналогичные цели в отношении другого ее уровня — социально обусловленной моти вации человека, сформулируем в  тезисах основные его положения и  выводы. Они послужат отправным пунктом нижеследующего  обсуждения мотивации че ловека, в частности, вопроса об ее качественном от личии от биологической мотивации, проиллюстрируют  специфику подхода и характер получаемых в нем данных.     

    1. Постановка вопроса о психологических меха низмах  мотивации возможна   только  при условии принципиального отказа от параллелистической трак товки психического, которая под влиянием традиций позитивизма и, в частности, физиологических  кон цепций  продолжает сохранять прочные позиции в со временной психологии, причем не обязательно в явно декларируемом  виде. Несмотря  на отсутствие кон кретных представлений об  онтологической природе психического, сам факт его возникновения в биоло гической эволюции и те функции, которые оно выпол няет в приспособлении живых  существ к изменчивой среде, свидетельствуют о том, что оно представляет собой качественно  новый  уровень  взаимодействия регулятивных процессов, обеспечивающий  выработ ку в конкретной ситуации индивидуально-гибких, т. е. генетически целиком незапрограммированных  реак ций; это  функциональное  назначение психическое осуществляет на основе целостного отражения ситуа ции и потенциально возможных  в ней действий.   

   2. При данном понимании  психического  термин мотивация  служит родовым понятием для  обозначе ния всей совокупности факторов, механизмов и про цессов, обеспечивающих  возникновение  на  уровне психического отражения побуждений  к жизненно не обходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. На  основе  психиче ского отражения регулируется не весь процесс удов летворения биологических потребностей, а только те его звенья, которые предполагают активность в из менчивой  среде и  требуют ситуативной выработки реакций.  

     3. Взаимосзязанность как эволюционного  разви тия, так и функционального обнаружения механизмов мотивации  исключает отчетливое различение в слож ной внутренне  соподчиненной их системе отдельных структурных единиц, таких  как «потребность», «мо тив»  и т. п. При наполнении такого рода теоретиче ских  категорий конкретным содержанием неизбежен, по крайней мере  на современном уровне  знаний о механизмах мотивации, элемент произвольности.    

    4. В процессе актуализации потребностей п  по рождении  ими конкретных мотивационных побужде ний можно  выделить две основные  фазы. Если потребность актуализируется при отсутствии в окруже нии соответствующего ей предмета, формируется спе цифическое состояние мотивационной установки, оз начающее  потенциальную готовность к активной ре акции в случае его появления. (При этом некоторые потребности субъективно отражаются в виде диффуз ного переживания неудовлетворенности, побуждаю щего  поисковую активность.) Когда такой предмет появляется, к нему возникает эмоциональное отноше ние, которое, собственно, открывает субъекту по-требностную  значимость предмета  (в виде положи тельной или отрицательной оценки) и   побуждает направить на него активность (в виде желания, вле чения и т. п., см. Вилюнас, 1976). Принципиальное отношение  между мотивацией  и эмоциями  передает обобщенное определение эмоций  как  субъективной формы  существования проявления) мотивации.    

      5. В эволюционном  развитии сложились две ос новные  формы  биологической мотивации. Филогене тически первичной  форме инстинктивной  мотивации свойственна фиксированность в наследственности как стимулов, побуждающих  субъекта  действовать, так и  принципиального  характера этих действий; при этом  самим субъектом осуществляется приспособление инстинктивных действий к конкретным условиям наличной ситуации. Более совершенная форма онто генетически развивающейся мотивации   предполагает, наоборот, прижизненное выявление мотивацион-но  значимых воздействий и способов ответа на них индивида.    \

    6. Инстинктивно  мотивируемое  поведение отличается генетической раздробленностью на  автоном ные сравнительно мелкие звенья, побуждаемые  от дельными ключевыми  раздражителями и  лишь в по следовательном  (иногда —строго последовательном) выполнении   приводящие к необходимому приспосо-бительному результату. Из-за этой особенности важ ную  роль в обеспечении инстинктивного поведения играют специфические механизмы,  отвечающие   за связь и  смену отдельных его звеньев. В самом об  щем  виде такие механизмы  мотивационной  пере  стройки обнаруживаются как  способность некоторых воздействий  изменить  мотивационное отношение к  другим воздействиям  (в виде возникновения к ним  эмоционального переживания или  формирования мо- тивационной установки).

      Характер  мотивационных  перестроек определяет, в   частности, содержание  звеньев инстинкта, способ их смены и тип инстинк тивного поведения в целом. Это универсальный ме  ханизм, проявляющийся и в более совершенных фор  мах мотивации.   

