Определение самоактуализации личности и самоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в измерении самоактуализация личности и самоотношение
В связи сцелью были выделены следующие задачи:
- Осуществить теоретический анализ работ по проблеме самоактуализация личности и самоотношение.
- Освоить методики и продиагностировать уровень самоактуализации и самоотношения у студентов РГППУ.
- Составить диагностическое заключение.
- Сравнить уровень самоактуализации и самоотношения на выборке студентов с учетом гентерного подхода.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения самоактуализации личности и самотношения 6
Самоотношение в структуре «Я-концепции» 6
Опросник самоотношения 12
1.2.1 История создания опросника самоотношения 12
1.2.2 Краткая характеристика опросника 13
1.2.3. Возможности методики 14
1.2.4. Мотивирование испытуемых 14
1.3. Самоактуализация личности и проблема ее измерения 14
1.3.1 Диагностические категории — шкалы теста 17
1.3.2. Базовые шкалы 17
1.3.3. Дополнительные шкалы 18
1.3.4. Психометрическая проверка теста 20
1.3.5 Стандартизация теста 29
Глава 2.Организация и методика психодиагностического обследования 30
2.1Порядок работы с тестом по самоактуализации, обработка и интерпретация результатов 30
2.1.2. Тест-опросник самоактуализации 32
2.1.3. Инструкция к тесту 32
2.1.4. Опросник 33
2.1.5. Ключи к тесту 45
2.2. Тест-опросник самоотношения 46
2.2.1. Инструктирование испытуемых 46
2.2.2 Опросник 46
Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение 49
3.1. Эмпирический анализ анализ уровня самоактуализации и самоотношения 49
3.2. Сравнительный анализ уровня самоактуализации и самоотношения у мужчин и женщин 51
Заключение 52
Литература

Работа содержит 1 файл

Курсов.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

     Данные, приведенные в таблице, показывают, что в целом тест оказался вполне внутренне согласованным, большинство корреляций были значимы на уровне α<0,01. Однако шкалы блока концепции человека не показали значимых корреляций с другими. Можно предположить (об этом также свидетельствует и детальный анализ связей шкал данного блока с 16-PF и соответствующие результаты Э. Шострома), что шкала Представлений о природе человека и шкала Синергии в условиях нашей социокультурной системы сравнительно слабо связаны с синдромом самоактуализации. Невысокую корреляцию с другими шкалами показала также и включенная в тест шкала Познавательных потребностей. Здесь, однако, речь скорее может идти о необходимости некоторой доработки шкалы, чем о сомнениях в ее релевантности феномену самоактуализации. В основном же матрица интеркорреляций шкал CAT аналогична соответствующей матрице POI.

     Для выяснения эмпирической структуры  теста и сравнения ее с заданной структурой шкал был проведен факторный анализ результатов тестирования 222 испытуемых различного пола, возраста, образовательного уровня и профессиональной принадлежности. Были построены две модели: 5-ти и 6-ти факторная. В результате их анализа удалось интерпретировать 5 факторов в 6-факторной модели и 4 в 5-факторной, причем 4 первых фактора в обеих моделях были содержательно аналогичны, хотя и не вполне одинаковы по значимости (суммарной дисперсии по факторам). Они были условно названы:

-уровень  психического здоровья, эмоциональной  уравновешенности. По своему содержанию этот фактор близок к аналогичной шкале опросника Ф. Айзенка (EPI);

-степень  принятия субъектом социальных  норм (в особенности, в сфере взаимоотношений с окружающими);

сила  «супер-эго» или степень выраженности моральных качеств. Этот фактор имеет некоторое сходство с фактором «G» опросника Р. Кеттелла;

- сила «эго» или степень выраженности волевых качеств. Данный фактор содержательно напоминает фактор «С» 16-PF.

     Последний фактор, проинтерпретированный как  степень творческой направленности личности, был получен только в 6-факторной модели. Он частично совпадает со шкалой Креативности, а также включает пункты ряда других шкал теста.

     Большая часть интерпретируемых факторов оказались  стабильной, то есть не изменялась после  ротации. Наиболее стабильным в обеих моделях был первый фактор.

     Факторная структура теста, демонстрирующая  эмпирически выявленные взаимосвязии составляющих его пунктов, в целом не совпала со структурой шкал, как базовых, так и дополнительных. Этот результат вполне закономерен и, как уже отмечалось выше, вероятно, отражает основной принцип, использованный при конструировании POI и, соответственно, CAT. Данный принцип заключается в том, что в основу теста была положена не эмпирически выявленная структура самоактуализирующейся личности, а теоретический конструкт, базирующийся на постулатах экзистециально-гуманистической психологии, а также опыт практической психотерапевтической работы (напомним, что пункты методики были определены по результатам опроса практикующих психологов и психотерапевтов). Таким образом, структура теста соответствует данной теории и тем основным показателям, сферам личности, на коррекцию которых должна быть направлена психотерапия. Факторный анализ же выявил реальную эмпирическую структуру взаимосвязей пространства теста, его пунктов, в какой-то мере приближающуюся к факторной модели опросника Р. Кеттелла.

     В целом результаты психометрической проверки CAT свидетельствуют о его пригодности к использованию, как в научных исследованиях, так и при проведении практической психодиагностики. 

1.3.3. Стандартизация  теста

     Стандартизация  CAT была проведена на материале опроса 100 мужчин и женщин, студентов московских вузов. Для каждой шкалы были вычислены средние арифметические и стандартные отклонения и осуществлен перевод «сырых» результатов в стандартные Т-баллы, являющиеся основой для составления профильных бланков (аналогично тесту MMPI). На этом бланке, в зависимости от среднего значения, равного 50 Т-баллам, и стандартного отклонения в 10 Т-баллов, каждая шкала имеет свой масштаб. Стандартизация методики на студенческой выборке представляется вполне адекватной, так как она близка по своему составу к выборке потенциальных респондентов CAT.

