Невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:26, реферат

Описание работы

Невербальные средства общение: мимика, пантомимика, жесты, позы идругие средства невербальной коммуникации

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Основная часть
1. Невербальная коммуникация.....................................................................5
1.1. Общение как сложный социально-психологический
процесс
1.2. Теоретические подходы к изучению невербальных
компонентов общения в отечественной и зарубежной
психологии
2. Особенности невербальной коммуникации...........................................10
2.1. Функции невербального общения
2.2. Классификация невербальных средств
общения
2.3. Характеристика невербальных средств
общения
Заключение…………………………………………………………………….......27
Список используемой литературы………………………………………...........29
Приложение…………………………………………………………………..........31

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии общения.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Московский  психолого-социальный институт

филиал  г. Конаково 
 
 
 
 

Реферат  
 

                            Дисциплина:  Психология общения

                            Тема: Невербальное общение 
 
 
 

                                                         

                                                     

                                                             Выполнила: студентка

                                                                                психологического факультета

                                                           группы 05 ПК/4 – 03

                                                    Кузнецова А.С.

                                                                   Проверил: Ильичев С.Н.  
 

2009 г.

 

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………..........3

Основная  часть

            1. Невербальная коммуникация.....................................................................5

1.1. Общение  как сложный  социально-психологический 

                            процесс

          1.2. Теоретические подходы к изучению невербальных

                  компонентов общения в отечественной и зарубежной

                  психологии

            2. Особенности невербальной коммуникации...........................................10

                                   2.1. Функции невербального общения

                2.2. Классификация невербальных средств

                                                   общения

                2.3. Характеристика невербальных средств

                                                   общения 

Заключение…………………………………………………………………….......27Список используемой литературы………………………………………...........29

Приложение…………………………………………………………………..........31

 

Введение

      В настоящее время  на  страницах психолого-педагогической  литературы большое внимание уделяется проблеме общения. Одним  из  аспектов данной  проблемы  является изучение  невербального  компонента. Интерпретация   невербальных   аспектов   межличностного    общения    имеет многовековую историю. К ней в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий проблема невербального общения обрастала научными и псевдонаучными фактами. Однако детально она стала  разрабатываться лишь в последние  десятилетия  (начиная  с  60-х  гг.  в  работах  Дж. Фаста, А. Пиза, М. Кричли, Ч. Морриса, И.Н. Горелова,  В.А. Лабунской,  А.А.Леонтьева  и др.). 

     Мы очень часто обращаемся к невербальному способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкивает нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как нашу реакцию на окружающих, так и их отношение к нам.  Невербальный компонент общения играет  существенную  роль  в  процессе общения, поскольку известно, что средства невербальной коммуникации (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Они помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса как намерение его участников, истинные чувства и мысли собеседника, воздействовать на него. Вместе с вербальной системой коммуникаций эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности. Невербальные средства коммуникации помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия. Элементы невербальной коммуникации являются очень важными составляющими человеческого общения, постижение которых позволит проникнуть во внутренний мир собеседника, а также в ваш внутренний мир. Потому очень важно уметь читать их и выявлять скрытое в них значение.

     Цель  данной работы: изучить невербальные средства общения.

 

      1. Невербальная коммуникация

1.1. Общение как сложный   социально-психологический  процесс

        Невозможно представить развитие человека вне общения с другими людьми. Межличностное общение выступает необходимым условием  бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо.

     В философской литературе проблему общения  исследует ряд ученых:

     М.Н. Ночевник считает, что общение включает в себя многообразие духовных и материальных  форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью [10]. А.А. Леонтьев, понимая общение как социальный феномен, подходит к нему как  к  условию любой  деятельности человека: «Общение – система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения  и  использующих специфические средства» [7 С. 49].

     А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен  информацией с помощью  различных  средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми [2].

     Близка  к  определению А. А.  Бодалева и трактовка данного  термина

Н.И. Конюховым: «Общение – это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии,  поведении  и  личностно-смысловых  образованиях партнера» [5 С.124].

     Общение – сложный процесс установления развития и завершения контакта, который характеризуется тремя сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

     Средствами  коммуникативного  процесса  является, прежде всего, речь как вербальный канал общения (речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника), а также невербальные средства общения. Между средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию [12].

