Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:15, реферат
В своей работе я предприняла попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур.
Особое внимание уделено причинам появления некоторых неформальных организаций, потому что в современном обществе существует большое количество стереотипов, касающихся их роли в процессе социализации молодёжи и влиянию образуемых ими субкультур на формирование мировоззрения будущего члена общества. Например, большинство считает, что все скинхеды – расисты, но это далеко не так.
Введение 3
Основные понятия и определения. 4
Составные части молодежной культуры. 4
Неформальные объединения. 7
Уровни (стадии) развития молодежных субкультур. 7
Виды неформальных движений 8
Описание молодежных формирований. 11
Панкориентированные движения. 11
Скинхеды. 12
Готы. 13
Хиппи. 15
Появление субкультуры эмо. 15
Антифашисты. 16
Сатанисты. Течения сатанизма. 17
Вывод. 18
Список использованной литературы 20
В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.
Также
характерной чертой большинства
готов является восприятие смерти как
фетиша. В контексте готической культуры
часто употребляется слово «
Характерной чертой готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).
У готов присутствует болезненный и навязчивый страх оказаться унифицированным: нежелание сливаться с толпой, даже если это толпа себе подобных. Подобная позиция приводит в действие механизм размывания субкультуры, так как искусственно увеличивает диапазон норм поведения, этики и эстетики.
И именно преобладание пессимистических настроений и инстинкта танатоса настраивает многих людей против приверженцев готического течения. Но среди готов есть особое течение: декаданс – готы.
Появление декаданс-готов было зафиксировано в 2005 году и к настоящему моменту сформировалось устойчивое и значимое субкультурное направление.
В
основном крыло декаданс-готов
Основные профессии (на основании указанных в анкетах учебных заведений) – дизайн, культурология, журналистика, фотография, художественное искусство, музыка, филология.
Превалирование гуманитарного образования и профессий в данном крыле движения готов практически подавляющее.
Декаданс как культурное явление возник на рубеже XIX – XX веков. Слово «декаданс» впервые было употреблено Т. Готье в предисловии к «Цветам зла» Ш. Бодлера. В.Г. Власов ("Стили в искусстве") так характеризует данное направление искусства:
«Декаданс (франц. decadence от лат. dеcadentia — упадок) — общее название кризисных, упадочных, пессимистических, деструктивных настроений в искусстве. Декаданс отмечается в переходные эпохи, когда один крупный исторический стиль уже исчерпал свои возможности, а другой еще не родился.
Поэтому декаданс не художественное явление (в нем отсутствует целостность стилистических признаков), а духовное состояние, определенное мироощущение. Это образ жизни, стиль поведения, а не искусства. Вместе с тем, декадентские настроения — эстетизация увядания, упадка, бледных грез, вялых эмоций и мрачных, тревожных фантазий — в разное время находили отражение в различных течениях искусства».
Стоит добавить, что российская ветвь культуры декаданса пришлась на эпоху конца XIX – начала ХХ в., иными словами, на период т.н. «серебряного века» русской культуры. Прежде всего, это связано с именами К.Бальмонта, З.Гиппиус и других писателей, поэтов, художников и философов данной сложной эпохи российской истории.
Обращение к эстетике декаданса, характерное для субкультуры готов, соответствовало и субкультурному «готическому» мировоззрению. Однако, в процессе становления этических норм движения, восприятие декаданса готами постепенно видоизменялось. С точки зрения готов из адаптивной части движения, декаданс рассматривается скорее как созерцательный образ жизни, отказ от погони за «ценностями толпы».
В таком направлении готики, как готы-декаденты, «декадентский», созерцательный взгляд на мир рассматривается не только как важная часть мироощущения, но и противопоставляется «попсе» (самым упрощенным вариантам «массовой культуры») в любых ее проявлениях, считается более важной составляющей готического имиджа, чем дресс-код (общепринятый внешний имидж) движения.
В данное направление готов имеется приток новых участников по следующим «каналам»:
• Готы из иных ответвлений движения (миграция внутри движения).
• Анимэшники (поклонники японской анимации).
• Ролевики из всех 3-х волн, но превалирует 3-я волна.
• «Нулевой» уровень – подростки, не относящиеся к каким-либо субкультурам.
• Приход детей по инициативе родителей.
• Приход студентов и специалистов по профессиональному признаку: художники, дизайнеры, педагоги, музыканты, культурологи, искусствоведы, фотографы, «зеленые» и т.п.
