Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:28, курсовая работа
Цель работы: изучить методы диагностики внимания.
Предмет исследования: методы изучения внимания.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ основных понятий внимания психологии.
2. Проанализировать методы изучения внимания предлагаемые в современной литературе.
3. Осуществить эмпирическое исследование свойств внимания с помощью методики «Корректурная проба» Б.Бурдона.
ВВЕДЕНИЕ 1
I ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ 3
1.1 Понятие внимания и его основные характеристики 3
1.2 Методы исследования внимания в психологии 7
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ 19
2.1 Методы, процедура и объект исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ
В ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Понятие
внимания и его основные
1.2 Методы исследования внимания в психологии 7
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ 19
2.1 Методы, процедура
и объект исследования
2.2 Анализ
результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей особенностью психики является ее избирательность. Все ощущения, впечатления, знания человек получает при участии внимания в познавательных процессах. Внимание обеспечивает большую полноту и точность восприятия. Оно занимает особое место среди психических явлений. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание – динамическая сторона сознания, своего рода целесообразная воля, важнейший компонент в структуре самостоятельности, который обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, которые он воспринимает в ходе деятельности и о которых думает или говорит.
Исследование внимания имеет большое значение в школьной психодиагностике, в частности при анализе причин неуспеваемости, особенностей учебной деятельности, в целях выработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций. Различные по характеру и выраженности нарушения внимания и умственной работоспособности типичны для некоторых контингентов больных нервно-психическими и соматическими заболеваниями. Это объясняет важность и распространенность методик, направленных на психодиагностическое исследование особенностей внимания в клинической психодиагностике. Различные стороны внимания и их измерение являются важной задачей психодиагностики профессиональной, особенно при отборе персонала [3, с.255].
Цель работы: изучить методы диагностики внимания.
Предмет исследования: методы изучения внимания.
Гипотеза исследования: наиболее точную информацию о концентрации и устойчивости внимания дает методика «Корректурная проба» и ее модификации.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ основных понятий внимания психологии.
2. Проанализировать методы изучения внимания предлагаемые в современной литературе.
3. Осуществить эмпирическое исследование свойств внимания с помощью методики «Корректурная проба» Б.Бурдона.
Методы исследования: Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и методика эмпирического исследования
Объект исследования: В качестве объекта исследования выступила группа машинистов Локомотивного депо города Минеральные Воды, состоящая из 10 человек: 10 мужчин в возрасте от 32 до 51 года, с высшим образованием.
Структура
и объем работы: Курсовой проект
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и двух приложений.
Список литературы содержит 21 наименование.
Основное содержание работы изложено
на 26 страницах, включает 2 рисунка и 1 таблицу.
I ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ
ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
1.
1 Понятие внимания и его основные характеристики
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков [8, с.171]. Предмет психологии внимания формировался в рамках ассоцианистской интроспективной психологии. Прежде всего, работы В.Вундта определили общую стратегию исследования внимания в конце XIX и в первые десятилетия XX века [22, с.4].
Важнейшей особенностью психики является ее избирательность. Все ощущения, впечатления, знания человек получает при участии внимания в познавательных процессах. Внимание обеспечивает большую полноту и точность восприятия.
Внимание, согласно «Краткому психологическому словарю», – это
сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание – динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и пр. [6, с.90].
Проявляется
в избирательном отражении
устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:
1) избирательность – связана с возможностью успешной настройки – при наличии помех – на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
2) объем (широта, распределение внимания) – определяется количеством «одновременно» (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 – 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления (тахистоскоп) множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);
3) распределение – характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;
4) концентрация (интенсивность, уровень внимания) – выражается в степени сосредоточения на объекте;
5) устойчивость – определяется длительностью концентрации внимания на объекте;
6) переключаемость (скорость переключения) – динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.
Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов, выполняя следующие функции [5, с.85]:
1) отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, побочных;
2)
удержание, сохранение
3) регуляция и контроль протекания деятельности.
При анализе функции внимания различают непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.
Непроизвольное
внимание – сосредоточение на объекте
или действии без волевого усилия
и специальной задачи. В основе
непроизвольного внимания лежит
ориентировочно-
Произвольно, или волевое внимание, – сосредоточенность на объекте или действии со специально поставленной целью и с помощью волевого усилия. Оно связано с деятельностью человека, возникает в процессе труда и выполняет функцию регулятора, зависит от поставленной цели, задачи [5, с.87].
Послепроизвольное внимание – наступает вслед за произвольным, когда человек «входит» в работу и его сосредоточенность уже не требует специального волевого усилия, а поддерживается увлеченностью и интересом [5, с.87].
Рассмотренные три вида внимания в трудовой деятельности человека тесно переплетаются. Внешне внимание выражается в мимике, позе, движениях. Они возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию [19, с.70].
Изучая особенности внимания, выделяют его основные свойства, к которым относят устойчивость, распределение, переключаемость, объем, концентрированность, избирательность внимания [5, с.87].
Под
устойчивостью внимания понимают удержание
требуемой интенсивности
Переключаемость внимания, его гибкость заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Высокая переключаемость означает сознательное и осмысленное переключение с одного объекта на другой [5, с.88].
Распределение внимания между разнородными объектами, одновременно находящимися в центре внимания, дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий, следить за несколькими объектами сразу [5, с.89]. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение [19, с.233].
Объем внимания характеризуется количеством объектов или элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. Чем больше предметов воспринимается при этом, тем больше объем внимания [5, с.89].
Концентрированность внимания – степень сосредоточенности, она представляет собой единство двух признаков: интенсивности внимания и его узости. Высокая степень концентрации на одном объекте или проблеме означает сужение поля внимания, уменьшение его объема [5, с.89].
Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки – при наличии помех – на восприятие информации, относящейся к сознательной цели [21, с.91].
Внимание
относится к числу функций, которые
хорошо поддаются тренировке. Путем
специальных, систематических упражнений
можно существенно улучшить практически
все его свойства [5, с.90].
2.2 Методы
исследования внимания в психологии
Для изучения внимания в психологии используют следующие методики: