Определение самоактуализации личности и самоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в измерении самоактуализация личности и самоотношение
В связи сцелью были выделены следующие задачи:
- Осуществить теоретический анализ работ по проблеме самоактуализация личности и самоотношение.
- Освоить методики и продиагностировать уровень самоактуализации и самоотношения у студентов РГППУ.
- Составить диагностическое заключение.
- Сравнить уровень самоактуализации и самоотношения на выборке студентов с учетом гентерного подхода.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения самоактуализации личности и самотношения 6
Самоотношение в структуре «Я-концепции» 6
Опросник самоотношения 12
1.2.1 История создания опросника самоотношения 12
1.2.2 Краткая характеристика опросника 13
1.2.3. Возможности методики 14
1.2.4. Мотивирование испытуемых 14
1.3. Самоактуализация личности и проблема ее измерения 14
1.3.1 Диагностические категории — шкалы теста 17
1.3.2. Базовые шкалы 17
1.3.3. Дополнительные шкалы 18
1.3.4. Психометрическая проверка теста 20
1.3.5 Стандартизация теста 29
Глава 2.Организация и методика психодиагностического обследования 30
2.1Порядок работы с тестом по самоактуализации, обработка и интерпретация результатов 30
2.1.2. Тест-опросник самоактуализации 32
2.1.3. Инструкция к тесту 32
2.1.4. Опросник 33
2.1.5. Ключи к тесту 45
2.2. Тест-опросник самоотношения 46
2.2.1. Инструктирование испытуемых 46
2.2.2 Опросник 46
Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение 49
3.1. Эмпирический анализ анализ уровня самоактуализации и самоотношения 49
3.2. Сравнительный анализ уровня самоактуализации и самоотношения у мужчин и женщин 51
Заключение 52
Литература

Работа содержит 1 файл

Курсов.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет» 

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по курсу  «Психодиагностика» 

на тему 

Диагностика самоотношения и  самоактуализации личности

  
 

                  Студент: Кондюрина М.А.

                  группа: ПС-202 
                   

                  Преподаватель: Белова Д.Е. 
                   
                   

Предварительная оценка (текстовый материал):__________________________

Итоговая  оценка (совместно с защитой)__________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2010

Оглавление

Введение                                                                                                                         4

Глава 1. Теоретические основы изучения самоактуализации личности и самотношения                                                                                                                              6

    1. Самоотношение в структуре «Я-концепции»                                                   6
    2. Опросник самоотношения                                                                                  12

1.2.1 История  создания опросника самоотношения                                                   12

1.2.2 Краткая  характеристика опросника                                                                    13

1.2.3. Возможности  методики                                                                                       14

1.2.4. Мотивирование испытуемых                                                                              14

1.3. Самоактуализация  личности и проблема ее измерения                                      14

1.3.1 Диагностические  категории — шкалы теста                                                      17

1.3.2. Базовые  шкалы                                                                                                       17

1.3.3. Дополнительные  шкалы                                                                                      18

1.3.4. Психометрическая  проверка теста                                                                     20

1.3.5 Стандартизация теста                                                                                           29

Глава 2.Организация и методика психодиагностического обследования               30

2.1Порядок  работы с тестом по самоактуализации, обработка и интерпретация результатов                                                                                                      30

2.1.2. Тест-опросник  самоактуализации                                                                      32

2.1.3. Инструкция  к тесту                                                                                              32

2.1.4. Опросник                                                                                                                    33

2.1.5. Ключи  к тесту                                                                                                            45

2.2. Тест-опросник самоотношения                                                                             46

2.2.1. Инструктирование  испытуемых                                                                        46

2.2.2 Опросник                                                                                                               46

Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение                                                   49

3.1. Эмпирический  анализ анализ уровня самоактуализации  и самоотношения    49

3.2. Сравнительный  анализ уровня самоактуализации  и самоотношения у мужчин и женщин                                                                                                                        51

Заключение                                                                                                                    52

Литература                                                                                                     54

Приложение 1. Результаты обработки тестов самоактуализации и самоотношения                                                                                                      55

Приложение 2. Таблица результатов дескриптивной  статистики            63

Приложение 3. Графики, представляющие результаты дескриптивной статистики                                                                                                      65 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Темой настоящей курсовой работы является определение  самоактуализации личности и самоотношения.

     Основные  тенденции развития современной  педагогики, как в нашей стране, так и за рубежом направлены на гуманизацию сферы образования, всестороннее развитие творческого потенциала обучающихся, формирование равноправных, партнерских отношений, духа сотрудничества между педагогами и обучающимися. Данные тенденции в той или иной степени характерны для различных областей и уровней системы образования (начальное, среднее, высшее). Поэтому для описания эталонной модели личности как педагога (учителя, преподавателя высшего учебного заведения), так и обучающегося (школьника, студента) педагогическая психология все чаще обращается к теориям, развивавшимся в русле экзистенциально-гуманистического направления в психологии (К. Роджерс, Ф. Перл, В. Франкл и др.)

      Одной из наиболее широко известных теорий в рамках (данного подхода является концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Популярность этой теории связана, с одной стороны, с эвристичностью понятия самоактуализации и возможностью его операционализации и использования в эмпирических исследованиях. С другой стороны, данная модель личности, подчеркивая положительные проявления человеческой природы, такие как творчество, альтруизм, любовь, дружба и т.д., служат эталоном в процессе воспитания, формирования личности обучающегося, построения системы взаимоотношений, педагога и ученика.

     Предметом исследования являлись самоактуализация личности и самоотношение.

     Вопросами изучения проблемы самоактуализации личности занимались Ф. Айзенк, Г. Шмишек, Г. Роршах, Р. Кеттелл, а вопросами самоотношения В.В.Столин и С.Р. Пантилеев.

      Объектом исследования являлись студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета.

      Гипотеза: уровень самоактуализации личности и самоотношения различна у мужчин и женщин.

     Цель  исследования состоит в измерении  самоактуализация личности и самоотношение

     В связи сцелью были выделены следующие  задачи:

- Осуществить  теоретический анализ работ по  проблеме самоактуализация личности и самоотношение.

- Освоить  методики и продиагностировать уровень самоактуализации и самоотношения у студентов  РГППУ.

- Составить  диагностическое заключение.

- Сравнить  уровень самоактуализации и самоотношения  на выборке студентов  с учетом гентерного подхода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретические основы изучения самоактуализации личности

и самоотношения 

1.1. Самоотношение  в структуре «Я-концепции»

     На  протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. В результате каждая личность выявляет особо значимые для себя аспекты деятельности, концентрирует свое внимание на этом выбранном главном аспекте, соподчиняя ему все остальные деятельности. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я».

     Термин  «Я-концепция» (на английском “self-conception”, дословно – «концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание».

     Я-концепция  является одним из центральных понятий  во многих психологических теориях.

     Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение  человека занимались такие известные психологи как У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс и многие другие.

     Одна  из наиболее известных работ, посвященных  Я-концепции - работа Р.Бернса «Развитие  Я-концепции и воспитание». Суммируя опыт многих исследователей, Р.Бернс определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции называются образом Я или картиной Я.

     Составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называется самооценкой или принятием себя.

     Я-концепция  – это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая в себя как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем.

     Я-концепция  – это все, что индивид считает  самим собой или своим, все, что  он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания .

     Я-концепция  формируется в процессе воспитания, социализации, но имеет и определенные индивидуально-природные обусловленности.

     Я-концепцию  можно рассматривать как установку  человека по отношению к себе. Как  всякая установка, она включает в  себя:

  • убеждение, которое может быть обоснованным или необоснованным (когнитивная составляющая);
  • эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая);
  • выражение перечисленного выше в поведении (поведенческая составляющая).

     Представления о себе (когнитивная составляющая Я-концепции), как правило, кажутся человеку, безусловно, убедительными вне зависимости от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Характеристики человека как объекта можно перечислять до бесконечности, описывая его внешний вид, пол, возраст, психологические характеристики, социальный статус, его роли, жизненные цели, даже имущество. Все эти составляющие входят в самоописание с разной долей значимости – одни представляются более значимыми, другие – менее. Я-концепция характеризует человека как неповторимое существо, обладающее отличительным набором качеств.

Информация о работе Определение самоактуализации личности и самоотношения