Основные методы изучения внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методы диагностики внимания.
Предмет исследования: методы изучения внимания.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ основных понятий внимания психологии.
2. Проанализировать методы изучения внимания предлагаемые в современной литературе.
3. Осуществить эмпирическое исследование свойств внимания с помощью методики «Корректурная проба» Б.Бурдона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
I ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ 3
1.1 Понятие внимания и его основные характеристики 3
1.2 Методы исследования внимания в психологии 7
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ 19
2.1 Методы, процедура и объект исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Работа содержит 1 файл

основные методы изучения внимания.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

       Рассмотрим  наиболее популярные методики подробнее.

       Методика  «Корректурная проба» относится  к бланковым тестам скорости и предназначена для исследования степени концентрации и устойчивости внимания. Методика предложена Б.Бурдоном в 1895 году.

       Обследование  проводится с помощью специальных  бланков с рядами расположенных  в случайном порядке букв (см. Приложение 1). Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) букв или других знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

       Важным  показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждые 30- или 60-секундные интервалы работы). Корректурная проба используется в качестве методики оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

       Наиболее  известными модификациями корректурной пробы являются кольца Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор  колец с разрывами, направленными в различные стороны); проба Иванова-Смоленского (набор различных вариантов сочетания букв); корректурная проба В.Н.Аматуни (набор чисел (см. Приложение 1); методика «Найди и вычеркни» для детей.

       Обработка результатов тестирования производится с помощью формул, выражающих уровень концентрацию, темп и переключаемость внимания.

       Корректурная  проба относится к числу наиболее известных и давно применяемых  в экспериментальной и прикладной психологии методов оценки внимания и психомоторных особенностей. Различенные модификации корректурной пробы до настоящего времени широко применяются в области клинической, профессиональной, школьной психодиагностики благодаря простоте и надежности отражения особенностей внимания и функционального состояния, работоспособности испытуемого [2, с.136].

       Методика  «Таблицы Шульте» предназначена  для исследования переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации, психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания к зрительным раздражителям.

       Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке  расположены числа от 1 до 25 (см. Приложение 1). Экспериментатор дает испытуемому  инструкцию – работать максимально  быстро и внимательно. Затем экспериментатор замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25 по порядку, называя их вслух. Экспериментатор определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Экспериментатор отмечает время каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически в виде «кривой истощаемости», отражающей устойчивость внимания и работоспособность в динамике. На основании полученных результатов делают вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.

       С помощью этого теста можно  вычислить еще и такие показатели, как эффективность работы, степень  врабатываемости, психическая устойчивость, которые предложены А.Ю.Козыревой [11, с.44].

       Методика  «Проставь значки». Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.

       Перед началом выполнения задания ребенку  показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку (см. Приложение 1).

       Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле [9, с.130].

       Методика  «Распределение и переключение внимания». Психолог предлагает испытуемым следующие задания:

       1) написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться – у него слабое распределение внимания;

       2) считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

       Заключение  об уровне распределения и переключения внимания дается на основе количества допущенных ошибок [11, с.45].

       Методика  «Устойчивость внимания по Риссу» определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

       На  бланке изображен ряд линий, перепутанных между собой. Задача испытуемого – проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Испытуемый должен начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя.

       При анализе следует учитывать:

       –  что преобладает у испытуемого: установка на скорость или точность работы,

       – трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или испытуемый выполняет задание без труда;

       – при опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли испытуемый сделать ошибки, как он относится к своим ошибкам.

       При определении количественных показателей  учитывается время, затраченное  испытуемым на нахождение линий. Можно  фиксировать время, за которое испытуемый находит окончания пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.

       Ошибки  в нумеровании линий и медленное  выполнение задания свидетельствуют  о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу [3, с.137].

       Тест  дискриминации форм предназначен для  оценки дискриминативной перцепции геометрических образов, качеств внимания. Относится к невербальным тестам, разработан Й.Шванцарой в 1956 году и продолжает линию ранних функциональных проб.

       Материал  теста состоит из 1250 геометрических фигур, размещенных на листе белой  бумаги формата А4 по 50 в строке. Типов фигур пять, однако размещены они по-разному (развернуты в стороны, вверх или вниз) в случайном порядке. Задача испытуемого – отыскивать и вычеркивать указанную экспериментатором фигуру. Перед началом обследования проводится тренировка. По указанию экспериментатора испытуемый отмечает место на бланке, соответствующее количеству проделанной за истекшее время работы.

       Автор рекомендует данный тест для обследования лиц в возрасте 9–18 лет. При оценивании фиксируется: время выполнения всего задания; количество пропущенных знаков; количество неправильных зачеркиваний; количество исправлений. Полученные данные (раздельно по скорости и точности решения) переводятся в шкалу стэнов. Наряду с возрастной дифференциацией, введены раздельные нормы для мальчиков и девочек.

       Тест  дискриминации форм рекомендуется  в исследованиях профессиональной пригодности, для оценки переносимости  монотонной деятельности, в психофармакологических исследованиях, консультационной и  клинической практике, при нарушениях внимания и др. [2, с.92].

       Методика  «Красно-черная таблица» предложена Ф.Горбовым и предназначена для оценки переключения и распределения внимания. Методика может быть использована для обследования детей и взрослых.

       Исследование  проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.

       Первые  два задания выполняются с  использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке (см. Приложение 1).

       При обработке данных учитывается время  выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания [15, с.231].

       Методика  Мюнстерберга направлена на исследование сенсомоторной реактивности и активности внимания.

       Рассматривая  в тексте ряды букв (см. Приложение 1), нужно подчеркнуть слово. В среднем задание выполняется за 2–3 минуты. Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Учитывается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

       Методика  рекомендуется для использования  при профотборе на специальности, требующие  хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости [5, с.852].

       Тест  Торндайка направлен на диагностику избирательности внимания. Задача испытуемого – отыскать десять заданных трехзначных чисел среди фонового материала. Те испытуемые, кто после двух-трех проб улавливают порядок последовательности искомых чисел, очень легко могут сознательно убыстрить процесс нахождения эталонных чисел. В индивидуальном эксперименте фиксируется стиль работы испытуемого. Выделено три разных стиля:

       1) систематический – последовательно просматриваются все числа;

       2) оптимальный – сознательно организованный и упорядоченный в соответствии с предлагаемой последовательностью расположения искомых чисел;

       3) хаотичный – испытуемый наугад смотрит в разные зоны фонового материала.

       Среднее время нормы поиска 10 чисел – 190–211 секунд. Исследования нормы показывают, что успешность женщин выше, чем у мужчин, с возрастом в обеих группах успешность падает. Показатель успешности коррелирует с показателем интеллекта в целом и уровнем академического обучения [12, с.80].

       Тест  Кюсси предназначен для исследования избирательности внимания. Методика предназначена только для индивидуального обследования.

       Испытуемому предлагается последовательно одна за другой несколько карточек, на которых нарисованы крестики. Фигура-эталон, изображенная крестиками слева, имеется в замаскированном виде справа. Задача испытуемого – отыскать ее и очертить карандашом. Работать нужно как можно быстрее.

       Время выполнения одной карточки не должно превышать 1 минуты.

       Показатели  теста Кюсси вычисляются по скорости и степени точности выполнения каждого  задания. При решении задачи возможны ошибки двух видов:

       1. Элементы ошибочно включены в искомую фигуру;

       2. Пропущены элементы, которые испытуемый должен был включить в искомую фигуру.

       Точность  выполнения задания вычисляется по формуле успешности. Вводится также показатель скорости (время, затрачиваемое на выполнение). Оба показателя (точности и скорости) можно перевести в единую 10-ти бальную шкалу со средним показателем 5. После шкалирования получаем показатели точности и скорости, а общая успешность по всей методике будет суммой этих показателей.

       Помимо  показателя общей успешности в этой методике сконструирован еще структурный  показатель, который дает представление  за счет чего – скорости или точности – испытуемый достигает успеха.

       Кроме этих основных показателей, в данной методике есть еще мотивационный показатель, который получен благодаря включению в методику времени работы над ней, которое показывает степень заинтересованности испытуемого в решении заданий.

Информация о работе Основные методы изучения внимания