Неформальные объединения молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:15, реферат

Описание работы

В своей работе я предприняла попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур.
Особое внимание уделено причинам появления некоторых неформальных организаций, потому что в современном обществе существует большое количество стереотипов, касающихся их роли в процессе социализации молодёжи и влиянию образуемых ими субкультур на формирование мировоззрения будущего члена общества. Например, большинство считает, что все скинхеды – расисты, но это далеко не так.

Содержание

Введение 3
Основные понятия и определения. 4
Составные части молодежной культуры. 4
Неформальные объединения. 7
Уровни (стадии) развития молодежных субкультур. 7
Виды неформальных движений 8
Описание молодежных формирований. 11
Панкориентированные движения. 11
Скинхеды. 12
Готы. 13
Хиппи. 15
Появление субкультуры эмо. 15
Антифашисты. 16
Сатанисты. Течения сатанизма. 17
Вывод. 18
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     В целом готы характеризуют свое мировоззрение  как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.

     Также характерной чертой большинства  готов является восприятие смерти как  фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых).

     Характерной чертой готов является стремление к  артистичности и самовыражению (проявляющееся  в работе над собственным внешним  видом, в занятиях искусством).

     У готов присутствует болезненный  и навязчивый страх оказаться унифицированным: нежелание сливаться с толпой, даже если это толпа себе подобных. Подобная позиция приводит в действие механизм размывания субкультуры, так как искусственно увеличивает диапазон норм поведения, этики и эстетики.

     И именно преобладание пессимистических настроений и инстинкта танатоса настраивает многих людей против приверженцев готического течения. Но среди готов есть особое течение: декаданс – готы.

     Появление декаданс-готов было зафиксировано  в 2005 году и к настоящему моменту сформировалось устойчивое и значимое субкультурное направление.

     В основном крыло декаданс-готов составляют студенты и выпускники ВУЗов. Наличие  молодежи в возрасте до 28 лет, а также  нескольких участников движения старше 30 лет характерно для субкультур 4-го уровня, с отсутствием четкой возрастной ротации.

     Основные  профессии (на основании указанных  в анкетах учебных заведений) – дизайн, культурология, журналистика, фотография, художественное искусство, музыка, филология.

     Превалирование  гуманитарного образования и профессий в данном крыле движения готов практически подавляющее.

     Декаданс как культурное явление возник на рубеже XIX – XX веков. Слово «декаданс» впервые было употреблено Т. Готье в предисловии к «Цветам зла» Ш. Бодлера. В.Г. Власов ("Стили в искусстве") так характеризует данное направление искусства:

     «Декаданс (франц. decadence от лат. dеcadentia — упадок) — общее название кризисных, упадочных, пессимистических, деструктивных настроений в искусстве. Декаданс отмечается в переходные эпохи, когда один крупный исторический стиль уже исчерпал свои возможности, а другой еще не родился.

     Поэтому декаданс не художественное явление (в нем  отсутствует целостность  стилистических признаков), а духовное состояние, определенное мироощущение. Это образ жизни, стиль поведения, а не искусства. Вместе с тем, декадентские настроения — эстетизация увядания, упадка, бледных грез, вялых эмоций и мрачных, тревожных фантазий — в разное время находили отражение в различных течениях искусства».

     Стоит добавить, что российская ветвь культуры декаданса пришлась на эпоху конца XIX – начала ХХ в., иными словами, на период т.н. «серебряного века» русской культуры. Прежде всего, это связано с именами К.Бальмонта, З.Гиппиус и других писателей, поэтов, художников и философов данной сложной эпохи российской истории.

     Обращение к эстетике декаданса, характерное  для субкультуры готов, соответствовало  и субкультурному «готическому»  мировоззрению. Однако, в процессе становления  этических норм движения, восприятие декаданса готами постепенно видоизменялось. С точки зрения готов из адаптивной части движения, декаданс рассматривается скорее как созерцательный образ жизни, отказ от погони за «ценностями толпы».

