Невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:26, реферат

Описание работы

Невербальные средства общение: мимика, пантомимика, жесты, позы идругие средства невербальной коммуникации

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Основная часть
1. Невербальная коммуникация.....................................................................5
1.1. Общение как сложный социально-психологический
процесс
1.2. Теоретические подходы к изучению невербальных
компонентов общения в отечественной и зарубежной
психологии
2. Особенности невербальной коммуникации...........................................10
2.1. Функции невербального общения
2.2. Классификация невербальных средств
общения
2.3. Характеристика невербальных средств
общения
Заключение…………………………………………………………………….......27
Список используемой литературы………………………………………...........29
Приложение…………………………………………………………………..........31

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии общения.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

     Эти данные красноречиво говорят об определяющем значении невербалики для психологии общения и взаимопонимания людей, обращают особое внимание  на значение жестов и мимики человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Особенности невербальной коммуникации

      2.1. Функции невербального общения

       В  работе  В.А. Лабунской   [6]  подвергнут  обстоятельному  обсуждению вопрос о функциях невербального общения. Говоря о том, что невербальное общение в межличностном взаимодействии многофункционально, автор указывает на ряд функций невербального общения:

      – создает образ партнера по общению;

      – выступает в качестве  способа регуляции пространственно-временных

        параметров общения;

      – выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;

      – является индикатором актуальных психических состояний личности;

      – выполняет функцию экономии речевого сообщения;

      – выступает в роли  уточнения,  изменения в понимании вербального

        сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

      –  выполняет функцию   разрядки,   облегчения,   регулирует   процесс

        возбуждения.

     Невербальное  общение, более известное как  язык поз и жестов, включает в  себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному

(визуальному)  каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться.

2.2. Классификация невербальных средств общения

     По  невербальному  каналу  информация транслируется в самых разнообразных формах, которые, в отличие от знаковых, всегда многозначны. Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. На основе полисенсорной природы невербальной коммуникации выделяются следующие системы: акустическая, оптическая, кинестетическая и ольфакторная системы невербального общения. Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи,  фразовые  и логические ударения. Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапления в речь – паузы, покашливание, смех и прочее. К оптической системе относятся внешний вид и выразительные  движения человека – жесты, мимика, позы, походка. Кинестетическая система – это прикосновения, информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами, как сила, давление. Ольфакторная система включает в себя вкус и обоняние. Они в наименьшей мере задействованы в коммуникативном процессе на уровне сознания, однако при этом отмечается, что вкус и обоняние независимо от нашей воли, на подсознательном уровне активно участвуют в общении  и  влияют на взаимоотношения людей (рис. 1).

     

     Рис. 1. Структурная схема невербального  поведения человека [6].

     Все  виды невербальных сообщений не изолированы, а находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу. Тем не менее, каждое средство экспрессии имеет самостоятельную традицию исследования.

2.3. Характеристика невербальных средств общения

   Невербальные средства общения изучают следующими науками: 

  1. Кинесика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций: включает в себя мимику, изучающую движение мышц лица; жестикуляцию, исследующую жестовые движения рук; пантомимику,  изучающую моторику всего тела: позы, осанку, походку.
  2. Такесика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.
  4. Просодика делится на паралингвистику (особенности голоса: интонация, громкость, тембр, высота, темп речи) и экстралингвистику (особенности говорения: паузы, вздохи, кашель, смех, дикция).

     Остановимся подробно на средствах невербального  общения и начнем рассмотрение со средств, изучаемых кинесикой.

     Под кинесикой принято понимать зрительно воспринимаемый  диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении.  Кинесика – это не только «язык тела» (жесты, мимика, позы, взгляд), это и понятие, использующееся для обозначения различных движений человека, чаще  всего при изучении движений рук и лица. К ним относят также такие движения, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание  стулом,  почерк.

     Невербальные  компоненты кинесики несут большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

     Мимика  (от  греч.  mimikos  –  подражательный)  – внешнее выражение психических состояний,  в  первую  очередь  эмоциональных,  проявляющееся  в совокупности координированных движений лицевых мышц [5].

