Основные психологические теории религии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Рассмотреть сущность соотношения психологии и религии, определить понятие «психология религии».
Исследовать становление и развитие психологических теорий религии в России.
Провести анализ разнообразных психологических теорий религии в России.
Рассмотреть психологическую теорию религии Платонова К.К.
Исследовать особенности психолого-религиозной теории антропологии Ананьева Б.Г.
Выявить проблемы религиозности человека и новые религиозные движения в психологических теориях религии в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
I. Сущность соотношения психологии и религии………………………
1.1.Понятие «психология религии»…………………………………….
1.2. Становление и развитие психологических теорий религии в России………………………………………………………………………
II. Анализ разнообразных психологических теорий религии в России…………………………………………………………………….
2.1. Психологическая теория религии Платонова К.К……………….
2.2. Психолого-религиозная теория антропологии Ананьева Б.Г…...
2.3. Проблемы религиозности человека и новые религиозные движения в психологических теориях религии в России……………..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

       В НРД «институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим, право на него признается за лицом, которое получило особую способность руководства, воспринимаемую как «милость Божию»36.

       То  есть во главе НРД стоит харизматический  лидер, который или сам объявляет себя богом или утверждает, что он получил божественное «откровение» относительно Бога и реальности. Связь с Богом, таким образом, может быть достигнута только через лидера, а это требует беспрекословного послушания и принятия проповедуемой им системы ценностей, идей и взглядов. В харизматическом лидере проявляется главная особенность феномена новой религиозности – стремление обрести Бога видимого и ощутимого, близкого и понятного, который бы взял на себя непосильное бремя и роль «учителя», «наставника», «проводника» к «свободе», «счастью», «гармонии», «спасению».

       2. Наличие организации. Лидер создает  особую организацию, которая может называться: «семья», «коммуна», «община», «братство», «храм», «церковь», «отряд», «центр», «академия», «школа», «фонд», «команда», «общество», «союз», «ассоциация». С научной точки зрения организацию НРД нельзя считать религиозной организацией как таковой, поскольку, отмечает И.Н. Яблоков: «Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами, конституциями и т.д. Организационные принципы определяют её составные части, совокупность позиций и ролей, правила субординации и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев, узлы деятельности и, соответственно, группы деятелей, призванные обеспечить единство объединения… Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное объединение»37.

       Таким образом, исходя из анализа организационных элементов, их взаимосвязи, распределения позиций и ролей, управленческих и исполнительных органов, механизмов контроля, новая религия определяется как тип религиозного объединения. «Первичной ячейкой объединения является религиозная община, над общинами надстраивается комплекс звеньев вплоть до высшего звена – центра объединения. В объединении существует и ряд других составных элементов, имеющих специфические организационные связи, но в то же время включенных в общую структуру. Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все звенья взаимосвязаны орудиями, органами целого. Механизмами контроля над деятельностью индивидов и различных элементов организации являются нормы религиозного права и морали, санкции и образцы, авторитеты»38.

       3. Наличие техник поиска и контроля  последователей. Именно они становятся дополнительной харизматической основой лидера, его особым даром управлять, очаровывать других людей. Поэтому методы работы с потенциальными верующими очень просты, доходчивы и одновременно всеобъемлющи с научной точки зрения. Используют такие методы социального влияния, которые позволяют контролировать поведение и всю систему отношений внутри и вне объединения, формируют абсолютную привязанность и личное доверие к лидеру, наделяют его сверхъестественными чертами: высочайшим авторитетом, святостью, мудростью, непорочностью и т.п. Члены НРД рассматривают такие техники, как религиозные дисциплины, люди, к ним не принадлежащие, как «промывание мозгов».

       4. Внутригрупповая культура. Лидером устанавливаются обязательные для всех членов группы абсолютные, непреложные нормы, правила, стандарты жизни, «внедряются альтернативные системы коренного изменения ценностных ориентаций, поведения, отношения к обществу», при этом сам лидер не обязательно следует им. Лидер имеет возможность жить в несравненно лучших условиях, чем его последователи.

       5. Апокалиптический взгляд на мир. Члены НРД часто отказываются от собственного имущества и меняют место жительства39.

       Распространенность  и влияние НРД объясняются  рядом функций, которые они выполняют. К ним, по мнению некоторых исследователей40, относятся:

       1. Компенсаторная функция, изолируя человека от мира, НРД берут на себя роль заместителя всех духовных потребностей. «Они в крайней форме стремятся иллюзорно компенсировать потребность в контактах, общении, духовной близости через специфический образ жизни в религиозной коммуне»41.