     В таком направлении готики, как  готы-декаденты, «декадентский», созерцательный взгляд на мир рассматривается не только как важная часть мироощущения, но и противопоставляется «попсе» (самым упрощенным вариантам «массовой культуры») в любых ее проявлениях, считается более важной составляющей готического имиджа, чем дресс-код (общепринятый внешний имидж) движения.

     В данное направление готов имеется  приток новых участников по следующим  «каналам»:

     • Готы из иных ответвлений движения (миграция внутри движения).

     • Анимэшники (поклонники японской анимации).

     • Ролевики из всех 3-х волн, но превалирует 3-я волна.

     • «Нулевой» уровень – подростки, не относящиеся к каким-либо субкультурам.

     • Приход детей по инициативе родителей.

     • Приход студентов и специалистов по профессиональному признаку: художники, дизайнеры, педагоги, музыканты, культурологи, искусствоведы, фотографы, «зеленые» и т.п.

     Самым необычным каналом поступления  подростков в декаданс-готы явился приход туда детей по инициативе их родителей. Такие случаи оказались  единичными. Однако в иных движениях  подобное ранее наблюдалось только в среде хиппи и «первой волны» ролевиков, да и то в рамках диахронных социальных институтов (родители – хиппи прививали интерес к культуре хиппи у своего ребенка). В указанных же случаях диахронные социальные институты отсутствовали, а выбор производился по Интернет–материалам. То есть родители, после того, как ребенок объявил, что хочет стать готом, провели Интернет-поиск по данной тематике и выбрали готическое направление, которое бы их (родителей) устроило.

     У декаданс-готов потребительские  потребности сильно снижены. При этом высоко ценятся интеллектуальные способности, гуманитарные знания, хорошая ориентация в философских и, зачастую, даже теологических вопросах. Высоко ценятся также собственно творческие способности. Умение сочинять стихи, рассказы, музыку крайне референтно в среде декаданс-готов. Развито также изобразительное искусство. Предпочтение к дорогому алкоголю не декларируется. Ряд декаданс-готов декларирует отказ от спиртного.

     Эти особенности отделяют декаданс-готов  как от «клубного», так и от маргинального крыльев движения, однако одновременно создают условия для агрессивного влияния готов-маргиналов.

     У готов-декадентов наблюдается отказ  от коммерциализации субкультуры, характерной  для западной «сцены» и стремительно развивающейся у нас. Роль внешней атрибутики сильно снижена – до уровня минимальных идентифицирующих признаков. В то же время происходит процесс институционализации не только норм поведения в готической среде, но и образа жизни.

     Присутствие на готик-пати не является распространенной формой досуга, классическая, «серьезная» музыка не менее, а зачастую и более референтна, чем готические группы. В плане проведения досуга характерны коллективные походы в филармонию, на органные концерты и выступления певчих. Весьма показательны также коллективные посещения Эрмитажа. Данное направление готов менее урбанизировано, чем остальные. В этом отношении характерны совместные поездки за город, причем не на кладбища, а с целью прогулок.

Хиппи.

     Пожалуй, самым глобальным течением среди  молодёжи середины прошлого века было движение хиппи, осколки которого нашли своё отражение и в современном транс движении. Можно сказать, что само течение хиппи стало прародителем многих современных психоделических тенденций.

     Зарождение  движения хиппи имело достаточно глубокие социологические корни. Материализм, отстранение от природы из-за высокого уровня индустриализации, отсутствие удовлетворения от работы в механизированном мире, антитехницизм, направленный не столько против самой техники, сколько против обезличивания, которое она несет с собой, скука и бесцельность богатого пресыщенного общества, отсутствие религиозных, воспитательных и осмысленных философских основ жизни, ощущение фундаментального единства всех вещей; осознание того, что каждый есть Бог - всё это послужило причиной возникновения новых молодёжных течений в США. Также огромную роль в этом процессе сыграла Вьетнамская война, которая сопровождалась смертью множества людей. Хиппи становились преимущественно не из-за моды, а из-за твердых личных убеждений и нежелания подчиняться несправедливым правилам социума.