     В личных отношениях для обнаружения  сути эмоциональных реакций в первую очередь мы обращаем внимание на лицо собеседника, которое как канал невербальной коммуникации является ведущим средством  общения.  Оно способно передавать  эмоциональный и содержательный  подтекст   речевых сообщений и служить регулятором процедуры общения партнеров [16]. Эффективное общение неосуществимо без адекватной оценки тех чувств, которые  испытывает  собеседник,  партнер  и  которые выражаются на его лице. Такая оценка является  необходимой  обратной  связью при обращении, вносящей коррекцию в дальнейший ход   взаимодействия.

     Известно, что сильно подвижная мимика свидетельствует об  оживленности  и  быстрой сменяемости  восприятия  впечатлений  и  внутренних переживаний,  о  легкой возбудимости  от  внешних  раздражителей.  Малоподвижная  мимика   в   целом указывает на постоянство душевных процессов. Подобная  мимика  ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и    уравновешенностью. Монотонность и редкая смена форм указывают на слабую импульсивность партнера по  общению. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях скуки, печали, равнодушии.

     Мимические движения подразделяются на:

1) мимику  агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;

2) активно-оборонительную  – отвращение, презрение, ненависть  и др.;

3) пассивно-оборонительную  – покорность, приниженность и  др.;

4) мимику  ориентировочно-исследовательской  направленности;

5) мимику  удовольствия-неудовольствия;

6) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности,

нечестности и т.п.

     Контроль  за выражением лица позволяет нам  усиливать, сдерживать, нейтрализовать, скрывать переживаемые эмоции. Для усиления эмоции мы делаем нашу мимику более выразительной, более точной по рисунку в соответствии с ожиданиями людей, которые наблюдают за нами. Например, празднуя дни рождения близких, встречая Новый год или получая подарок, мы можем интенсифицировать выражение своих эмоций, чтобы оказать поддержку нашим партнерам по взаимодействию. Можно усилить и отрицательную эмоцию, например в воспитательных целях, если мы хотим показать ребенку, как сильно огорчены его поведением.

     Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п.

     Если  вы хотите узнать, сможет ли человек, который  предлагает вам свои услуги (будь то мужчина или женщина), стать деятельным и работоспособным служащим, наблюдайте за его лбом и бровями во время разговора. Если он приподнимает брови и на лбу его при этом образуются горизонтальные морщинки, он может быть деятельным человеком, но нервным, и деятельность

его наверняка  будет беспорядочной и неравномерной. Если же он сдвигает брови, вследствие чего его лоб натягивается, и между глазами прорезаются две или три вертикальные морщинки, то это человек, который может вслушаться и сосредоточиться: он очень хочет работать и имеет желание преуспеть. Этот человек может далеко продвинуться по службе [15].

     Определенную  информацию несут губы собеседника. Если губы поджаты и их края опущены – собеседник обижен, возможно, затаил злость. Губы не напряжены, но собраны вместе и немного поданы вперед – собеседник собран, аккуратен, целеустремлен. Губы поданы вперед и тонко и нервно подрагивают – собеседник  обижен,  он  слабый,  но  не  злой  человек.  Нижняя  губа  подана

вперед  и опущена вниз – демонстрация брезгливости.

     Визуальное  взаимодействие (контакт  глаз) – исключительно важный компонент процесса коммуникации. Около 80% чувственных впечатлений  человек получает через органы зрения. Глаза являются важным выразительным органом. Согласно современным данным,  взгляд играет  роль  управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Если же его взгляд встречается с глазами партнера более чем 2/3 времени общения, можно предположить, что он считает партнера интересным собеседником, или желает доброжелательных отношений с ним.

     Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды – сигнал к установлению контакта. Стремление избежать взгляда – один из признаков затруднений и барьеров в общении. Пристальный, неподвижный взгляд – стремление подчинить себе собеседника [17]. (Особенности «языка» глаз см. в Приложении 1).

     Впечатление,  производимое  взглядом,  зависит  от  просвета  зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица.

     Положительные  эмоции увеличивают количество обменов  взглядами, 

отрицательные  –  сокращают  это количество.

     По  своей специфике взгляд может  быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным – когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении. Взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику. Взгляд, устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, характеризует грубо-доминирующее, антипартнерское поведение. Отсутствие прямого взгляда тоже опасно – у человека, особенно если он находится в зависимом положении, может возникнуть впечатление, что общение с ним в тягость, что он не интересен. Умышленный отказ от визуального контакта действительно бывает средством жесткого манипулирования зависимым партнером.

Информация о работе Невербальное общение