Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:44, курсовая работа
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность соотношения психологии и религии, определить понятие «психология религии».
Исследовать становление и развитие психологических теорий религии в России.
Провести анализ разнообразных психологических теорий религии в России.
Рассмотреть психологическую теорию религии Платонова К.К.
Исследовать особенности психолого-религиозной теории антропологии Ананьева Б.Г.
Выявить проблемы религиозности человека и новые религиозные движения в психологических теориях религии в России.
Введение………………………………………………………………….
I. Сущность соотношения психологии и религии………………………
1.1.Понятие «психология религии»…………………………………….
1.2. Становление и развитие психологических теорий религии в России………………………………………………………………………
II. Анализ разнообразных психологических теорий религии в России…………………………………………………………………….
2.1. Психологическая теория религии Платонова К.К……………….
2.2. Психолого-религиозная теория антропологии Ананьева Б.Г…...
2.3. Проблемы религиозности человека и новые религиозные движения в психологических теориях религии в России……………..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский
Томский
политехнический
университет»
Факультет - ИДО
Направление (специальность) – Управление персоналом
Кафедра - философии
Основные
психологические теории религии
в России
Курсовая
работа
Студент гр. ___________________
(номер группы) (подпись)
___________________
(дата)
Руководитель ____________________ И.Б.Ардашкин
___________________
(дата)
Томск 2010
Содержание
Введение………………………………………………………… I. Сущность
соотношения психологии и 1.1.Понятие «психология религии»……………………………………. 1.2.
Становление и развитие психологических
теорий религии в России……………………………………………………………… II. Анализ
разнообразных психологических
теорий религии в России………………… 2.1. Психологическая теория религии Платонова К.К………………. 2.2. Психолого-религиозная теория антропологии Ананьева Б.Г…... 2.3. Проблемы религиозности человека и новые религиозные движения в психологических теориях религии в России…………….. Заключение…………………………………………………… Список использованной литературы……………………………………. |
3
5 5 7 15 15 28 29 38 39 |
Введение
Глянув вглубь времен, можно, при желании, узреть истоки отечественного религиоведения уже в трудах В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова, Д.С. Аничкова и Г.В. Козицкого, Г.А. Глинки и А.С. Кайсарова, М.В. Попова и М.Д. Чулкова, да и еще множества других деятелей российского Просвещения XVΙΙΙ – начала XΙX веков.
Что же касается периода с середины XΙX и до первой четверти XX в., то тут «мифологическая школа» (Ф. И. Буслаев, А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, О.Ф.Миллер, К.Д.Кавелин, А.Н.Пыпин, А.Н.Веселовский); фундаментальные изыскания о религии и Церкви в истории России (из «самых-самых», выборочно — Т. И. Буткевич, Н.М.Гальковский, Е.Е.Голубинский, П.В.Знаменский, Н.Ф.Каптерев, В.О.Ключевский, А.С.Лаппо-Данилевский, С.П.Мельгунов, митрополит Макарий /М. П. Булгаков/, А. С. Пругавин, А. А. Спасский, Д. В. Цветаев); глубокие исследования духовной культуры индоевропейских народов, античных обществ, стран Востока (Ф.Ф.Зелинский и Б.А.Тураев, В.В.Бартольд и В.П.Васильев, Ф.И.Щербатской и С.Ф.Ольденбург); оригинальное философское осмысление религии (в трудах В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С.Н.Булгакова, Н.О.Лосского, С.Н. и Е.Н.Трубецких, А.И.Введенского, С.Л. Франка); начало социологического подхода к религии (П.Л.Лавров, М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин); содержательные опыты обобщающих описаний эволюции христианской церковности (В.В.Болотов, Л.П.Карсавин, А.П.Лебедев, Ф.И.Успенский) и в целом истории религий мира (труд А. М. Клитина; коллективное произведение А.В.Ельчанинова, П.А.Флоренского, В.Ф.Эрна), — все оттенки научного интереса к теме религии и значительные имена этим перечнем не исчерпать.
Начиная с середины 60-х годов советскими авторами был опубликован ряд книг, брошюр и статей по проблемам психологии религии. Однако эти публикации затрагивали, как правило, отдельные проблемы психологии религии и не создавали выверенной и продуманной теории.
Цель исследования: изучить основные психологические теории религии в России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность соотношения психологии и религии, определить понятие «психология религии».
2.
Исследовать становление и
3. Провести анализ разнообразных психологических теорий религии в России.
4. Рассмотреть психологическую теорию религии Платонова К.К.