       Создание  культа харизматического лидера, который предполагает безграничное почитание и признание его беспрекословного авторитета, становится специфической формой социальной и духовной компенсации, альтернативой дефициту любви, потере ценностей, семьи, привычных социальных связей. Таким образом, средством и целью НРД является возведение в высший ранг техники психотерапевтического отключения от окружающей действительности. На начальном этапе новые члены и сторонники НРД испытывают ощущения эйфории, эмоционального и творческого подъема, своей избранности, исключительности, переживают состояния «расширения сознания», «просветления». Именно в психотерапевтическом аспекте наиболее полно проявляется компенсаторная функция НРД.

       2. Мировоззренческая функция НРД. В условиях изоляции от других микросистем идет формирование нового мировоззрения – социального, нравственного, гносеологического идеала, который определяет мысли, поведение и чувства новобранца, часто лишает способности индивидуально осмысленно воспринимать окружающую действительность. Мышление приобретает специфическую особенность – биполярное видение мира: черное и белое, добро и зло.

       3. Регулирующая функция НРД проявляется  в постоянном контроле над всеми сторонами жизни её последователей, активность которых возможна только в рамках определенной религиозной общины.

       4. Интегрирующая функция НРД способствует  сохранению системы общественных отношений внутри самой общины.

       5. Коммуникативная функция НРД.  С одной стороны способствует сплочению самой религиозной группы, но с другой стороны, вынужденная изоляция, исключение возможности привычных социальных связей с обществом, формируют неспособность адекватно и эффективно выстраивать коммуникативные связи вне общины.

       Таким образом, касаясь проблемы НРД, очень опасно выступать с заявлениями относительно истинности или ложности данного социально-философского явления. Сказанное вовсе не означает, что не надо различать добро и зло, скорее НРД надо оценивать с позиции релятивизма. Впадая в крайности, очень трудно реализовать такие ценности, как личная свобода и общественный порядок, справедливость и равенство, индивидуализм и общность, особенно если делать это за счет других ценностей. История уже демонстрировала примеры трагедий, явившиеся результатом того, что лидеры, их сторонники и их столь же абсолютистски настроенные противники избирали себе некую истину и ценности, один путь их достижения.

       Объявляли все это Истиной с заглавной  буквы, пренебрегая другими истинами, другими ценностями и другими путями, которые, возможно, необходимы для поддержания равновесия42.

 

        Заключение 

       В заключении важно сказать, что проблема психологических теорий религии в России мало изучена.

       На  данном этапе развития науки психология религии эмпирические исследования проблем психологии религии в нашей стране только начинаются, решение методологических вопросов поможет определить пути и направления дальнейшего развития этой науки.

       Одним из выдающихся теоретиков в психологической  религии был К.К. Платонов. Он фактические  впервые в отечественной психологии выдвинул и рассмотрел такие фундаментальные вопросы, как происхождение и истоки религии, ее психологическая природа, психология веры и молитвы, особенности религиозных переживаний.

       Рассмотрев  психолого-религиозную теорию антропологии Ананьева Б.Г., важно сказать, что он пытался восстановить должное отношение между психологией и антропологией по принципу соответствующего отношения психологического и антропологического знания внутри христианства.

       Также в работы были выделены проблемы религиозности человека и новые религиозные движения в психологических теориях религии в России.

 

        Список использованной литературы 

       
  1. Баркер  А. Новые религиозные движения / А. Баркер. – СПб.: Русский Христианский Гуманитарный институт, 1997. – С. 159 – 160.
  2. Бехтерев В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия. М.: Мысль, 1994, с.5
  3. Дворкин, А. Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования / А. Л. Дворкин. – Нижний Новгород: Изд-во Братства св. А. Невского, 2002. – С. 44.
  4. История религии в России. Учебник / под ред. Н. А. Трофимчука. –М.: Изд-во РАГС, 2001. – С. 482 – 484.
  5. Кантеров И. Я. Ватикан против новых религиозных движений // езависимая газета. – 2003. – № 11 (119).
  6. Кантеров, И. Я. «Деструктивные», «тоталитарные»… и далее везде // Религия и право. – 2002. – № 1. – С. 27.
  7. Минимум по религиоведению / под ред. И. Н. Яблокова.– М.: «Гардарика», 1998. – С. 337.
  8. Митрохин Л. Н. Религии «нового века» / Л. Н. Митрохин. – М., 1985. – С. 14.
  9. Переселение душ. Сборник. М., 1994, с.254-267; Переселение душ. Сборник. Париж, 1935, с.65-82
  10. Платонов К.К. Психология религии. Факты и мысли. М., 1967.
  11. Современные записки. Т. 42, 1930, с.309-343
  12. Труды Русского Народного университета в Праге. Т. 2. 1929, с.235-250
  13. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.
  14. Философский сборник Лопатину. М., 1912, с.291-300
  15. Энциклопедический социологический словарь/ Под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В. М., 1995. – С. 90.
  16. Яблоков И. Н. Религиоведение: Учебное пособие и словарь-минимум по религиоведению / под ред. И. Н. Яблокова.– М.: «Гардарика», 1998. – С. 282.

Информация о работе Основные психологические теории религии в России