     Начиная с середины 90-х годов, приток подростков в неагрессивные формирования почти  иссяк. В немалой степени этому  способствовало появление новой  общности «олдовых хиппи», которые, уже  став добропорядочными обывателями, оставили за собой название «хиппи». Сейчас субкультура хиппи сохранилась в сильно размытом состоянии, преимущественно за счет перехода многих ее субкультурных компонентов в общемолодежную субкультуру и ряд других субкультур. Движение хиппи к настоящему времени практически прекратило существование.

     В 2005 – 2007 годах было отмечено появление  отдельных подростков-хиппи с  реконструированным вариантом субкультуры  хиппи. В отдельных случаях в  качестве субкультурной базы выступал адвентивный вариант западных хиппи, у которых в качестве норм поведения было потребление наркотиков (производные конопли и ЛСД).

Появление субкультуры эмо.

 

     Процессы  формирования и развития музыкального стиля эмо и соответствующей  субкультуры практически невозможно отделить один от другого. Сам факт возникновения субкультуры можно рассматривать как очередной этап развития музыкальной сцены.

       Объединяющим фактором в этой  ситуации явились использование  ряда характерных технических  и художественных приемов, а  также имиджа, которые стали основой стиля эмо.

     Изначально  музыкальный стиль эмо формировался в рамках американской панк-хардкор  сцены во время ее спада в первой половине 80-х годов. Протестная составляющая, имевшая изначально социальную направленность, сместилась в сторону акцентирования личных переживаний отдельно взятого субъекта. Основной характеристикой эмо стала гипертрофированная сентиментально-трагическая интонация, в целом созвучная противоречивости и максимализму подросткового возраста.

     Одним из основных признаков идентификации эмо-стиля является использование элементов детской одежды, одежды меньшего, чем необходимо, размера. В целом в имидже часто подчеркивается его неуклюжесть и нелепость, создается образ странного и беззащитного персонажа.

Антифашисты.

     Антифашизм  является не самостоятельной идеологией, а идеей противостояния фашизму (неофашизму). Существует, как минимум, пять групп общностей, в которых  антифашистские взгляды не просто распространены, но и играют значимую идеологическую роль:

     • Ветеранские антифашистские организации.

     • Правозащитные группы (общественные объединения) прозападной ориентации.

     • Политические движения «левой» (социальной) ориентации (социалисты, коммунисты, «зеленые», либертарианцы).

     • Прогосударственные молодежные общественные объединения («Наши»).

     • Субкультурные группы анархо-панков, включая дворовые полисубкультурные  группы, в которых антифашизм выступает  в декларативных формах; «красных»  скинхедов; хиппи-ориентированные интернет-группы.

     За  исключением ветеранских антифашистских организаций (ветеранов ВОВ) и прогосударственных молодежных общественных объединений, в которых слово «антифашист» произносится полностью, в остальных сообществах распространено сленговое сокращения «антифашист» до «антифа», в субкультурных группах часто встречается еще более сокращенный вариант - «АФА».

     Антифашизм  – как мировоззренческая концепция, когда в процессе воспитания подростков многие проблемы подаются через призму антифашизма – играет важнейшую  роль в воспрепятствовании распространения  идей неофашизма, воспитания толерантности. Пропаганда антифашизма в настоящее время является одной из наиболее действенных форм контрпропагандистских мероприятий, направленных против распространения неофашистской идеологии в молодежной среде и осуществляется на государственном уровне в рамках первичной и, частично, вторичной профилактики экстремизма.

     В отличие от неофашистских формирований, основная идеология антифашистов социально  позитивна и препятствует примыканию подростков к неофашистским группам.

     Радикальные формы проявления антифашизма крайне редки. Антифашизм не является экстремизмом.

Информация о работе Неформальные объединения молодежи