     При разработке теста не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровня самоактуализации. Однако, и результаты использования POI, и общетеоретические соображения позволяют с уверенностью утверждать, что показатели CAT у самоактуализирующейся личности ни в коем случае не должны «зашкаливать». Предельное значение параметров CAT – 80 Т-баллов и более (такое явление Э. Шостром назвал «псевдосамоактуализацией ») – свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете. По данным Э. Шострома, тестовые оценки людей с действительно высоким уровнем самоактуализации расположены в районе 60 Т-баллов. Практика использования CAT в различных исследованиях и психотерапевтической работе показала, что «диапазон самоактуализации» у него близок к POI (55 — 70 Т-баллов). Шкальные оценки в 40 – 45 Т-баллов и ниже xapaтерны для больных неврозами, различных форм пограничных психических расстройств, диапазон 45 – 55 Т-баллов составляет психическую и статистическую норму. 

Глава 2.Организация  и методика психодиагностического  обследования. 

2.1. Порядок  работы с тестом по самоактуализации, обработка и

интерпретация результатов

Методика  предназначена для обследования взрослых (старше 15 – 17 лет), психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). Специфика изучаемого феномена (самоактуализации) и характер самого теста, сложность составляющих его суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием.

     Методика  может быть использовала как для  индивидуального, так и для  группового обследования, она применяется в брошюрном либо в компьютеризированном вариантах. В случае необходимости респондент может работать с тестом и в отсутствии экспериментатора. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.

     Инструкция  к методике не ограничивает времени  ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.

     Для работы с брошюрным вариантом  теста следует использовать регистрационный лист и профильный бланк, образцы которых приведены в приложении. При обработке результатов тестирования подсчет «сырых» баллов, полученных испытуемым, осуществляется с помощью ключей к методике. Для удобства обработки данных рекомендуется изготовить накладные ключи-шаблоны для всех шкал. Каждый ответ обследованного, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале. Эти значения наносятся на профильный бланк, после чего строится тестовый профиль обследуемого и определяются его данные в стандартных Т-баллах, которые позволяют легко и удобно соотносить результаты разных обследованных лиц, интерпретировать их.

     При использовании CAT в качестве исследовательской методики можно пользоваться и одними «сырыми» баллами, Т-баллы необходимы лишь для применения теста как инструмента индивидуальной диагностики.

     Интерпретация результатов обследования производится в соответствии с приведенным выше описанием шкал CAT. В зависимости от целей использования тест может быть интерпретирован полностью или частично. Если тестирование преследует чисто исследовательские цели, например, выявление связи степени самоактуализации с эффективностью различных форм и методов обучения, то в некоторых случаях можно ограничиться лишь анализом результатов по двум базовым шкалам. Такой же выборочный анализ (с привлечением отдельных дополнительных шкал в зависимости от целей и задач конкретной работы) может быть достаточным и, например, при контроле изменений, наступивших в результате занятий социально-психологическим тренингом или групповой терапии.

     При проведении индивидуальных обследований, например, при психологическом отборе или оценке персонала организации (например, педагогического коллектива учебного заведения), а также при индивидуальной психокоррекционной и консультационной работе более целесообразно использовать результаты тестирования в целом. При этом следует помнить о блоках, которые образуют дополнительные шкалы, и анализировать соответствующие пары шкал совместно, также соотносить результаты по CAT со всеми иными имеющимися в наличии данными об испытуемом (результаты беседы, наблюдения, других использованных тестов и т.д.).

     В некоторых случаях представляется полезным и совместное обсуждение данных тестирования с клиентом. Как показала практика работы с тестом, иногда сам факт его заполнения вызывает у испытуемого своеобразный психотерапевтический эффект. Суждения теста, затрагивая глубинные, бытийные процессы человеческого  существования, заставляют обследованного задуматься над вопросами, о которых он никогда ранее не размышлял: о природе человека, своем месте в мире, мировоззрении, проблемах взаимодействия с окружающими и др. Таким образом, само заполнение методики формирует у него потребность обсудить возникшие вопросы с психологом, положительную установку на дальнейшую консулбтационную работу. В этом случае психотерапию с обследованным целесообразно начинать с обсуждения проблем, актуализировавшихся у него в ходе работы с тестом и после ее завершения. 

2.1.1. Тест-опросник самоактуализации

2.1.1.1. Инструкция  к тесту

     «Вам  предлагается тест-опросник, каждый пункт  которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)*. 

2.1.1.2. Опросник

1. а. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

б. Я  верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

2. а. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

б. Я  редко внутренне смущаюсь, когда  мне говорят комплименты.

3. а. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

б. Мне  кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.

4. а. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

б. Я  далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

5. а. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

б. Я  не чувствую угрызений совести, когда  сержусь на тех, кого люблю.

6. а. В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех.

б. В  сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения.

7. а. Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.

б. Для  меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.

8. а. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.

б. Мне  понятно, когда люди обижаются, услышав  что-то неприятное о себе.

9. а. Я могу безо всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня.

б. Меня мучают угрызения совести, если я  откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня.

10. а. Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей.

б. Я  никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей.

11. а. Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего.

б. Мне  кажется, что мое будущее сулит  мне мало хорошего.

12. а. Человек должен оставаться честным во всем и всегда.

б. Бывают ситуации, когда человек имеет  право быть нечестным.

13. а. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия.

б. Не стоит  поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.

14. а. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

Информация о работе Определение самоактуализации личности и самоотношения