Определение самоактуализации личности и самоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в измерении самоактуализация личности и самоотношение
В связи сцелью были выделены следующие задачи:
- Осуществить теоретический анализ работ по проблеме самоактуализация личности и самоотношение.
- Освоить методики и продиагностировать уровень самоактуализации и самоотношения у студентов РГППУ.
- Составить диагностическое заключение.
- Сравнить уровень самоактуализации и самоотношения на выборке студентов с учетом гентерного подхода.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения самоактуализации личности и самотношения 6
Самоотношение в структуре «Я-концепции» 6
Опросник самоотношения 12
1.2.1 История создания опросника самоотношения 12
1.2.2 Краткая характеристика опросника 13
1.2.3. Возможности методики 14
1.2.4. Мотивирование испытуемых 14
1.3. Самоактуализация личности и проблема ее измерения 14
1.3.1 Диагностические категории — шкалы теста 17
1.3.2. Базовые шкалы 17
1.3.3. Дополнительные шкалы 18
1.3.4. Психометрическая проверка теста 20
1.3.5 Стандартизация теста 29
Глава 2.Организация и методика психодиагностического обследования 30
2.1Порядок работы с тестом по самоактуализации, обработка и интерпретация результатов 30
2.1.2. Тест-опросник самоактуализации 32
2.1.3. Инструкция к тесту 32
2.1.4. Опросник 33
2.1.5. Ключи к тесту 45
2.2. Тест-опросник самоотношения 46
2.2.1. Инструктирование испытуемых 46
2.2.2 Опросник 46
Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение 49
3.1. Эмпирический анализ анализ уровня самоактуализации и самоотношения 49
3.2. Сравнительный анализ уровня самоактуализации и самоотношения у мужчин и женщин 51
Заключение 52
Литература

Работа содержит 1 файл

Курсов.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

«Вам  предлагается личностный опросник (или  ряд утверждений), который не предполагает правильных или неправильных ответов  и направлен на анализ личного мнения отвечающих. Возможно использование двух вариантов ответов: согласен и не согласен».  

2.2.2 Опросник

  1. Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией.
  2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
  3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
  4. Когда я пытаюсь себя оценить, я, прежде всего, вижу свои недостатки.
  5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
  6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то насколько мой образ далек от действительности.
  7. Мое ''Я'' всегда мне интересно.
  8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
  9. В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди, с которыми я был черезвычайно близок.
  10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
  11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.
  12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.
  13. Я сам хотел  во многом себя переделать.
  14. Мое собственное ''Я'' не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
  15. Я искренне  хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.
  16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
  17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
  18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
  19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.
  20. Если бы я раздвоился, то мне было бы интересно общаться со своим двойником.
  21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.
  22. Вряд ли кто либо сможет почувствовать свое сходство со мной.
  23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
  24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
  25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться собственной судьбе.
  26. Посторонний человек на первый взгляд найдет во мне много отталкивающего.
  27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так я и буду поступать.
  28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
  29. Быть снисходительным к своим слабостям вполне естественно.
  30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
  31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катострафическое.
  32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
  33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.
  34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я, прежде всего, спрашиваю себя разумно ли это.
  35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.                                                 
  36. Временами я сам собой восхищаюсь.
  37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
  38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
  39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.
  40. Иногда я сам себя плохо понимаю.
  41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
  42. Думаю, что другие оценивают меня достаточно высоко.
  43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.
  44. Большинство моих знакомых не принимает меня всерьез.
  45. Сам у себя  я довольно часто вызываю чувство раздражения.
  46. Я вполне могу сказать, что сам себя уважаю.
  47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
  48. В целом меня устраивает то, какой я есть.
  49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.
  50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
  51. Если бы мое второе ''Я'' существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.
  52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
  53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
  54. Мои достоинства  вполне перевешивают мои недостатки.
  55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.
  56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: ''И поделом тебе''.
  57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
 
 
 

Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение 

3.1. Эмпирический  анализ уровня самоактуализации и самоотношения

     Согласно  полученным данным дескретивной статистики средние значения по шкалам при оценке самоотношения в группе женщин практически  одинаковые с группой мужчин: так  по шкале S, которая измеряет интегральное чувство "за" и "против" собственного "Я" испытуемого у женщин 76.15, а у мужчин 74,42; по шкале I – самоуважение у женщин 58,25, а у мужчин 66,37; по шкале II - аутосимпатия у женщин 85,97, а у мужчин 71,91; по шкале III - ожидаемое положительное отношение от других у женщин 59,84, а у мужчин 61,71; по шкапе IV - самоинтерес у женщин 76,42, а у мужчин 71,92; по шкале 1 - самоуверенное у женщин 57,44, а у мужчин 66,87; по шкале 2 - отношение других у женщин 65,28, а у мужчин 61,09; по шкале 3 - самопринятие у женщин 82,32, а у мужчин 64,52; шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность у женщин 59,94, а у мужчин 64,01; по шкале 5 - самообвинение у женщин 36,1, а у мужчин 52,6; по шкале 6 - самоинтерес у женщин 71,02, а у мужчин 73,6; по шкале 7 – самопонимание у женщин 53,69, а у мужчин 58,3. Хотя по некоторым характеристикам очень четко видно различие, так например самообвинение, у женщин гораздо ниже чем у мужчин,  а аутосимпатия, самопринятие у женщин выше чем у мужчин.

     При анализе самоактуализации, согласно полученным данным дескретивной статистики средние значения по шкалам при оценке в группе женщин практически одинаковы с группой мужчин, так по шкале 1 – поддержки, которая измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка») у женщин 48,00, а у мужчин 45,31; по шкале 2  – ценностных ориентации, которая  измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности у женщин 42.00, а у мужчин 43,08; по шкале 3 – гибкости поведения, по которой диагносцирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию у женщин 47.48, а у мужчин 45,63; по шкале 4 – сензитивности к себе, которая определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их у женщин 46,59, а у мужчин 47,57; по шкале 5 – спонтанности, которая измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства у женщин 49,41, а у мужчин 45,02; по шкале 6 – самоуважения, которая диагносцирует, способность субъекта ценить спои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них у женщин 47,97, а у мужчин 46,38; по шкале 7 – самопринятия, которая регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним у женщин 54,21, а у мужчин 54,25; по шкале 8 – представлений о природе человека у женщин 52,69, а у мужчин 50,86; по шкале 9 – синергии, которая определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др у женщин 52,41, а у мужчин 47,74; по шкале 10 – принятия агрессии у женщин 47,86, а у мужчин 45,74; по шкале 11 – контактности, которая характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению у женщин 47,38, а у мужчин 50,66; по шкале 12 – познавательных потребностей, которая определяет степень выраженности у субъекта стремлению приобретению знаний об окружающем мире у женщин 42,93, а у мужчин 48,05; по шкале 13 – креативности, которая характеризует выраженность творческой направленности личности у женщин 49,55, а у мужчин 46,78; по шкале 14 – познавательных потребностей у женщин 44,17, а у мужчин 43,96.

  У всех опрошенных студентов уровень самоактуализации средний, хотя при такой выборки максимальные значения очень сильно отличаются от минимальных у женщин: 1 шкала (max – 70, min – 5), 2 шкала (max – 71, min – 21), 3 шкала (max – 75, min – 27), 4 шкала (max – 78, min – 20) 5 шкала (max – 67, min – 30) 6 шкала (max – 67, min – 30) 7 шкала (max – 78, min – 38) 8 шкала (max – 73, min – 32) 9 шкала (max – 73, min – 40) 10 шкала (max – 67, min – 32) 11 шкала (max – 66, min – 27) 12 шкала (max – 67, min – 21) 13 шкала (max – 72, min – 38) 14 шкала (max – 63, min – 27), а у мужчин: 1шкала(max – 70,2 min – 12,6), 2 шкала (max – 68 min – 19) 3 шкала (max – 75, min – 14,58) 4 шкала (max – 73, min – 14,55) 5 шкала (max – 67, min – 9,63) 6 шкала (max – 67, min – 10,64) 7 шкала (max – 98, min – 12,68) 8 шкала (max – 80, min – 17,7) 9 шкала (max – 65, min – 30) 10 шкала (max – 58, min – 30) 11 шкала (max – 74,4, min – 23) 12 шкала (max – 72, min – 10,52) 13 шкала (max – 76,2, min – 28) 14 шкала (max – 67, min – 27) 

3.2. Сравнительный  анализ уровня самоактуализации  и самоотношения у мужчин и  женщин

     Значения  ассиметрии и эксцесса по всем шкалам отличны от нуля (приложение 3). Таким образом,  видно, что распределение по всем шкалам является ненормальным. И поэтому, мы выбрали непараметрический метод корреляционной статистики (метод корреляционного анализа Спирмена).

     По  таблице критических значений выборочного  коэффициента корреляции рангов установили критическое значение при n=30 (число выборок) и порядке квантили 0,05, равное 0,36. Далее для каждой шкалы определили коэффициент ранговой корреляции и сравнили с критическим значением.

     По  всем шкалам, за исключением креативности (САТ), Спонтанности (САТ) и Самоинтереса (СО). Гипотеза о наличии влиянии  гендерных различий на Самоотношение и Самоактуализацию испытуемых данной выборки не подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Теоретическое и эмпирическое изучение уровня самоактуализации и самоотношения у студентов РГППУ дает возможность сделать следующие выводы.

     Основываясь на предположении С.Л. Ментилеева об иерархически-динамическом строении самоотношения, который делает следующий вывод: самоотношение не есть собственно психическое содержание человека. Строение и суть самоотношения могут быть раскрыты лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности. Истоками идеи самореализации, развиваемое в ее современном варианте в зарубежной психологии, считаются:

   - идея Адлера ("стремление к самосовершенству");

   - концепция К.Хорни (полная реализация  наших подлинных возможностей);

   - концепция самоактуализации К.Гольдштейна  и А.Маслоу (желание человека стать  тем, кем он может стать);

   - актуализирующая концепция К.Роджерса (стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих способностей и возможностей).

     В основе данного феномена лежит потребность  роста, развития и самосовершенствования. Достижение самоактуализации (А.Маслоу) означает идеальный стиль жизни. Люди, живущие полной жизнью, делая наилучшим образом то, на что они способны, характеризуются следующим образом (по А.Маслоу). Анализируя полученные данные, на мой взгляд, можно сделать следующие вывод, что при достаточно высоком уровне самоотношения аттестуемых, самоактуализация чуть ниже среднего связана с тем, что студенты имеют реальные жизненные отношения субъекта и деятельностей, но многие  с  недостаточно выраженным стать тем, кем он может быть.

       Так например, у испытуемых самоуважение, аутосимпатия, ожидаемое положительное отношение, самоинтерес, самоуверенное, самопринятие, саморуководство, самопоследовательность, самообвинение, самопонимание выше среднего значения, в особенности аутосимпатия, самопринятие и самоинтерес. Только  самообвинение у женщин ниже среднего.

     При оценке самоактуализации средние значения по всем шкалам приближаются к 50%, только самопринятия незначительно превышает этот предел.

     Для проведения сравнительного анализа  уровня самоактуализации и самоотношения у студентов заочной формы обучения РГППУ у мужчин и женщинвыбрали непараметрический метод корреляционной статистики (метод корреляционного анализа Спирмена).

     По  всем шкалам, за исключением креативности (САТ), спонтанности(САТ) и самоинтереса (СО), гипотеза о наличии влиянии гендерных различий на самоотношение и самоактуализацию испытуемых данной выборки не подтвердилась. Более высокие показатели креативности (м – 46,78; ж – 49,55), спонтанности (м – 45,02; ж – 49,41), самоинтереса (м – 72,92; ж – 76,42) у женщин на данной выборке, связан, по моему мнению, с предрасположенность женщин к выражению своих эмоций, что позволяет им чаще, чем мужчинам выходить за рамки существующих условий. При осознании этого повышается интерес к внутренним эмоциональным процессам, что и повышает их самоинтерес.

     Выдвинутая  гипотеза, что уровень самоактуализации личности и самоотношения различна у мужчин и женщин, на основании проведенного исследования не подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

    
  1. Анастази  А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001
  2. Бажин Е.Ф., Голынкина ЕЛ., Эткинд Л.М. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психол. журнал.1984. Т.5. № 3. С.152—162.
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.
  4. Головаха Е.И., Кроник АЛ. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.
  5. Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность. //Научно-техническая революция и социальная психология. Материалы межгородской конференции. М.: Наука, 1981. С.76—84.
  6. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
  7. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Психодиагностика» для специальности 020400 –Психология и 031000 –Педагогика и психология (ГОС 2000). Екатеринбург. 2001. 59с.
  8. Общая психодиагностика./Под ред. АЛ. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  9. Практикум по психодиагностике /Под ред. А.А. Бодалева. В.В. Столина. СПб., 2000
  10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 с.
  11. Столин В.В. Самосознание личности. М., 983
  12. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.

Информация о работе Определение самоактуализации личности и самоотношения