Основные показатели овладения речью от 0 до 3х лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:06, реферат

Описание работы

Речь относится к числу психических ФУНКЦИЙ, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Врожденные предпосылки освоения язык………………...……..4
Развитие речи у ребенка

1. Первичные вокализации, гуление и лепет………………...6

2. Кризис первого года………………...……………………..7

3.Ранний возраст от 1-3 лет……………...…………………8

4.Дошкольный возраст от 3-7 лет……………………….10

5.Этапы развития детской речи…………………………11

3. Психофизиология речевых процессов

1.Неречевые формы коммуникации……………………… 13

2.Речь как система сигналов………………………………14

3.Переферические системы обеспечения речи…………15

4.Мозговые центры речи………………………………..16

5.Речь и межполушарная асимметрия………………….17

6.Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе18

4.Заключение………………………………………………………………19

5.Список используемой литературы……………………………………..20

Работа содержит 1 файл

реферат логопедия 2010.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

      6 

                                            Кризис первого года.

     Вместе  с развитием мышления, эмоциональным  и физическим развитием начинается развитие речи. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих

первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением

первых слов начинается новый этап в психическом  развитии ребенка.

Период между  младенчеством и ранним детством называют кризисом 1 года. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выгодским автономной.Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме(фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них.

       Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых, слова –обрывки слов, слова – искажения, сохраняющие, тем не менее, их фонетический и ритмический рисунок и звукоподражательные слова (например: «му-му» – корова). Интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных  по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. Ребенок не может обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

     Только  проследив всю цепочку объектов, объединенным одним детским словом, можно судить о его значении. Первоначально это целостная  ситуация, затем появляется ряд других значений, как бы вытекающих из отдельных частей целой картины; другая линия значений протягивается к предметам, имеющим ту же форму и цвет. Такая отнесенность слова к разным, с нашей взрослой точки зрения, объектам называется многозначностью. «Скольжение» значений многозначных слов связано с условиями их возникновения – с их ситуативностью, вплетенностью в эмоционально насыщенную ситуацию. Вообще автономная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, эту ситуацию переживающего или действующего в ней. Поэтому образование многозначных слов имеет эмоционально-действенный характер.

     Еще одна особенность автономной речи –  своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний. Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только самым близким людям. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи почти не возможно, хотя здесь могут помочь не языковые средства – жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающие непонятные

слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка

позднее.

7

Ранний  возраст от 1 года до 3 лет

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в  течение полугода)

трансформируется  и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова

заменяются словами  «взрослой» речи. Но разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если этого общения не достаточно, или наоборот близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к трем годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения.

В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь  – количество понимаемых

слов. К двум годам ребенок понимает почти  все слова, которые произносит

взрослый, называя  окружающие его предметы. К этому  времени он начинает

понимать и  объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных

действий. Поскольку  ребенок активно познает мир  вещей, манипуляции с

предметами для  него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые

действия с  предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивную речь ребенок понимает достаточно рано. В 2 – 3 года возникает понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа – взрослые должны это специально научить.

       Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, причем

количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество

понимаемых, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам

усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические

конструкции родного  языка. В речи ребенка встречаются  почти все части речи,

разные типы предложений.

       Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами.

Расширяется круг его общения – он уже может  общаться не только с близкими

людьми, но и  с другими взрослыми и детьми. Ребенок  отвечает на вопросы

взрослого и  сам задает вопросы о том, что  они делают вместе. Когда он

вступает в  разговор  со сверстником, он мало вникает  в содержание реплик

другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг

другу.

   8 
 

   Закономерности  довербального и  раннего вербального  развития 

Возраст Стадии развития
От  рождения до 8 недель Рефлекторный  крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок
От 8 до 80 недель (2-5 мес.) Качественное  изменение крика, появление гуления  и смеха. С 3 мес. развитие интонационной  характеристики крика. С 12 нед. появление  начального гуления («гуканье»). 6—8 нед. —улыбка при общении. С 15—16 нед. — смех при общении
От 16-20 недель до 30 недель (4-7,5 мес.) Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5—6 мес. произнесение первых слогов (сочетания  губных и язычных согласных с  гласными)
От 20-30 недель до 5-7,5-12 мес. «Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые  реакции выделяются из общего «комплекса оживления»
9-18 мес. Произнесение  слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9

Дошкольный  возраст от 3 до 7

В дошкольном детстве  в основном завершается долгий и  сложный процесс

овладения речью. К 7 годам язык становится средством  общения и мышления

ребенка, а также  предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

В  произносимых для себя самого монологах  ребенок констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих  действий, рассуждает о способах выполнения задачи.

Использование новых форм речи, переход к развернутым  высказываниям

обусловлены новыми задачами общения, встающими перед  ребенком в этот

возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М. И. Лисиной внеситуативно- познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух.                                                                           Оценка понимания речи

Возраст Основные показатели
3-6 мес.  Прислушивается  к голосу, адекватно реагирует  на интонацию, узнает знакомые голоса
6-10 мес. Понимают отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т. п.)
10-12 мес.  Понимает названия отдельных предметов 
12-14 мес.  Показывает  их на сюжетных картинках 
15-20 мес.  Узнает их на картинках
20-24 мес. Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет  инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двухступенчатую инструкцию Пойди в кухню и примеси чашку, понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации— На чет ты сидишь"?
2 года 6 мес. -З года Понимает прочитанные  короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее)
3-4 года Понимает сложноподчиненные  предложения, значение предлогов вне  конкретной привычной ситуации. Знает  названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа Пойди в кухню, принеси чашку
4-5 лет Выполняет словесные  задания с предлогами: сзади, между, рндом, к и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей
   
 

Этапы развития детской  речи 

Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже  реагирует на общение с ним: перестает  плакать, сосредотачивается на взрослом. 

2 месяц характеризуется  улыбкой при общении, причем, в  6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же  недель - закономерная улыбка. 

3 месяца. Наблюдается  комплекс оживления при общении  со взрослым, "гукание".Такие  звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н. 

4 месяца. Появляется  первый смех - повизгивание в ответ  на эмоциональное общение со  взрослым, а к 16 неделям смех  становится продолжительным. 

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса. 

6 месяцев. К  этому времени у здорового  ребенка появляется первый слог  ба или ма. Возникает начальное  понимание обращенной речи: ребенок  прислушивается к голосу взрослого,  правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. 

7 месяцев. Малыш  уже готов к игровой деятельности  со взрослым, использует различные  голосовые реакции для привлечения  внимания окружающих. 

8 месяцев. Возникает  реакция на незнакомое лицо. В  это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. 9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки". 

10 месяцев. На  этом этапе малыш использует  в общении как минимум 1-2 "лепетных  слова" (типа ляля, баба), понятных  в конкретной ситуации. 

11 месяцев. Использует  уже как минимум 3 "лепетных  слова", понятных в конкретной  ситуации. 1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя"). 

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке. 

1 год 6 месяцев.  Показывает одну из частей  тела, словарный запас 7-20 слов.  

Информация о работе Основные показатели овладения речью от 0 до 3х лет