5. Исследовать особенности психолого-религиозной теории антропологии Ананьева Б.Г.
6.
Выявить проблемы религиозности человека
и новые религиозные движения в психологических
теориях религии в России.
I. Сущность соотношения
психологии и религии
1.1.Понятие
«психология религии»
Психология религии – это область знаний, ориентированная на изучение психологических сторон религии и объясняющая религиозные феномены с позиций психологических теорий и методов.
Объектом психологии религии выступает все многообразие измерений религиозной психической жизни:
- индивидуальный и коллективный виды религиозного опыта, интеллектуальные (когнитивные), эмоциональные (аффективные) и волевые составляющие внутреннего мира верующего;
- сознательные и бессознательные уровни религиозности;
- религиозные ценности и мотивации;
- поведенческие акты; типы межличностной коммуникации в религиозный группах и психологическое содержание межгрупповых отношений и т.д.1
В Новое время психология религии конституировалась как светская, академическая научная область исследовании, однако, задолго до этого психология религии развивалась в рамках разных религиозных традиций как важная сторона вероучения и культовой деятельности, т.е. как конфессиональная психология религии.
Конфессиональная психология религии включает в свой состав вероучительные начала (например, представления о душе) и духовные практики, психотехнику2.
В
психологии религии реализуются
как общепсихологический, так и
социально-психологический
Психологическую теорию религии образуют:
1)
учение о психологических
2)
совокупность положений,
3)
раскрытие многообразия
4)
анализ психологических
5)
методика психологических
Процессы, состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным общностям и общинам.
Для понимания и объяснения религиозных явлений привлекаются различные психологические теории – бихевиоризм, гештальтпсихология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, «гуманистическая психология», психология «самости», трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности.
В
рамках конфессиональной психологии религии
выделены психологическая экзегетика,
пастырская психология, пастырская психотерапия
и др.
1.2.
Становление и развитие
психологических теорий
религии в России
Толчком к развитию отечественных религиозно-психологических теорий явилась переводная работа Р. де Ла Грассери «Психология религии» (СПб., 1901). Три части работы посвящены темам: 1) происхождение и психическая эволюция религии, 2) применение психологических законов к религиозным явлениям, 3) психические двигатели религий.
Примерами
религиозно-психологических
Профессор Московской духовной академии Павел Петрович Соколов (1863–1923) в своей психологической теории религии обратился к анализу веры: «Вера. Психологический этюд» (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)-4(64); отд. изд.: М.: Тип. И. Н. Кушнерев, 1902). Авторский подход в данной работе довольно рационалистический и не столько психологический, сколько гносеологический, что и проявилось впоследствии: в переработанном виде эта работа вышла под заглавием «Проблемы веры с точки зрения психологии и теории познания» (Сергиев Посад, 1906). Кроме проблемы веры, он интересовался и другими религиозно-психологическими темами: см., например, его рецензию на книгу Д. Г. Коновалова «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве» (Книжное обозрение. 1908, вып.8(13)). Его обшепсихологические интересы были довольно передовыми в соотношении с интересами того времени. Его статья «Факты и теория «цветного слуха»« (Вопросы философии и психологии. 1897, кн.2(37)-3(38)) явилась одной из первых русских работ по синестезии. Следил он и за новыми психологическими веяниями: «Проблема бессознательного в психологии»3, «Исследования умственного уровня детей. (Новая измерительная шкала по методу Бинэ-Симона)».
В
1903 г. в общеобразовательном чтении
для фабрично-заводских
В 1904 г. вышла «Психология» Ивана Петровича Назарьева (1849–), преподавателя Воронежской духовной семинарии (Воронеж: «Труд», 1904; переизд.: Воронеж, 1911). После анализа ощущений, восприятий (в том числе восприятий пространства и времени), представлений, памяти, воображения, автор переходит к критике материализма, пишет о чувстве веры, нравственных чувствованиях, совести и чувствованиях религиозных. Анализируя ненормальные душевные состояния, он, после галлюцинаций, сомнамбулизма и гипнотизма, останавливается на спиритизме. В последних главах рассмотрены «Духовность души» и «Бессмертие души».
В 1904 г. начал издаваться журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» под редакцией В. М. Бехтерева. Сам академик Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) в своей программной статье «Объективная психология и ее предмет» (1904, № 9) провозгласил курс на объективное изучение психики, что было продолжено и в последующих его работах: «Объективная психология» (Вып. 1. СПб., 1907), «Задачи и метод объективной психологии» (СПб., 1909) и др.
Информация о работе Основные психологические теории религии в России