    7.Онтогенетическое развитие мотивации в наи более простом случае обеспечивается переключени ем эмоционального  отношения к ключевым  (безус ловным) воздействиям на сопутствующие им в опыте  индивида стимулы  (механизм  импринтинга). В более сложном случае мотивационного   обусловлива ния, составляющего  основу выработки  условных  рефлексов и являющегося  главным механизмом  он тогенетического развития мотивации, имеет место ситуативное развитие эмоционального отношения  к  безусловным воздействиям и избирательное закреп  ление эмоционального значения за важными для ак тивности условиями и сигналами. Благодаря  про цессам обусловливания круг изначально  (безуслов но) мотивационно значимых воздействий в онтогене зе постепенно обрастает целой системой сигналов,  приобретающих условное (производное  от безуслов ного, но не совпадающее с ним) мотивационное зна чение.    

    8. В реальном  поведении обе формы мотивации  обычно проявляются вместе и взаимодополняют друг друга. Характерным является случай сохранения  в  мотивации поведения общей схемы инстинкта, совер шенствованной элементами приобретенной  мотива ции в пределах отдельных его звеньев, а также слу чай, когда приобретенная мотивация подготавливает возможность совершения некоторого инстинктивного акта. Наблюдающееся    в филогенезе   увеличение удельного значения приобретенной мотивации озна чает не отмену, а дальнейшее развитие изначальных  инстинктивных побуждений, совершенствование спо соба их осуществления. В акте формирования новых  мотивационных отношений инстинктивная (унаследо ванная) мотивация присутствует в качестве подкреп ляющего  (безусловного) фактора, что означает осу ществление ею контроля за общим направлением он тогенетического развития мотивации и в  конечном счете за определяемым этим развитием поведением.        Аффект означает возвращение к инстинктивной фор ме мотивации  в случае, если такое более совершен ное поведение не обеспечивает необходимого резуль тата.    

    9. Возникновение субъективного побуждения   к цели обычно означает начало сложного процесса ситуативного развития мотивации, в результате кото рого оценивается возможность и определяется способ достижения  необходимого результата. Этот мотива-ционный  процесс сопряжен с обследованием условий предстоящей деятельности и обеспечивается, в част ности, взаимодействием возникающих  при этом си туативных  эмоций, направленных на  значимые обстоятельства активности и формирующих   промежу точные цели.    Из этих положений, характеризующих  биологиче скую  мотивацию, пожалуй лишь вывод о формах ак туализации потребностей, т. е. о том, что мотивация на уровне  субъективного отражения презентируется установками и эмоциональными   отношениями,  может  быть без специального обсуждения заимствован для характеристики мотивационной сферы человека на правах универсальной особенности психического. По существу, он происходит из феноменологии пере живаний  человека и, наоборот, заимствован оттуда для характеристики мотивационной сферы животных (см. "Вилюнас, 1986. С. 91—92).    Что касается других, более специфических харак теристик биологической мотивации, то вопрос об их отношении  к мотивации человека требует исследования. Ясно, что они должны  быть свойственны чело веку в той мере, в какой он продолжает оставаться биологическим существом  и поэтому, например, ис пытывает  все усиливающиеся  неприятные пережи вания при  перегрузке некоторой группы мышц, по буждающие  к тому, чтобы дать им покой, начинает при  этом учащенно дышать  и испытывает тоже не приятное чувство удушья, если в кровь не поступает необходимое количество кислорода и т. п. Но извест но и другое: что такого рода биологические побуж дения не  играют ведущей роли  в жизни  человека, обычно подчиняясь более высокому уровню социально обусловленной мотивации.

      Так,  значительная часть жизни спортсмена может  быть посвящена достижению  именно того, чтобы упомянутые  переживания утомления и  удушья возникали  как  можно позже, г. возникнув, не препятствовали бы действовать вопреки следующим  из них побуждениям.  Об суждение  взаимоотношения обоих уровней мотивации невозможно  без постановки вопроса о том, что представляет собой специфически человеческая мотивация, что она унаследовала от мотивации биологической и чем от нее отличается.

 

Психологический словарь

 

Механизмы формирования мотивации

 

* Формирование сознательно-волевого уровня мотивации состоит, во-первых, в образовании иерархической регуляции; во-вторых, в противопоставлении высшего уровня этой регуляции стихийно формирующимся, импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые начинают выступать уже не как внутренние по отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя и принадлежащие ей.

Формирование мотивации имеет  два механизма. Первый из них заключается  в том, что стихийно сложившиеся  или специально организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные  побуждения, которые при систематической  актуализации постепенно переходят  в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования <снизу  вверх>.

Второй процесс (механизм <сверху вниз>) заключается в усвоении воспитуемым  предъявляемых ему в готовой  форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у  него сформироваться и которые сам  воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне  принятые и реально действующие.

Полноценное формирование мотивационной  системы личности должно включать в  себя оба механизма.

Критерии нравственной воспитанности. Констатирующий эксперимент нравственного состояния группы младших школьников

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три  уровня:

мотивационно-побудительный;             эмоционально-чувственный;          рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит  из элементов, составляющих суть нравственного  мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Информация о работе Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников