Основные методы изучения внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методы диагностики внимания.
Предмет исследования: методы изучения внимания.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ основных понятий внимания психологии.
2. Проанализировать методы изучения внимания предлагаемые в современной литературе.
3. Осуществить эмпирическое исследование свойств внимания с помощью методики «Корректурная проба» Б.Бурдона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
I ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ 3
1.1 Понятие внимания и его основные характеристики 3
1.2 Методы исследования внимания в психологии 7
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ 19
2.1 Методы, процедура и объект исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Работа содержит 1 файл

основные методы изучения внимания.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

       Поскольку методика используется при изучении влияния стресса на психику, можно использовать ее до стресса и после стресса и сравнить сдвиг показателя [10, с.54–56].

       Методика  «Расстановки чисел» предназначена  для оценки произвольности внимания. Рекомендуется использовать данную методику при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания. Форма работы как групповая, так и индивидуальная.

       Испытуемому предлагается расставить в течение  двух минут в свободных клетках  нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены  в случайном порядке в  25 клетках верхнего квадрата бланка (см. Приложение 1). Числа записываются построчно.

       Анализ  результатов тестирования производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа  и выше [16, с.233].

       Методика  «Запомни и расставь точки» предназначена для оценивания объема внимания ребенка (младших школьников и дошкольников).

       Стимульный  материал представляет собой 8 квадратов  с точками, количество которых различно (см. Приложение 1). Перед экспериментом  квадраты складываются таким образом, чтобы наверху стопки лежал квадрат с 2-мя точками, потом с 3-мя и так до последнего квадрата с 9-ю точками.

       Испытуемому одну за другой показывают карточки с  точками в течение 1–2 секунд. После каждой карточки экспериментатор предлагает испытуемому воспроизвести увиденные точки в пустых квадратах в тех же местах, где он их видел. Время воспроизведения – 15 секунд.

       Объемом внимания считается количество точек, которое испытуемый смог правильно  воспроизвести на любой из карточек (выбирается карточка с самым большим числом правильно воспроизведенных точек) [9, с.131].

       Методика  «Счет по Крепелину» предназначена  для определения упажняемости и  утомляемости.

       Испытуемому предлагается произвести сложение цифр в столбцах, состоящих из двух, подписанных  друг под другом цифр (см. Приложение 1). Если сумма превышает десяток, то он отбрасывается и записывается разница. Через каждые 20–30 секунд испытуемый делает отметку (ставит вертикальную черту), где он остановился, и переходит на сложение следующей строки. Если соединить окончания отметок по строкам, то получится кривая утомляемости.

       Кривые  утомляемости:

       – гиперстенический – начало выполнения задания в быстром темпе и очень рано проявляется истощаемость. В последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей, но, в целом, обычно не достигая первоначального уровня;

       – гипостенический – отмечается постепенное увеличение времени и постепенная истощаемость, которая увеличивается без резких колебаний.

       Самый низкий результат сложенных пар  отмечается к концу задания.

       Чем больше пиков, тем больше напряжение воли, внимания [5, с.851].

       Методика  «Сложение чисел с переключением» предназначена для изучения переключения и устойчивости внимания.

       Экспериментатор предлагает испытуемому в течение 10 минут с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится различными способами, меняющимися каждую минуту.

       1 способ: нужно сложить два числа (верхнее и нижнее), к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписать внизу. Полученную пару снова сложить аналогичным способом и т.д. Если сумма выражена двузначной цифрой, то записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2).

       2 способ: вначале осуществить сложение верхнего и нижнего чисел, как и в 1 способе, но от суммы вычесть единицу и результат записать рядом с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх.

       В подготовительной части испытуемый складывает два числа по 1 способу (5 мин), затем сложение по 2 способу (5 мин). После этого высчитывается  среднее количество произведенных  счетных операций в минуту.

       В основной части эксперимента он по сигналу начинает складывать предложенные пары цифр 1 способом. Через минуту дается сигнал «Время» и испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать числа по 2 способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так он работает в течение 10 мин, через каждую минуту переходя от одного способа сложения к другому. За это время он производит 9 переключений.

       Обработка результатов включает в себя несколько этапов:

       1. Подсчитать среднее количество  произведенных операций за 1 мин в условиях переключения. 18 и более правильных операций свидетельствуют о сравнительно быстром протекании психических процессов; 8 и менее операций указывают на замедленность и подтверждают малую способность испытуемого.

