Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:28, курсовая работа
Цель работы: изучить методы диагностики внимания.
Предмет исследования: методы изучения внимания.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ основных понятий внимания психологии.
2. Проанализировать методы изучения внимания предлагаемые в современной литературе.
3. Осуществить эмпирическое исследование свойств внимания с помощью методики «Корректурная проба» Б.Бурдона.
ВВЕДЕНИЕ 1
I ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ 3
1.1 Понятие внимания и его основные характеристики 3
1.2 Методы исследования внимания в психологии 7
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ 19
2.1 Методы, процедура и объект исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Рис. 2. Процентное
соотношение степени
Как показывают результаты исследования, 80% испытуемых имеют высокую степень устойчивости внимания, что свидетельствует о том, что испытуемые способны удерживать требуемый уровень интенсивности внимания в течение длительного промежутка времени. Испытуемые в состоянии длительно сосредотачиваться на объекте или виде деятельности, что позволяет им открывать в объектах новые стороны, проникать в их суть. Устойчивость внимания является одним из показателей умственной работоспособности и зависит от функционального состояния нервной системы, а также от степени утомления.
20%
испытуемых имеют среднюю
Таким
образом, группа в целом характеризуется
высоким уровнем концентрации и
устойчивости внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ доступной литературы показал, что под вниманием следует понимать сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и пр.
Внимание
принимает участие в
1) отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, побочных;
2)
удержание, сохранение
3) регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание подразделяется на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Изучая особенности внимания, выделяют его основные свойства, к которым относят устойчивость, распределение, переключаемость, объем, концентрированность и избирательность внимания.
Исследования устойчивости и концентрации внимания были вызваны потребностями практики, в частности поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какой именно вид внимания подлежит изучению. Так, при определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратурные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта. В последнем случае наиболее распространенным методом является корректурная проба. Исследование устойчивости внимания важно проводить в динамике.
Основными методами исследования внимания являются: «Корректурная проба» Б.Бурдона, а также ее модификации; «Таблицы Шульте»; Методика «Расставь значки»; Тест дискриминации форм; Методика «Красно-черная таблица»; Методика Мюнстерберга; Методика «Расстановки чисел»; Методика «Запомни и расставь точки»; «Счет по Крепелину» и др.
Проведенный анализ методов исследования внимания показал, что к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методов оценки внимания и психомоторных особенностей относится «Корректурная проба» Б.Бурдона. Различенные модификации корректурной пробы до настоящего времени широко применяются в области клинической, профессиональной, школьной психодиагностики благодаря простоте и надежности отражения особенностей внимания и функционального состояния, работоспособности испытуемого. [13, с.127]
Так, результаты исследования группы машинистов показали, что группа характеризуется высокой степенью концентрации и устойчивости внимания. Это указывает на то, что группа способна сосредотачивать внимание на выполнении поставленных целей и задач, способны удерживать требуемый уровень интенсивности внимания в течение длительного промежутка времени. Высокий уровень устойчивости внимания является одним из главных показателей высокой умственной работоспособности. Это означает, что группа обладает высоким уровнем производительности труда и способна выполнять работу, требующую сосредоточенности и внимательности в течение длительного промежутка времени с высокой степенью эффективности.
Несмотря
на большое количество методов исследования
свойств и индивидуальных особенностей
внимания, проблема остается открытой
и требует дальнейшего изучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1
Пример
стимульного материала к
Н К
Е Л Ы С Н Л С П К
Е К Х Е В С К Х Д
Р К М Б Э Г К З Р
У Ц В Х Е И С Т Л
В К Л Ш Ю Ю Г К П
У В Г Л Д Т С Я К
Ш В Ы Л Я Б Ж С Н
А У Х С Р К Л М В
З Г Л П О А Ы Ф Э Х Ь М В К Л
Н М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В Л К Т Ч К Л Х Д Б
В Н К А С В И Д З Г В К Л Т К Т В Е С Н А И С
Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ
Г О Ш Л О Г Р
Пример
стимульного материала к
3 4 9 8 2 2
2 6 3 7 7 9 1 7 9 6 6 0 3 4 1 7 7 2 7 4 6 2 3 9 2 5 1 6 3 9 9 8 6 4
4 7 3 6 2 3 0 5 9 2 4 7 9 2 1 9 2 7 6 9 4 5 4 1 0 6 1 9 7 6 2 8 9 9
1 8 9 3 2 2 7 5 5 1 2 3 4 3 2 2 0 2 9 9 5 3 1 4 7 3 1 8 0 4 0 4 2 1
9 5 9 8 8 9 7 0 7 8 8 5 4 0 6 5 3 4 2 3 9 1 7 2 8 4 2 4 6 1 6 0 2 6
8 1 2 7 9 0 8 0 3 9 0 3 4 3 3 2 3 2 1 4 8 7 2 7 6 1 8 8 3 8 9 6 3 5
5 1 7 8 0 9 5 0 6 1 8 8 0 5 1 9 6 9 7 4 1 0 5 0 5 8 1 5 7 5 0 1
Стимульный материал к методике «Таблицы Шульте»
14 | 9 | 2 | 21 | 13 |
22 | 7 | 16 | 5 | 10 |
4 | 25 | 11 | 18 | 3 |
20 | 6 | 23 | 8 | 19 |
15 | 24 | 1 | 17 | 12 |
Стимульный материал к методике «Красно-черная таблица»
9-т | 15-п | 9-м | 12-м | 16-е | 3-и | 10-в |
24-в | 23-ф | 1-к | 19-а | 15-л | 8-г | 17-а |
18-т | 14-ф | 13-ш | 6-с | 2-л | 10-е | 25-р |
11-к | 2-г | 24-ш | 23-ч | 5-ш | 12-б | 21-н |
20-б | 17-р | 11-р | 22-д | 19-т | 3-с | 13-ж |
7-х | 16-х | 6-ж | 22-п | 14-ц | 8-ц | 4-з |
7-з | 1-о | 20-н | 4-д | 5-и | 18-о | 21-у |
Примечание:
серый цвет соответствует красному
цвету.
Стимульный материал к методике «Проставь значки»
Стимульный
материал к методике «Проба Мюнстерберга»
бсолнцевтргщоцрайонзгучновость
шгцкпрокуроргурстабеютеорияент
телевизорболджщзхюэлгщьбпамять
йцукенгшизхъвафыпролдблюбовьав
беюрадостьвуфциеждлоррпнародшл
ждорлафывюефбьконкурсйфнячыувс
эпрплаваниедтлжэзбьтрдшщжнпркы
ячвтлджэхьгфтасенлабораториягш
щдэркентаопрукгвсмтрпсихиатрия
Стимульный материал к методике «Расстановка чисел»
16 | 37 | 98 | 29 | 54 |
80 | 92 | 46 | 59 | 35 |
43 | 21 | 8 | 40 | 2 |
65 | 84 | 99 | 7 | 77 |
13 | 67 | 69 | 34 | 18 |
Стимульный материал к методике «Запомни и расставь числа»
• | • | • | • | ||||||||||||
• | • | • | • | • | |||||||||||
• | • | • | • | ||||||||||||
• |
1 2 3 4
• | • | • | • | • | |||||||||||
• | • | • | • | • | • | • | • | ||||||||
• | • | • | • | • | • | • | • | • | |||||||
• | • | • | • | • | • | • | • |
5
6
7
8