Основные показатели овладения речью от 0 до 3х лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:06, реферат

Описание работы

Речь относится к числу психических ФУНКЦИЙ, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Врожденные предпосылки освоения язык………………...……..4
Развитие речи у ребенка

1. Первичные вокализации, гуление и лепет………………...6

2. Кризис первого года………………...……………………..7

3.Ранний возраст от 1-3 лет……………...…………………8

4.Дошкольный возраст от 3-7 лет……………………….10

5.Этапы развития детской речи…………………………11

3. Психофизиология речевых процессов

1.Неречевые формы коммуникации……………………… 13

2.Речь как система сигналов………………………………14

3.Переферические системы обеспечения речи…………15

4.Мозговые центры речи………………………………..16

5.Речь и межполушарная асимметрия………………….17

6.Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе18

4.Заключение………………………………………………………………19

5.Список используемой литературы……………………………………..20

Работа содержит 1 файл

реферат логопедия 2010.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

полушарие не различает  интонаций речи и модуляции голоса, не чувствительно к

музыке как к источнику эстетических переживаний (хотя способно выделить

устойчивый ритм), не способно к идентификации изображений  человеческих лиц.

Обобщенную модель взаимодействий полушарий мозга  в восприятии речи,

разработанную на основе метода дихотического тестирования

[1]  предложил  В.П.Морозов. Эта модель взаимодействия  полушарий мозга в

процессе восприятия речи предполагает параллельную обработку речевой информации на основе разных принципов: левое полушарие осуществляет посегментный анализ речевого сигнала, правое использует целостный принцип анализа на основе  сравнения акустического образа сигнала с хранящимися в памяти эталонами.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   17

Развитие  речи и специализация

полушарий в онтогенезе

Известны две  концепции, относящиеся к проблеме функциональной специализации

полушарий в  онтогенезе: эквипотенциальности полушарий  и прогрессивной

латерализации. Она предполагает изначальное равенство  полушарий в отношений

всех функций, в том числе и речевой. Об этом говорят данные о высокой

пластичности  мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на

ранних этапах развития.

Пластичность  в первую очередь проявляется  в возможности восстановления

речевых функций  при локальных поражениях левого полушария путем переноса

центров речи из левого полушария в правое.

В соответствии со второй концепцией специализация  полушарий существует уже с

момента рождения. Установлено, что у плода, т.е. за долго до реального

развития речевой  функции, можно обнаружить проявления межполушарной

асимметрии в морфологическом строении будущих речевых зон.

Исследования, проведенные  на детях первого года жизни, позволили  обнаружить

признаки функциональной неравнозначности полушарий к воздействию  речевых

стимулов и  подтвердить концепцию исходной речевой специализации левого

полушария у  праворуких.

У детей, особенно в дошкольном возрасте, правое полушарие  играет значительно

большую роль в  речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом

развитии связан с активным включением левого полушария.

Общепризнанно, что поведенческим критерием овладения языком является

способность ребенка  к осознанной произвольной регуляции  речевой деятельности.

Именно этот сознательный и произвольный уровень  организации речевой

деятельности  обеспечивается структурами доминантного по речи (у правшей)

левого полушария  мозга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   18

Заключение 
 

Завершая этот краткий обзор, наобходимо отметить, что результаты анализа детской  речи на разных стадиях ее становления  находят ряд практических и теоретических  приложений. Прежде всего эти данные служат основой для выявления отклонений в речевом развитии, которые требуют своевременной коррекции. Они позволяют также судить о возможных причинах этих отклонений - о наличии нарушений слуха или моторной недостаточности, о недостаточном развитии познавательных процессов и т.п.

С другой стороны, понимание закономерностей становления  речи у детей непосредственно  зависит от наших представлений  о процессах восприятия и образования  речи у взрослых носителей языка. В настоящее время эти представления (модели и теории) не являются достаточно цельными и устоявшимися. При исследовании детской речи это обстоятельство необходимо учитывать, сопоставляя данные о детской речи с теориями сформированной речи взрослых. Некоторые из таких сопоставлений были намечены в настоящем обзоре при анализе данных о врожденных предпосылках речи, о процессах формирования словаря и освоении письменной речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   19

   Список  использованной литературы 

1. Базжина Т.В.  Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого развития//Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986.

2. Вильсон Д.К.  Нарушения голоса у детей. - М.: Медицина. - 1990.                               3. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. - М.:Медицина. - 1971. - 216с.

4. Гвоздев А.Н.  Усвоение ребенком звуковой стороны  русского языка. - М. - Л.: 1948.

5. Ильина Л.Н., Кузьмин Ю.И. Сроки начала заикания // Актуальные вопросы оториноларингологии  и логопатологии: Сб. научн. тр. СПб НИИ уха, горла, носа и речи. - СПб, 1994. - С.150-153.

6. Ковшиков В.А.  К вопросу о нарушении различных  знаковых систем в речевой  деятельности детей с экспрессивной  алалией. Изучение динамики речевых  и нервно-психических нарушений. - Л., 1983. - С.79-97.

7. Кузьмин Ю.И.  Звуковое кодирование единиц  субъективного словаря // Дисс....д.мед.наук. - СПб, 1992.

8. Кузьмин Ю.И.  Нарушения восприятия речи при  тугоухости // Материалы XV Съезда  оториноларингологов России, 1995. - С.493-499.

9. Лепская Н.И.  О некоторых этапах онтогенетического развития речи // Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986. - С.3-5.

10. Лурия А.Р.  Очерки психофизиологии письма. - М: Изд-во АН СССР. - 1950. - 250 с. 

11. Назарова Л.К.  О роли речевых кинестезий в письме // Сов. педагогика. - 1952. - N6.

12. Носиков С.М.  Опыт фонетического описания  лепета (организация слога и ритмической  структуры) // Становление речи и  усвоение языка ребенком: Сб. научн.  тр. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986. - С.21-33.

13. Орфинская  В.К. О воспитании фонологических  представлений в младшем школьном  возрасте // Уч. записки ЛГПИ им.Герцена. - 1946. - Т.53. - С.44-45.

14. Сикорский  М.А. О развитии речи у детей  // Сб. науч.-лит. статей по вопросам  обществ. психологии, воспитания и нервно-психической гигиены. - Киев-Харьков, 1899-1900. - 250 с.

15. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М: “Прогресс”. - 1976. - 350 с. 

16. Цейтлин С.Н.  Усвоение ребенком прилагательных // Детская речь: Норма и патология:  Сб. научн. тр. - Самара, 1996. - С.4-16.

17. Яковлев С.Б.  Коррекция синтаксических аграмматизмов  в письме учащихся школы для  детей с тяжелыми нарушениями  речи // Материалы XV съезда оториноларингологов  России, 25 - 29 сент. 1995, т.II. - СПб, 1995. - С.539-543.

18. Яровенко О.И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста // Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986.

 19. Кулагина  И. Ю.  «Возрастная психология / развитие ребенка от рождения

         до 17 лет».  М., УРАО, 1998г. 

20.Марютина  Т, М.  «Введение в психофизиологию»

     М,  МПСИ «Спинта», 1997г.

21. Шостак  В.  И.  Физиология психической деятельности   человека»  С-П,

«Деан», 1999г.

20

Информация о работе Основные показатели овладения речью от 0 до 3х лет