Основные методы изучения внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методы диагностики внимания.
Предмет исследования: методы изучения внимания.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ основных понятий внимания психологии.
2. Проанализировать методы изучения внимания предлагаемые в современной литературе.
3. Осуществить эмпирическое исследование свойств внимания с помощью методики «Корректурная проба» Б.Бурдона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
I ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ 3
1.1 Понятие внимания и его основные характеристики 3
1.2 Методы исследования внимания в психологии 7
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ 19
2.1 Методы, процедура и объект исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Работа содержит 1 файл

основные методы изучения внимания.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              1

I ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ                                                                                                             3

 1.1 Понятие  внимания и его основные характеристики                                3                       

    1.2 Методы исследования  внимания в психологии                                       7

II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ                                19

 2.1 Методы, процедура  и объект исследования                                           19

 2.2 Анализ  результатов исследования                                                           21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                    25

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                   27         
 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Важнейшей особенностью психики является ее избирательность. Все ощущения, впечатления, знания человек  получает при участии внимания в познавательных процессах. Внимание обеспечивает большую полноту и точность восприятия. Оно занимает особое место среди психических явлений. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание – динамическая сторона сознания, своего рода целесообразная воля, важнейший компонент в структуре самостоятельности, который обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, которые он воспринимает в ходе деятельности и о которых думает или говорит.

     Исследование  внимания имеет большое значение в школьной психодиагностике, в частности при анализе причин неуспеваемости, особенностей учебной деятельности, в целях выработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций. Различные по характеру и выраженности нарушения внимания и умственной работоспособности типичны для некоторых контингентов больных нервно-психическими и соматическими заболеваниями. Это объясняет важность и распространенность методик, направленных на психодиагностическое исследование особенностей внимания в клинической психодиагностике. Различные стороны внимания и их измерение являются важной задачей психодиагностики профессиональной, особенно при отборе персонала [3, с.255].

     Цель  работы: изучить методы диагностики  внимания.

     Предмет исследования: методы изучения внимания.

     Гипотеза  исследования: наиболее точную информацию о концентрации и устойчивости внимания дает методика «Корректурная проба» и ее модификации.

     Задачи  исследования:

     1. Осуществить теоретический анализ основных понятий внимания психологии.

     2. Проанализировать методы изучения внимания предлагаемые в современной литературе.

     3. Осуществить эмпирическое исследование свойств внимания с помощью методики «Корректурная проба» Б.Бурдона.

     Методы  исследования: Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и методика эмпирического исследования

     Объект  исследования: В качестве объекта исследования выступила группа машинистов Локомотивного депо города Минеральные Воды, состоящая из 10 человек:  10 мужчин в возрасте от 32 до 51 года, с высшим образованием.

     Структура и объем работы: Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Список литературы содержит 21 наименование. Основное содержание работы изложено на 26 страницах, включает 2 рисунка и 1 таблицу. 

 

      I ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ 

       1. 1 Понятие внимания и его основные характеристики 

       Внимание  – один из тех познавательных процессов  человека, в отношении сущности и  права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков [8, с.171]. Предмет психологии внимания формировался в рамках ассоцианистской интроспективной психологии. Прежде всего, работы В.Вундта определили общую стратегию исследования внимания в конце XIX и в первые десятилетия XX века [22, с.4].

       Важнейшей особенностью психики является ее избирательность. Все ощущения, впечатления, знания человек  получает при участии внимания в познавательных процессах. Внимание обеспечивает большую полноту и точность восприятия.

       Внимание, согласно «Краткому психологическому словарю», – это 

сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном  объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание – динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и пр. [6, с.90].

     Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это – своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря

устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:

     1) избирательность – связана с возможностью успешной настройки – при наличии помех – на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;

     2) объем (широта, распределение внимания) – определяется количеством «одновременно» (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 – 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления (тахистоскоп) множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);

     3) распределение – характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;

     4) концентрация (интенсивность, уровень  внимания) – выражается в степени сосредоточения на объекте;

     5) устойчивость – определяется длительностью концентрации внимания на объекте;

          6) переключаемость (скорость переключения) – динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.

           Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов, выполняя следующие функции [5, с.85]:

       1) отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, побочных;

       2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель;

       3) регуляция и контроль протекания деятельности.

