Основные показатели овладения речью от 0 до 3х лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:06, реферат

Описание работы

Речь относится к числу психических ФУНКЦИЙ, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Врожденные предпосылки освоения язык………………...……..4
Развитие речи у ребенка

1. Первичные вокализации, гуление и лепет………………...6

2. Кризис первого года………………...……………………..7

3.Ранний возраст от 1-3 лет……………...…………………8

4.Дошкольный возраст от 3-7 лет……………………….10

5.Этапы развития детской речи…………………………11

3. Психофизиология речевых процессов

1.Неречевые формы коммуникации……………………… 13

2.Речь как система сигналов………………………………14

3.Переферические системы обеспечения речи…………15

4.Мозговые центры речи………………………………..16

5.Речь и межполушарная асимметрия………………….17

6.Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе18

4.Заключение………………………………………………………………19

5.Список используемой литературы……………………………………..20

Работа содержит 1 файл

реферат логопедия 2010.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Нижегородский Государственный Педагогический Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  показатели овладения речью 

от 0 до 3х лет 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Буренина А.

Абрамова  Д.

Шутова  Е.

                                                                                                  Проверила: Киселева 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2010

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Врожденные  предпосылки освоения язык………………...……..4
  2. Развитие речи у ребенка

               1.  Первичные вокализации, гуление и лепет………………...6

                  2. Кризис первого года………………...……………………..7

                    3.Ранний возраст от 1-3 лет……………...…………………8

                      4.Дошкольный возраст от 3-7 лет……………………….10

                        5.Этапы развития детской речи…………………………11

    3. Психофизиология  речевых процессов

                  1.Неречевые формы коммуникации……………………… 13

                    2.Речь как система сигналов………………………………14

                      3.Переферические системы обеспечения  речи…………15

                       4.Мозговые центры речи………………………………..16

                        5.Речь и межполушарная асимметрия………………….17

                         6.Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе18

     4.Заключение………………………………………………………………19

     5.Список используемой литературы……………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение.

   Речь - одна из основополагающих способностей человека, бесценный дар, позволяющий  нам общаться друг с другом при  помощи средств языка.

   Речь  относится к числу психических ФУНКЦИЙ, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Вместе с тем, помимо коммуникативной функции, речь имеет отношение и к другим явлениям. Хорошо понятна мнестическая функция речи, поскольку перевод информации в регистры первичной и вторичной памяти происходит при непременной ее вербализации. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция). В настоящее время установлена непосредственная связь речи и мышления (мыслительная функция).

   Принято считать, что речь появилась у  людей 50000 лет назад. Однако это не просто ориентировочная цифра. Если подходить к формированию речи как коммуникативной функции, то эта способность возникла гораздо раньше. С такой точки зрения, как считает современный отечественный исследователь

Л.А.Фирсов.

    Каждому языку присущи два основных элемента. Первый – это набор символов, отображающих известные носителям языка вещи и понятия; написанные или произнесенные, они образуют его словарный состав. Второй элемент любого языка – его грамматика, то есть набор правил, посредством которых слова в нем соединяются в предложения, выражающие отношения между предметами и событиями, а также передают оттенки значений.

   Способность к тому, чтобы научиться говорить заложена во всех детях. Они учатся, подражая окружающим. Хотя они еще  не могут поддерживать взрослую беседу, маленькие дети, «не комплексуя», испытывают свои стремительно развивающиеся способности на каждом встречном.

   Исследования  лингвистов, психолингвистов, нейропсихологов, психофизиологов позволяют выделять виды речи с точки зрения ее генеза и связи с другими психическими процессами. В таком смысле можно говорить о цепи тесно взаимосвязанных этапов речеобразования.

   1. Внешняя  речь, и семантически и физически  обращенная к субъекту, с которым устанавливается коммуникация.

   2.Внешняя  речь, ни к кому не обращенная, которая предполагает, но не имеет конкретного субъекта.

   3.Шепотная  речь, переходящая в неразборчивый  шепот или бормотание.

   4.Внутренняя  речь – «произношение про себя»  полной фразы в том же масштабе времени, может быть, несколько быстрее (как при чтении) и с сохранением полного словесного содержания и синтаксической формы.

   5.Сжатая  внутренняя речь, в много раз  короче по длительности, без четкой

словесной и  синтаксической структуры, но без утраты смысла. По-видимому, такую «спрессованную речь» уже можно представить как процесс мышления.

3

Развитие речи у ребенка. 

Врожденные  предпосылки освоения языка.

   Идею  о том, что для освоения языка  необходимы врожденные задатки, предельно  категорично высказал американский исследователь Н. Хомский. Хомского интересовали процессы, которые позволяют  ребенку реконструировать грамматику конкретного языка на основе ограниченных о нем сведений. Чтобы это стало возможным, как полагал Хомский, ребенок должен от рождения владеть универсальной лингвистической теорией, позволяющей ему понять, "на каком из возможных языков говорит сообщество, в которое он попал. Чтобы узнать, на каком языке говорит сообщество, ребенок должен обладать способностью воспринимать речевые сигналы, характерные для данной языковой среды. Такая возможность, по мнению Хомского, заложена в системе дифференциальных признаков, акустико-артикуляторные характеристики которых универсальны.

   Как первый, так и последний из этих тезисов  более чем сомнительны, но они  явились импульсом для проведения широкого круга исследований. Особенно интенсивно исследовалась способность детей воспринимать различные фонетические контрасты. В этих работах, как правило, использовались варианты одной и той же экспериментальной ситуации. Некоторый речевой стимул (обычно слог типа СГ) предъявляли детям многократно, вплоть до угасания начальной ориентировочной реакции. Затем стимул замещался другим сигналом, контрастирующим с предыдущим определенным образом, например, по звонкости или по месту артикуляции согласного. Возобновление ориентировочной реакции считалось свидетельством того, что ребенок воспринимает соответствующий фонетический признак. В зависимости от возраста ребенка в качестве индикатора ориентировочной реакции использовали изменения сердечной деятельности и сосательной активности, повороты головы и глаз в сторону источника звука и др.. При исследовании детей 6 месяцев и старше применяли условно-рефлекторные методики, например, показ игрушки, сопутствующий изменениям звукового сигнала. В работе  представлен обзор этих исследований до 1983 г.

   Эти эксперименты показали, что дети с первых месяцев жизни способны воспринимать все основные фонетические контрасты - различия согласных по глухости-звонкости, по месту образования и т. д.

   На  основе этих результатов был сделан вывод о том, что человек от рождения снабжен детекторами основных (универсальных) фонетических признаков.

   Вопреки мнению Н. Хомского, конкретные языки  различаются по составу дифференциальных признаков и по фонетической реализации сходных дифференциальных признаков.

   Таким образом, отдельные фонетические различия в конкретном языке могут соответствовать, а могут и не соответствовать тем акустическим контрастам, которые способен воспринимать ребенок до стадии обучения.                      

   Примером  может служить контраст между  смычными согласными по глухости-звонкости, связанный с длительностью задержки начала фонации. В английском языке смычные согласные различаются по этому признаку примерно так же, как и стимулы, воспринимаемые контрастно младенцами. В испанском языке граница между этими согласными лежит в другом диапазоне задержек. Таким образом,

                                                                                                                                              4    

английские дети могут использовать врожденную способность  различать эти звуки, а испанские дети должны переучиваться, что и наблюдается на самом деле.

   В ряде работ было показано, что первые изменения слухового восприятия речевых сигналов, связанные с  влиянием конкретной языковой среды, отмечаются не ранее 9-го месяца жизни.

   Примерно  в том же возрасте подавляется  способность воспринимать контрасты, не свойственные родному языку. Как  говорит B. Repp, в этот период начинает формироваться специфичный для  родного языка фонетический лексикон .

   По  данным ряда работ, определенную роль в усвоении фонетических контрастов играют артикуляции. Показано, в частности, что дети с нарушениями звукопроизношения распознают звуки речи хуже, чем нормальные дети. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 

Первичные вокализации, гуление и лепет.

Считается, что дети последовательно проходят ряд стадий доречевого развития, для каждой из которых характерны звуковые реакции определенного типа. Обычно выделяют следующие типы вокализаций: крики, плач, гуление и лепет.

Отмечен возраст (начало четвертого месяца), когда крики, как проявления дискомфорта, трансформируются в плач.

Примерно месяцем  раньше появляются вокализации, соответствующие  комфортному состоянию ребенка, - гуление. Звуки гуления воспринимаются на слух как гласноподобные, сходные  с нейтральным гласным взрослых лиц. В этих вокализациях встречаются также консонантоподобные призвуки, которые транскрибируются как гортанные или заднеязычные согласные. Акустические исследования показывают, что эти призвуки не связаны с периферическими артикуляциями. Наиболее вероятной причиной их возникновения является определенная нестабильность фонации - наличие в сигнале участков тремора, резких изменений частоты основного тона, возникновение субгармоник.

Со временем в звуковых реакциях ребенка появляются более четкие шумовые участки и смычные согласные, прежде всего альвеолярные. Постепенно произнесения приобретают слогоподобный характер; обнаруживается тенденция к повторению сходных артикуляторных комплексов, что и называется лепетом.

Консонантный  состав лепета крайне разнообразен. В нем встречаются звуки, характерные для далеких друг от друга языков. При фонетическом транскрибировании лепета трудно определить не только характер звуков, но и их число в последовательности.

Со временем звуковой состав лепета обедняется, а составляющие его слогоподобные комплексы становятся более устойчивыми. Более частыми оказываются слоги типа СГ, содержащие смычные согласные. По данным некоторых работ, перед началом такой стабилизации наблюдается период молчания. Примерно в этот же период слоги приобретают разную степень ударенности. Тем самым намечается переход к появлению первых слов.

Длительности  вокализаций на стадии лепета составляют в среднем 0,4 с и существенно  не меняются в интервале от 3 до 9 месяцев. Существенно не меняется и формантный состав гласноподобных звуков.

      Возрастные  границы между отдельными стадиями доречевых вокализаций определяются по-разному. Названия этих стадий у  разных авторов тоже не совпадают. Гвоздев  А.Н. относит начало лепета к 3-му месяцу жизни, очевидно, включая в этот период стадию гуления. Другие авторы отмечают начало лепета примерно на 5-м месяце, учитывая заметное увеличение в этом возрасте числа консонантных элементов в составе звуковых последовательностей. Наконец, некоторые авторы называют вокализации детей в возрасте 5 - 8 месяцев не лепетом, а гуканьем, относя начало лепета к 9-му месяцу жизни. Считается, что в этом возрасте вокализации уже подвержены влиянию конкретной языковой среды. Лепет детей в возрасте 14 - 19 месяцев содержит большинство гласных родного языка, хотя “посторонние” гласные присутствуют и в этом возрасте. Соответствующий период обозначается как “зрелый лепет”. 
 

Информация о работе Основные показатели овладения речью от 0 до 3х лет