Основные психологические теории религии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Рассмотреть сущность соотношения психологии и религии, определить понятие «психология религии».
Исследовать становление и развитие психологических теорий религии в России.
Провести анализ разнообразных психологических теорий религии в России.
Рассмотреть психологическую теорию религии Платонова К.К.
Исследовать особенности психолого-религиозной теории антропологии Ананьева Б.Г.
Выявить проблемы религиозности человека и новые религиозные движения в психологических теориях религии в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
I. Сущность соотношения психологии и религии………………………
1.1.Понятие «психология религии»…………………………………….
1.2. Становление и развитие психологических теорий религии в России………………………………………………………………………
II. Анализ разнообразных психологических теорий религии в России…………………………………………………………………….
2.1. Психологическая теория религии Платонова К.К……………….
2.2. Психолого-религиозная теория антропологии Ананьева Б.Г…...
2.3. Проблемы религиозности человека и новые религиозные движения в психологических теориях религии в России……………..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский 

Томский политехнический  университет» 
 
 

Факультет - ИДО

Направление (специальность) – Управление персоналом

Кафедра - философии 
 
 
 
 
 
 

Основные  психологические теории религии  в России 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 

Студент гр.                  ___________________           

             (номер группы)   (подпись)

                              ___________________

                  (дата)

Руководитель                ____________________           И.Б.Ардашкин

                                    (подпись)

                              ___________________

                     (дата) 
           
           
           
           
           
           

Томск 2010

 

        Содержание 

Введение………………………………………………………………….

I. Сущность  соотношения психологии и религии………………………

 1.1.Понятие «психология религии»…………………………………….

 1.2. Становление и развитие психологических теорий религии в России………………………………………………………………………

II. Анализ  разнообразных психологических  теорий религии в России…………………………………………………………………….

 2.1. Психологическая теория религии Платонова К.К……………….

 2.2. Психолого-религиозная теория антропологии Ананьева Б.Г…...

 2.3. Проблемы религиозности человека и новые религиозные движения в психологических теориях религии в России……………..

Заключение………………………………………………………………..

Список  использованной литературы…………………………………….

3

5

5 

7 

15

15

28 

29

38

39

 

 

        Введение 

       Глянув  вглубь времен, можно, при желании, узреть истоки отечественного религиоведения уже в трудах В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова, Д.С. Аничкова и Г.В. Козицкого, Г.А. Глинки и А.С. Кайсарова, М.В. Попова и М.Д. Чулкова, да и еще множества других деятелей российского Просвещения XVΙΙΙ – начала XΙX веков.

       Что же касается периода с середины XΙX и до первой четверти XX в., то тут  «мифологическая школа» (Ф. И. Буслаев, А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, О.Ф.Миллер, К.Д.Кавелин, А.Н.Пыпин, А.Н.Веселовский); фундаментальные изыскания о религии и Церкви в истории России (из «самых-самых», выборочно — Т. И. Буткевич, Н.М.Гальковский, Е.Е.Голубинский, П.В.Знаменский, Н.Ф.Каптерев, В.О.Ключевский, А.С.Лаппо-Данилевский, С.П.Мельгунов, митрополит Макарий /М. П. Булгаков/, А. С. Пругавин, А. А. Спасский, Д. В. Цветаев); глубокие исследования духовной культуры индоевропейских народов, античных обществ, стран Востока (Ф.Ф.Зелинский и Б.А.Тураев, В.В.Бартольд и В.П.Васильев, Ф.И.Щербатской и С.Ф.Ольденбург); оригинальное философское осмысление религии (в трудах В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С.Н.Булгакова, Н.О.Лосского, С.Н. и Е.Н.Трубецких, А.И.Введенского, С.Л. Франка); начало социологического подхода к религии (П.Л.Лавров, М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин); содержательные опыты обобщающих описаний эволюции христианской церковности (В.В.Болотов, Л.П.Карсавин, А.П.Лебедев, Ф.И.Успенский) и в целом истории религий мира (труд А. М. Клитина; коллективное произведение А.В.Ельчанинова, П.А.Флоренского, В.Ф.Эрна), — все оттенки научного интереса к теме религии и значительные имена этим перечнем не исчерпать.

       Начиная с середины 60-х годов советскими авторами был опубликован ряд книг, брошюр и статей по проблемам психологии религии. Однако эти публикации затрагивали, как правило, отдельные проблемы психологии религии и не создавали выверенной и продуманной теории.

       Цель  исследования: изучить основные психологические теории религии в России.

       Задачи  исследования:

       1. Рассмотреть сущность соотношения психологии и религии, определить понятие «психология религии».

       2. Исследовать становление и развитие  психологических теорий религии  в России.

       3. Провести анализ разнообразных психологических теорий религии в России.

       4. Рассмотреть психологическую теорию религии Платонова К.К.

       5. Исследовать особенности психолого-религиозной теории антропологии Ананьева Б.Г.

       6. Выявить проблемы религиозности человека и новые религиозные движения в психологических теориях религии в России. 

 

        I. Сущность соотношения психологии и религии 

       1.1.Понятие «психология религии» 

       Психология  религии – это область знаний, ориентированная на изучение психологических сторон религии и объясняющая религиозные феномены с позиций психологических теорий и методов.