       2. Вычислить степень переключаемости. Для этого требуется разделить среднее количество счетных операций на 1 мин в условиях переключения на среднее количество счетных операций в минуту, которое испытуемый выполнил без переключения. Чем ниже степень переключаемости у данного испытуемого, тем хуже у него результат умственной деятельности при частом переключении внимания [4, с.36].

       Методика  изучения уровня внимания у школьников предложена       П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой и предназначена для обследования учеников 3–5-х классов. Цель методики – изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

       Испытуемым  предлагается текст, который содержит разные ошибки, в том числе смысловые (см. Приложение 1). Испытуемые должны найти и исправить их.

       Экспериментатор фиксирует время работы с текстом, особенности поведения испытуемых (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

       Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

       Для получения результатов подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь  должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена  букв, слитное написание слова  с предлогом и пр. [17, с.193].

       Таким образом, на основе проведенного анализа методик диагностики внимания, можно сделать вывод, что наиболее оптимальной методикой для исследования внимания является «Корректурная проба», т.к. она простота в применении и надежно отражает особенности внимания и функционального состояния, работоспособности испытуемого. 

 

      II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ 

     2.1 Методы, процедура и объект исследования  внимания 

       Основными методами исследования внимания явились  теоретический анализ литературы и  методика эмпирического анализа, в качестве которой выступила «Корректурная проба» Б.Бурдона (1895).

       Методика  «Корректурная проба» относится  к бланковым тестам скорости и  предназначена для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

       Обследование  проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур) (см. Приложение 1). Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы.

       Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы Е. Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой то место, до которого вы успели просмотреть текст».

       Возможны  другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

       Результаты  пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) букв или других знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждые 60-секундные интервалы работы).

       Концентрация  внимания оценивается по формуле:

       К = С х С / п

       или К = С2 / п,

       где С – число строк таблицы, просмотренных  испытуемым;

       п – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

       Устойчивость  внимания оценивается по изменению  скорости просмотра на протяжении всего  задания.

       Результаты  подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

       А = S / t,

       где А – темп выполнения;

       S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы;

       t – время выполнения.

       По  результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

       Показатель  переключаемости вычисляется по формуле:

       С = So / S x 100,

       где So – количество ошибочно проработанных строк;

       S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

       При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках  корректурной таблицы.

       Процедура исследования состояла из следующих  этапов:

  1. Подготовка раздаточного материала.
  2. Проведение тестирования.
  3. Обработка полученных результатов тестирования.
  4. Составление сводной таблицы по результатам исследования.
  5. Интерпретация полученных данных.

       В качестве объекта исследования выступила группа машинистов Локомотивного депо города Минеральные Воды, состоящая из  10 человек: 10 мужчин в возрасте от 32 до 51 года, с высшим образованием. Данный объект исследования был выбран в связи с большой ответственностью работников группы за обеспечение безопасности перевозки пассажиров и грузов на железной дороге.

     Исследование  проводилось в период с февраля  по май 2008 года. 

     2.2 Анализ результатов исследования 

     Изучение  внимания проводилось с помощью  методики «Корректурная проба» Б.Бурдона. Результаты, полученные в исследовании, приведены в таблице 1 (Приложение 2), а процентные соотношения показаны на рисунке 1 и 2 в виде диаграмм:

Рис.1. Процентное соотношение уровня концентрации внимания 

       Как показывают результаты исследования, у 60% испытуемых высокая концентрация внимания, что свидетельствует о  высокой степени сосредоточенности  внимания испытуемых на выполнении поставленных задач и целей. Высокая степень  концентрации на одном объекте или проблеме означает сужение поля внимания, уменьшение его объема.

       У 40% испытуемых выявлен средний уровень  концентрации внимания. Это говорит  о том, что испытуемые имеют трудности  сосредоточения на выполнении поставленных задач. Таким испытуемым для повышения качества работы необходимо создавать обстановку, включающую отвлечение внимания ненужными воздействиями. Очень важно исключить такие вредные факторы, как шум, вибрация, недостаток освещения и т.д. Периодические непродолжительные перерывы в течение рабочего дня действуют исключительно благотворно, позволяют работнику распределять свое внимание в течение всей работы.

Информация о работе Основные методы изучения внимания