       При анализе функции внимания различают  непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.

       Непроизвольное  внимание – сосредоточение на объекте  или действии без волевого усилия и специальной задачи. В основе непроизвольного внимания лежит  ориентировочно-исследовательский  рефлекс. Непроизвольное внимание привлекается как внешними факторами (громкий звук, яркий свет, резкий запах), так и внутренними факторами (значимость стимула, интерес) [5, с.87].

       Произвольно, или волевое внимание, – сосредоточенность  на объекте или действии со специально поставленной целью и с помощью волевого усилия. Оно связано с деятельностью человека, возникает в процессе труда и выполняет функцию регулятора, зависит от поставленной цели, задачи [5, с.87].

       Послепроизвольное внимание – наступает вслед за произвольным, когда человек «входит» в работу и его сосредоточенность уже не требует специального волевого усилия, а поддерживается увлеченностью и интересом [5, с.87].

       Рассмотренные три вида внимания в трудовой деятельности человека тесно переплетаются. Внешне внимание выражается в мимике, позе, движениях. Они возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию [19, с.70].

       Изучая  особенности внимания, выделяют его  основные свойства, к которым относят  устойчивость, распределение, переключаемость, объем, концентрированность, избирательность внимания [5, с.87].

       Под устойчивостью внимания понимают удержание  требуемой интенсивности внимания в течение длительного промежутка времени. Благодаря устойчивости внимания возможно длительное сосредоточение на объекте или виде деятельности. Устойчивость внимания зависит, в первую очередь, от содержания материала, особенностей объекта. Однообразный, слишком легкий или тяжелый материал снижает устойчивость внимания. Устойчивость внимания является одним из показателей умственной работоспособности и зависит также от функционального состояния нервной системы, степени утомления [5, с.87].

       Переключаемость внимания, его гибкость заключается  в способности быстро выключаться  из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Высокая переключаемость означает сознательное и осмысленное переключение с одного объекта на другой [5, с.88].

       Распределение внимания между разнородными объектами, одновременно находящимися в центре внимания, дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий, следить за несколькими объектами сразу [5, с.89]. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение [19, с.233].

       Объем внимания характеризуется количеством  объектов или элементов, которые  могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. Чем больше предметов воспринимается при этом, тем больше объем внимания [5, с.89].

       Концентрированность внимания – степень сосредоточенности, она представляет собой единство двух признаков: интенсивности внимания и его узости. Высокая степень концентрации на одном объекте или проблеме означает сужение поля внимания, уменьшение его объема [5, с.89].

       Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки – при наличии  помех – на восприятие информации, относящейся к сознательной цели [21, с.91].

       Внимание  относится к числу функций, которые  хорошо поддаются тренировке. Путем  специальных, систематических упражнений можно существенно улучшить практически  все его свойства [5, с.90]. 

2.2 Методы исследования внимания в психологии 

       Для изучения внимания в психологии используют следующие методики:

  1. «Корректурная проба» [2, с.136] [14, с.82].
  2. «Таблицы Шульте» [11, с.44].
  3. Методика «Расставь значки» [9, с.130]
  4. «Распределение и переключение внимания» [11, с.45]
  5. Устойчивость внимания по Риссу [3, с.137].
  6. Тест дискриминации форм [2, с.92]
  7. Методика «Красно-черная таблица» [16, с.231]
  8. Тест Тулуза-Пьерона [3, с.258]
  9. Методика Мюнстерберга [5, с.852]
  10. Тест Торндайка [12, с.80]
  11. «Психологические профили» Россолимо [18, с.6]
  12. Тест Кюсси [10, с.54]
  13. «Изучение наблюдательности» (перцептивного внимания) [5, с.811]
  14. Методика «Расстановки чисел» [16, с.233]
  15. Тест отыскания чисел (В.Л. Маршук) [10, с.63].
  16. Методика «Запомни и расставь точки» [9, с.131]
  17. «Счет по Крепелину» [5, с.851]
  18. Сложение чисел с переключением [4, с.36]
  19. Методика изучения уровня внимания у школьников [16, с.193]
  20. Отсчитывание по Блейхеру [1, с.68].

Информация о работе Основные методы изучения внимания