Основные показатели овладения речью от 0 до 3х лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:06, реферат

Описание работы

Речь относится к числу психических ФУНКЦИЙ, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Врожденные предпосылки освоения язык………………...……..4
Развитие речи у ребенка

1. Первичные вокализации, гуление и лепет………………...6

2. Кризис первого года………………...……………………..7

3.Ранний возраст от 1-3 лет……………...…………………8

4.Дошкольный возраст от 3-7 лет……………………….10

5.Этапы развития детской речи…………………………11

3. Психофизиология речевых процессов

1.Неречевые формы коммуникации……………………… 13

2.Речь как система сигналов………………………………14

3.Переферические системы обеспечения речи…………15

4.Мозговые центры речи………………………………..16

5.Речь и межполушарная асимметрия………………….17

6.Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе18

4.Заключение………………………………………………………………19

5.Список используемой литературы……………………………………..20

Работа содержит 1 файл

реферат логопедия 2010.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

1 год 9 месяцев.  Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.

11

2 года. На этом  этапе здоровый ребенок показывает  пять частей тела, имеет словарный  запас минимум 50 слов. Малыш понимает  и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.  

2 года 6 месяцев.  Правильно использует в речи  местоимения я, ты, мне; повторяет  две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок  понимает обозначение действий  в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.  

3 года. Словарный  запас 250-700 слов, использует предложения  из пяти-восьми слов, овладел множественным  числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.  

4 года. В речи  четырехлетнего малыша уже встречаются  сложносочиненные и сложноподчиненные  предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.  

5 лет. К пяти  годам запас слов у ребенка  увеличивается до 2500-3000. Он активно  употребляет обобщающие слова  ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг  предметов и явлений окружающей  действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.  

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается  до 3500 слов, в нем активно накапливаются  образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. 
 
 

   12

Психофизиология речевых процессов. 

Неречевые формы коммуникации

Известно, что  некоторые животные могут с поразительной точностью имитировать

звуки человеческой речи. Однако, имитируя речь, животные не способны

придавать словам новые значения. Опыт общения людей  с животными показывает,

что большинство  млекопитающих может научиться  понимать значения многих слов и

фраз, но это понимание не представляет собой настоящего речевого общения.

Этой точке  зрения, казалось бы, противоречат опыты  по обучению

человекообразных  обезьян языку глухих. Однако следует  подчеркнуть, что жесты-

знаки, используемые человекообразными обезьянами, выполняют только

коммуникативную функцию. Высшие понятийные формы речи  обезьянам недоступны.

Известно также, что животные общаются МЕЖДУ собой  с помощью языка жестов и

звуков, каждый из которых имеет свое жестко фиксированное  значение. В

большинстве случаев такой знак представляет собой врожденную реакцию на

конкретную ситуацию, а реакция другого животного  на этот знак  также

обусловлена генетически.

С другой стороны, общение посредством знаков присуще  не только животным, но и

человеку. Известно, что люди интенсивно используют мимику и жесты. По

некоторым данным в процессе общения информация, передаваемая словом, занимает

лишь 7% от общего объема, 38% приходится на долю интонационных  компонентов и

55% занимают невербальные  коммуникативные сигналы. Вербальный компонент

разговора занимает около 35%, а невербальный – 65%. Считают, что с помощью

слов передается в основном информация, а с помощью  жестов – различное

отношение к  этой информации, при этом иногда жесты  могут заменять слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   13

Речь  как система сигналов

И. П. Павлов предложил  выделить совокупность словесных раздражителей  в особую

систему, отличающую человека от животных.

Согласно Павлову  у людей существует две системы  сигнальных раздражителей:

первая сигнальная система – это непосредственные воздействия внутренней и

внешней среды  на различные рецепторы (эта система  есть и у животных) и вторая

сигнальная система, состоящая только из слов.

Т. Н. Ушакова, опираясь на эти идеи, предложила выделять три  иерархически

организованных  уровня в строении внутренней речи, разделение которых четко

прослеживается  в онтогенезе.

Первый уровень  связан с механизмами действия и  владения отдельными словами,

обозначающими события и явления внешнего мира. Этот уровень реализует так

называемую номинативную функцию языка и речи и служит в онтогенезе основой

для дальнейшего  развития механизмов внутренней речи. В работах М. М.

Кольцовой показано, что следы словесных сигналов в коре мозга ребенка вместе

с образами воспринимаемых предметов образуют специализированные комплексы

временных связей, которые можно рассматривать  как базовые элементы внутренней

речи.

Второй уровень  соотносится с образованием множественных  связей между базовыми

элементами и  материализованной лексикой языка, так называемой «вербальной

сетью».  Объективной и языковой связанности слов соответствует связанность их

следов в нервной  системе. Эти связи и есть «вербальные  сети» или

«семантические  поля». Подобные связи «вербальной  сети» оказываются

стабильными и  сохраняются на протяжении всей жизни.

Вербальные сети фактически представляют собой морфофункциональный  субстрат

второй сигнальной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   14

Периферические  системы обеспечения речи 

                    К периферическим органам речи  относятся:      

            

1. Энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения

звука (легкие и  диафрагма). 

2. Генераторная  система – звуковые вибраторы,  при колебании которых

образуются звуковые волны (голосовые связки гортани  – тоновый вибратор; щели

и затворы, получающиеся во рту при артикуляции). 

  1. Резонаторная  система (носоглотка, череп, гортань  и грудная клетка).

Все характеристики речи, такие, как скорость, сила звука, тембр, окончательно

складываются  у мужчины после «ломки голоса», а у женщины – по достижении

старшего подросткового  возраста и представляет собой устойчивую

функциональную  систему, которая остается практически  неизменной вплоть до

глубокой старости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   15

Мозговые  центры речи

Клинические данные, полученные при изучении локальных поражений мозга, а

также результаты электростимуляции структур мозга  позволили четко выделить те

специализированные  структуры коры и подкорковых  образований, которые

ответственны  за способность произносить и  понимать речь.

Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков тесно связана с

развитием фонематического  слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и

понимание фонем  данного языка. Главная роль в  адекватном функционировании

фонематического слуха принадлежит слухоречевой зоне коры больших полушарий,

так называемому  центру Вернике.

В нейропсихологии  при изучении локальных поражений  мозга установлено

существование нарушение речевых функций двух категорий: синтагматические,

связанные с  трудностями динамической организации  речевого высказывания и

парадигматические, возникающие при поражении задних отделов левого полушария

и связанные  с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного,

семантического  и др.).

Синтагматические  афазии возникают при нарушении  в работе передних отделов

головного мозга, в частности центра Брока. Его  поражение вызывает эфферентную

моторную афазию, при которой собственная речь нарушается, а понимание чужой

сохраняется почти  полностью. Поражение другого отдела передних речевых зон

сопровождается  динамической афазией, когда теряется способность формулировать

высказывание. При  нарушении центра Вернике нарушается фонематический слух,

затрудняется  понимание устной речи, письмо под  диктовку (сенсорная афазия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   16

Речь  и межполушарная асимметрия

В настоящее  время представляется очевидным, что  между двумя полушариями мозга

существуют четкие различия в обеспечении речевой  деятельности. Левое

полушарие обладает способностью к речевому общению  и оперированию другими

формализованными  символами (знаками), хорошо понимает как  устную, так и

письменную речь, обеспечивает грамматически правильные ответы. К уникальным

способностям  левого полушария относится управление тонким артикуляционным

аппаратом, высокочувствительными  программами различения временных

последовательностей фонетических элементов. В отличие  от правого, левое

Информация о работе Основные показатели овладения речью от 0 до 3х лет