       Объектом психологии религии выступает все многообразие измерений религиозной психической жизни:

       - индивидуальный и коллективный виды религиозного опыта, интеллектуальные (когнитивные), эмоциональные (аффективные) и волевые составляющие внутреннего мира верующего;

       - сознательные и бессознательные уровни религиозности;

       - религиозные ценности и мотивации;

       - поведенческие акты; типы межличностной коммуникации в религиозный группах и психологическое содержание межгрупповых отношений и т.д.1

       В Новое время психология религии конституировалась как светская, академическая научная область исследовании, однако, задолго до этого психология религии развивалась в рамках разных религиозных традиций как важная сторона вероучения и культовой деятельности, т.е. как конфессиональная психология религии.

       Конфессиональная  психология религии включает в свой состав вероучительные начала (например, представления о душе) и духовные практики, психотехнику2.

       В психологии религии реализуются  как общепсихологический, так и  социально-психологический подходы к изучению религии. Мы можем дать следующее определение предмета данной дисциплины: она исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.

       Психологическую теорию религии образуют:

       1) учение о психологических основах  религии; 

       2) совокупность положений, выявляющих  специфику религиозно-психологических  явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе;

       3) раскрытие многообразия религиозно-психологического  опыта;

       4) анализ психологических аспектов  религиозной деятельности и отношений  – культа, религиозной проповеди,  обучения, воспитания, общения верующих  и т.д.;

       5) методика психологических исследований  религиозности. 

       Процессы, состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным общностям и общинам.

       Для понимания и объяснения религиозных  явлений привлекаются различные психологические теории – бихевиоризм, гештальтпсихология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, «гуманистическая психология», психология «самости», трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности.

       В рамках конфессиональной психологии религии  выделены психологическая экзегетика, пастырская психология, пастырская психотерапия и др. 
 

       1.2. Становление и развитие психологических теорий религии в России 

       Толчком к развитию отечественных религиозно-психологических теорий явилась переводная работа Р. де Ла Грассери «Психология религии» (СПб., 1901). Три части работы посвящены темам: 1) происхождение и психическая эволюция религии, 2) применение психологических законов к религиозным явлениям, 3) психические двигатели религий.

       Примерами религиозно-психологических теорий могут быть работы, названия которых  говорят сами за себя: иеромонах  Михаил «Психология таинств» (Миссионерское обозрение. 1902, нояб.), Владимирский Ф. «Состояние души пророков при откровениях Духа Святого» (Вера и разум. 1902, № 13, 16, 17), Давыденко В. Ф. «Святоотеческое учение о душе человека» (Вера и разум. 1902-1903; отд. изд.: Харьков, 1903; Харьков, 1908). Последняя работа есть сжатая и осовремененная переработка уже упоминавшегося «Систематического свода учения св. отцов церкви о душе человеческой» С. Н. Кашменского (Вятка, 1860-1865).

       Профессор Московской духовной академии Павел  Петрович Соколов (1863–1923) в своей  психологической теории религии  обратился к анализу веры: «Вера. Психологический этюд» (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)-4(64); отд. изд.: М.: Тип. И. Н. Кушнерев, 1902). Авторский подход в данной работе довольно рационалистический и не столько психологический, сколько гносеологический, что и проявилось впоследствии: в переработанном виде эта работа вышла под заглавием «Проблемы веры с точки зрения психологии и теории познания» (Сергиев Посад, 1906). Кроме проблемы веры, он интересовался и другими религиозно-психологическими темами: см., например, его рецензию на книгу Д. Г. Коновалова «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве» (Книжное обозрение. 1908, вып.8(13)). Его обшепсихологические интересы были довольно передовыми в соотношении с интересами того времени. Его статья «Факты и теория «цветного слуха»« (Вопросы философии и психологии. 1897, кн.2(37)-3(38)) явилась одной из первых русских работ по синестезии. Следил он и за новыми психологическими веяниями: «Проблема бессознательного в психологии»3, «Исследования умственного уровня детей. (Новая измерительная шкала по методу Бинэ-Симона)».

       В 1903 г. в общеобразовательном чтении для фабрично-заводских рабочих  вышла работа священника Александра Пятикрестовского «О душе» (М., 1903). Эта небольшая брошюра интересна во многих отношениях, но, в первую очередь, как призыв к душе. Не случайно то, что она была обращена к рабочим, которые в то время находились под пристальной опекой большевиков, обещавших им царство небесное на земле (но без богатых и Бога). Однако, Пятикрестовский не просто напоминал о душе, но и предостерегал: «без веры в бессмертную душу наша жизнь была бы бессмысленна и ужасна» (с.14).

       В 1904 г. вышла «Психология» Ивана Петровича Назарьева (1849–), преподавателя Воронежской духовной семинарии (Воронеж: «Труд», 1904; переизд.: Воронеж, 1911). После анализа ощущений, восприятий (в том числе восприятий пространства и времени), представлений, памяти, воображения, автор переходит к критике материализма, пишет о чувстве веры, нравственных чувствованиях, совести и чувствованиях религиозных. Анализируя ненормальные душевные состояния, он, после галлюцинаций, сомнамбулизма и гипнотизма, останавливается на спиритизме. В последних главах рассмотрены «Духовность души» и «Бессмертие души».

       В 1904 г. начал издаваться журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» под редакцией В. М. Бехтерева. Сам академик Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) в своей программной статье «Объективная психология и ее предмет» (1904, № 9) провозгласил курс на объективное изучение психики, что было продолжено и в последующих его работах: «Объективная психология» (Вып. 1. СПб., 1907), «Задачи и метод объективной психологии» (СПб., 1909) и др.

Информация о работе Основные психологические теории религии в России