     Невербальная  коммуникация  –   это  система   символов, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, она независима от психологических и социально-психологических качеств личности, имеет достаточно четкий круг значений [6].

     Знаковую  систему, дополняющую  и  усиливающую,  а иногда  и заменяющую  средства  вербальной коммуникации – слова, образуют средства невербальной коммуникации – жесты, мимика, интонации, паузы, смех, слезы и т.д.

     Мы  обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания. Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и  язык слов.

     Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по  себе  невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего  он  становится  более  способным  к межличностным контактам и открывает для себя более широкие  возможности  для развития.

     1.2. Теоретические подходы к изучению невербальных компонентов общения в отечественной и зарубежной психологии

     Проблема  восприятия и психологической интерпретации  невербального поведения относится  к проблемам с многовековой историей. К ней в различное время  обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий данная проблема обрастала научными и псевдонаучными фактами.

   Физиогномикой занимались Пифагор, Аристотель, выдающиеся  врачи  Цельс и  Гален. Первый словарь жестов принадлежал  римскому  ритору  Квинтилиану (I в. до н.э.).

     В средние века отдельные взгляды физиономистов разделяли Ибн Сина и  ряд  ведущих алхимиков. В  эпоху Возрождения – Леонардо да Винчи, в XVI-XVII столетиях – выдающийся немецкий врач-хирург Парацельс, Джон Баливер, посвятивший свои книги языку жестов человека, швейцарский физиономист Лафатер, изучающий сходства характера с выражением человеческого лица,  австрийский врач Франс Галль [15]. 

     Классическим  примером осмысления роли и значения жестов, мимики, интонации в жизни людей можно считать труд Жан-Батиста Дюбо –  французского философа-просветителя XVIII в. «Критические размышления о поэзии  и живописи», где автор приходит к мысли о том, что  издавна  существует  наука «нема»,  которая,   не   размыкая   уст, говорит   руками   и   некоторыми телодвижениями.

     Наиболее  влиятельной работой, рассматривающей язык жестов, была книга Ч. Дарвина «Выражение эмоций животными и человеком», опубликованная в 1872 г. Эта работа повлияла на все современные исследования в области «языка тела», а многие идеи  Ч. Дарвина  и  его  наблюдения  признаны сегодня исследователями всего мира [14].

      С 1900 по 1979 г.г. на  английском  языке было  издано  шесть крупных монографий  о  жестах.  Наибольший  интерес  во  всем  мире  вызвали  работы Д. Эфрона, М. Кричли, Ч. Морриса.

      Интерес к невербальным средствам общения в ХХ столетии  столь  возрос, что выделилась особая область исследований – кинесика  (от  англ. кinesics), изучающая жесты, мимику, позы, взгляд. Основы изучения этой области психологии  заложены  в 50-х гг. работами шведского ученого К. Бёрдвистла.

     Серьезным исследованием  языка жестов с конца 70-х гг. XX в. начал заниматься австралийский ученый  Аллан Пиз, который является признанным знатоком  психологии  человеческого  общения  и  автором методики обучения основам коммуникации. В своей книге «Язык движений» он дал толкование языка жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».

      Современные  представители   данной   научной   области  (Дж. Фаст, Джон

Ниренберг) раскрывают закономерности влияния  невербальных способов общения на установление контактов и взаимопонимания между партнерами [9].

      В нашей стране исследованием невербальных средств человеческого общения занимались И.Н. Горелов, Г.А. Ковалев, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев и другие ученые [3,4,6,7]. К исследованиям невербальных средств коммуникации отечественных психологов относят труды Е.А.Петровой, В.В. Мироненко, М. Битяновой [11,8,1].

    Учеными были обнаружены и  зарегистрированы  более 1000 невербальных знаков [13]. С  каждым  годом  все  большим  становится  убеждение  ученых  в  том, насколько значимым оказываются невербальные средства в ходе  взаимодействия людей.

     Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет только слов на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) – на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. К. Бёрдвистл, проделав аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей, выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5  секунд. 

Информация о работе Невербальное общение