Невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:26, реферат

Описание работы

Невербальные средства общение: мимика, пантомимика, жесты, позы идругие средства невербальной коммуникации

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Основная часть
1. Невербальная коммуникация.....................................................................5
1.1. Общение как сложный социально-психологический
процесс
1.2. Теоретические подходы к изучению невербальных
компонентов общения в отечественной и зарубежной
психологии
2. Особенности невербальной коммуникации...........................................10
2.1. Функции невербального общения
2.2. Классификация невербальных средств
общения
2.3. Характеристика невербальных средств
общения
Заключение…………………………………………………………………….......27
Список используемой литературы………………………………………...........29
Приложение…………………………………………………………………..........31

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии общения.doc

— 279.50 Кб (Скачать)
  • профессиональные (используются исключительно в профессиональных или функциональных целях, носят безличностный характер: когда профессионал прикасается к другому человеку, последний воспринимается им как объект, а не как личность);
  • ритуальные (рукопожатия, дипломатические поцелуи и т. д.);
  • дружеские;
  • любовные.

     Считается верхом невоспитанности крутить  пуговицу на одежде собеседника, хлопать  его по плечу, сдувать пылинки  с его одежды. Неприятно прикосновение, несущее оттенок давления, силы. Иногда похлопывание по плечу, потрепывание по щеке, голове говорят о высокомерии и фамильярности собеседника и кажутся бестактными.

     В современной жизни при приветствии  мы используем рукопожатия. Они могут передавать одно из трех типов отношений: превосходство, признание превосходства или равенство. Когда при  рукопожатии ваша ладонь направлена книзу, значит, вы «хозяин положения». Когда при рукопожатии ваша    ладонь     направлена     кверху,     вы     демонстрируете     признание превосходства вашего партнера. И, наконец, рукопожатие будет равноправным, если обе руки протягиваются   в   вертикальном   положении.   Существуют   различные  виды рукопожатий (см.  Приложение 2).

     Пространственная  организация также в значительной степени  сказывается на процессе взаимодействия людей. Исследования этого компонента коммуникации известным американским ученым Э.Холлом  привели к образованию новой научной области – проксемики, которую сам автор  называет  «пространственной  психологией»  (по  данным  работы  Е. А.

 Петровой) [11].

      Выбор дистанции общения определяется  социальным престижем общающихся, национально-этническими признаками,  полом,  возрастом, характером взаимоотношений партнеров [6].

      В разных источниках [11, 14, 18] описаны 4 категории пространственной коммуникации:

интимная зона (15 – 46 см): из всех зон является  главной,  поскольку строго охраняется человеком. Допуск в эту зону разрешен только тем лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте с ним. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт,

прикосновение. Нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в  организме: учащение сердцебиения, повышенное выделение адреналина, прилив крови  к голове и пр. Преждевременное  вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. В данной категории имеется также подзона радиусом в 15 см, в  которую можно проникнуть  только  посредством  физического  контакта  –  это сверхинтимная зона;

личная зона (46 см – 1,2 м.): это расстояние, разделяющее партнеров по общению, знакомых друг другу. Предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

социальная зона  (1,2  м – 3,6  м):  такая  дистанция  разделяет посторонних людей при взаимодействии. Обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, служебных помещениях;

публичная зона (более 3,6  м): на данном удалении человек находится, адресуясь к большой группе людей (в лекционной аудитории, на митинге и пр.).

Персональное  пространство у каждого из нас  имеет свои размеры. Чем больше персональное пространство у человека, тем больший  эмоциональный стресс он испытывает в условиях скученности, тем хуже в этих условиях выполняет задачи, требующие нестандартного подхода, оригинального решения. Ощущение скученности приводит к росту раздражительности, к стрессу и конфликтам. Вообще замечено, что уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди стараются держаться подальше, особенно от собеседника противоположного пола.

      Организация и угол общения  также являются важными проксемическими компонентами невербальной системы. Известно, что размещение  за  столом  рядом  способствует нормальной  совместной  работе,  сотрудничеству;  размещение по диагонали создает ощущение непринужденности, определенной

степени свободы; позиция лицом к лицу (напротив) может усилить напряженность  и  контроль  друг  за другом, вызывать на конфликт, такое общение носит сопернический или оборонительный характер. При обычной дружеской беседе занимают угловую позицию.

     Просодика изучает интонацию, громкость, тембр голоса, темп речи, паузы, вздохи, кашель, смех, дикцию.

      Интонацияэто совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Это ритмико-мелодическая сторона речи. Основными ее элементами   являются мелодия речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, а также  фразовое  и  логическое   ударения. Интонация практически позволяет выражать свои мысли и чувства,  волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки нему. Та или иная фраза, в зависимости от интонации, может приобретать различный смысл. Так, можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не слова.

     Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Слишком громкая речь раздражает слушающего, слишком тихая – быстро утомляет, говорящего перестают слушать. Энтузиазм, радость, недоверие обычно передаются высоким голосом. Горе, печаль, усталость звучат мягко, приглушенно с понижением интонации к концу фразы.

     Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с металлическими нотками, искренне и деланно. В некоторых ситуациях смех – это лучший способ снять напряжённость или избежать погружения в болезненные чувства. Смех имеет большой положительный потенциал, и его наличие в умеренных дозах – это признак хорошей атмосферы.

     Тон и темп речи может многое сказать об эмоциональном состоянии человек. Спокойный, уверенный голос обладает целительными свойствами, оказывающими определенное влияние на слушающего, в то время как раздраженный, озлобленный голос передает стрессовое состояние говорящего. Глухость или звонкость голоса выдает возраст говорящего. Быстрая речь – признак обеспокоенности или взволнованности, медленная – угнетенного состояния, иногда высокомерия. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Оптимальный темп речи – 120 слов в минуту. Низкий, глухой, богатый интонациями голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным.

      Один  из элементов невербального общения  – пауза. С помощью паузы можно сделать интонацию более выразительной. Соблюдая паузу, мы предоставляем возможность говорить партнеру, стимулируем диалог. Наличие пауз создаёт в беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего. Пауза даёт возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза подчёркивает значительность того, что сказано, необходимость осмыслить и понять это. Кроме логических и эмоциональных бывают паузы-раздумья. Они необходимы, чтобы подыскать наилучший пример, удачно сформулировать возникшую мысль. Пауза помогает добиться лучшего воздействия на слушателей, подчеркнуть важное.

        Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным

показателем личности, тем не менее следует  помнить о важной особенности  восприятия человека по голосу. Слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенно звучащей речью (приятный тембр, интонации и т. д.), приписывать обладателям красивой речи не только высокие интеллектуально-эстетические и психологические качества (симпатичность, интеллигентность, образованность, доброжелательность, великодушие, чувство собственного достоинства), но и значительно более высокие партнерские и деловые характеристики (компетентность, надежность, инициативность, энергичность, уверенность, заинтересованность).

 

Заключение

     Изучение  и анализ литературных источников по зарубежной и отечественной психологии  по  изучаемой проблеме позволил сделать следующие выводы:

– Проблема невербального общения, занимающая очень важное место в общей структуре общения, относится к проблемам с многовековой историей.

–  Невербальное общение включает в себя все формы  самовыражения человека, которые  не опираются на слова: создает образ партнера по общению; выступает

в  качестве  способа  регуляции  пространственно-временных параметров общения и в качестве показателя статусно-ролевых отношений; является индикатором психических состояний личности; выполняет функцию экономии речевого сообщения; выступает  в  роли  уточнения,  изменения  в  понимании  вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

– Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, обладая способностью не только усиливать или ослаблять  вербальное воздействие, помогают выявлять намерения участников коммуникативного процесса.

     Невербальные  средства коммуникации особенно ценны  потому, что их проявление  обусловлено  импульсами  нашего  подсознания,  и  отсутствие  возможности  подделать  эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше,  чем  обычному  речевому каналу общения. Жесты, мимика и движения человека – это точные индикаторы его внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний. Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать свое поведение,  глубже   понимать  друг  друга  и   соответственно   строить свои

отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать  свои

 действия.

     Средства  невербальной коммуникации являются очень важными составляющими человеческого общения, постижение которого может стать «царской дорогой» к внутренней жизни вашего собеседника, а также в ваш собственный внутренний мир.

 

     Список  использованной литературы

1. Битянова  М.  Особенности  человеческой  коммуникации  //  Школьный

    психолог. – 1999. – №3. С.2-15

2. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во  «Институт практической

    психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996

3. Горелов  И.Н. Невербальные компоненты  коммуникаций. – М., 1980

4. Ковалев  Г.А. Теория социально-психологического воздействия// Основы

    социально-психологической теории. – М., 1995

5. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. –  Воронеж:

    Изд-во НПО «МОДЭК», 1996.

6. Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный

      подход.– Ростов н/Д., 1986

7. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999

8. Мироненко В.В. История и состояние психологии выразительных

      движений // Вопросы психологии. – 1975. – №3. – С.134-143.

9. Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. –  М., 1990 

10. Ночевник М.Н. Человеческое общение. – М.: Политиздат, 1988.

11. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. – М.:

       Моск. Городское пед. общество, 1998

12. Петровский  А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш.

      пед. зав. – 2-е изд. – М.: Изд. Центр «Академия»; Высшая  школа, 2001

13. Пиз А. Язык жестов / Пер. с англ. – Воронеж, 1992.

14. Пиз А. Язык телодвижений:  как читать  мысли других  людей по  их

      жестам. – Нижний Новгород, 1992.

15. Равенский  Н.Н. Как читать человека. Черты,  лица, жесты, позы, мимика. – 

      М.: РИПОЛ классик, 2008

16. Станкин  М.И. Психология общения: курс  лекций. 2-е изд. – М.: Изд-во 

      МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003

17. Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между

      людьми: Учеб. пособие / М.И. Станкин.  – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: 

       Изд-во НПО «МОДЭК», 2006

18. Столяренко  Л.Д. Психология. Серия «Учебники,  учеб пособия» – 

Информация о работе Невербальное общение