Самым необычным каналом поступления подростков в декаданс-готы явился приход туда детей по инициативе их родителей. Такие случаи оказались единичными. Однако в иных движениях подобное ранее наблюдалось только в среде хиппи и «первой волны» ролевиков, да и то в рамках диахронных социальных институтов (родители – хиппи прививали интерес к культуре хиппи у своего ребенка). В указанных же случаях диахронные социальные институты отсутствовали, а выбор производился по Интернет–материалам. То есть родители, после того, как ребенок объявил, что хочет стать готом, провели Интернет-поиск по данной тематике и выбрали готическое направление, которое бы их (родителей) устроило.
У
декаданс-готов
Эти особенности отделяют декаданс-готов как от «клубного», так и от маргинального крыльев движения, однако одновременно создают условия для агрессивного влияния готов-маргиналов.
У готов-декадентов наблюдается отказ от коммерциализации субкультуры, характерной для западной «сцены» и стремительно развивающейся у нас. Роль внешней атрибутики сильно снижена – до уровня минимальных идентифицирующих признаков. В то же время происходит процесс институционализации не только норм поведения в готической среде, но и образа жизни.
Присутствие на готик-пати не является распространенной формой досуга, классическая, «серьезная» музыка не менее, а зачастую и более референтна, чем готические группы. В плане проведения досуга характерны коллективные походы в филармонию, на органные концерты и выступления певчих. Весьма показательны также коллективные посещения Эрмитажа. Данное направление готов менее урбанизировано, чем остальные. В этом отношении характерны совместные поездки за город, причем не на кладбища, а с целью прогулок.
Пожалуй, самым глобальным течением среди молодёжи середины прошлого века было движение хиппи, осколки которого нашли своё отражение и в современном транс движении. Можно сказать, что само течение хиппи стало прародителем многих современных психоделических тенденций.
Зарождение движения хиппи имело достаточно глубокие социологические корни. Материализм, отстранение от природы из-за высокого уровня индустриализации, отсутствие удовлетворения от работы в механизированном мире, антитехницизм, направленный не столько против самой техники, сколько против обезличивания, которое она несет с собой, скука и бесцельность богатого пресыщенного общества, отсутствие религиозных, воспитательных и осмысленных философских основ жизни, ощущение фундаментального единства всех вещей; осознание того, что каждый есть Бог - всё это послужило причиной возникновения новых молодёжных течений в США. Также огромную роль в этом процессе сыграла Вьетнамская война, которая сопровождалась смертью множества людей. Хиппи становились преимущественно не из-за моды, а из-за твердых личных убеждений и нежелания подчиняться несправедливым правилам социума.
Начиная с середины 90-х годов, приток подростков в неагрессивные формирования почти иссяк. В немалой степени этому способствовало появление новой общности «олдовых хиппи», которые, уже став добропорядочными обывателями, оставили за собой название «хиппи». Сейчас субкультура хиппи сохранилась в сильно размытом состоянии, преимущественно за счет перехода многих ее субкультурных компонентов в общемолодежную субкультуру и ряд других субкультур. Движение хиппи к настоящему времени практически прекратило существование.
В 2005 – 2007 годах было отмечено появление отдельных подростков-хиппи с реконструированным вариантом субкультуры хиппи. В отдельных случаях в качестве субкультурной базы выступал адвентивный вариант западных хиппи, у которых в качестве норм поведения было потребление наркотиков (производные конопли и ЛСД).
Процессы
формирования и развития музыкального
стиля эмо и соответствующей
субкультуры практически
Объединяющим фактором в этой
ситуации явились
Изначально
музыкальный стиль эмо
Одним из основных признаков идентификации эмо-стиля является использование элементов детской одежды, одежды меньшего, чем необходимо, размера. В целом в имидже часто подчеркивается его неуклюжесть и нелепость, создается образ странного и беззащитного персонажа.
Антифашизм является не самостоятельной идеологией, а идеей противостояния фашизму (неофашизму). Существует, как минимум, пять групп общностей, в которых антифашистские взгляды не просто распространены, но и играют значимую идеологическую роль:
• Ветеранские антифашистские организации.
• Правозащитные группы (общественные объединения) прозападной ориентации.
• Политические движения «левой» (социальной) ориентации (социалисты, коммунисты, «зеленые», либертарианцы).
• Прогосударственные молодежные общественные объединения («Наши»).
•
Субкультурные группы анархо-панков,
включая дворовые полисубкультурные
группы, в которых антифашизм выступает
в декларативных формах; «красных»
скинхедов; хиппи-ориентированные
За
исключением ветеранских
Антифашизм
– как мировоззренческая
В отличие от неофашистских формирований, основная идеология антифашистов социально позитивна и препятствует примыканию подростков к неофашистским группам.
Радикальные формы проявления антифашизма крайне редки. Антифашизм не является экстремизмом.