Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:15, реферат
В своей работе я предприняла попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур.
Особое внимание уделено причинам появления некоторых неформальных организаций, потому что в современном обществе существует большое количество стереотипов, касающихся их роли в процессе социализации молодёжи и влиянию образуемых ими субкультур на формирование мировоззрения будущего члена общества. Например, большинство считает, что все скинхеды – расисты, но это далеко не так.
Введение 3
Основные понятия и определения. 4
Составные части молодежной культуры. 4
Неформальные объединения. 7
Уровни (стадии) развития молодежных субкультур. 7
Виды неформальных движений 8
Описание молодежных формирований. 11
Панкориентированные движения. 11
Скинхеды. 12
Готы. 13
Хиппи. 15
Появление субкультуры эмо. 15
Антифашисты. 16
Сатанисты. Течения сатанизма. 17
Вывод. 18
Список использованной литературы 20
Содержание:
Молодежи свойственен, во многом в отличие от старших возрастных групп, оптимистический взгляд. И без этого оптимизма она не была бы той социальной группой, с которой общество связывает свое будущее. Без этого оптимизма у общества просто-напросто нет будущего. Этот субъективный фактор на переломных точках и эпохах развития общества является решающим для выхода общества из "тупика", "кризиса" и т.п. Убить в молодежи веру в лучшее будущее нельзя, это равносильно убийству будущего общества или его зародыша. Молодежь верит в свои силы и способность приобрести этот мир, который до них принадлежал их родителям, они верят, что будут жить лучше.
Молодые люди стремятся
Our
only weapons are the guns of youth
It's only time before they tighten the noose
And then the hunt will be on for you
Build
a ladder if there's a wall
Don't be afraid to slip and fall
Speak for yourself or they'll speak for you ¹
(Billy
Talent – “Red Flag”)
В
период молодости развиваются
В своей работе я предприняла попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур.
Особое
внимание уделено причинам появления
некоторых неформальных организаций,
потому что в современном обществе
существует большое количество стереотипов,
касающихся их роли в процессе социализации
молодёжи и влиянию образуемых ими субкультур
на формирование мировоззрения будущего
члена общества. Например, большинство
считает, что все скинхеды – расисты, но
это далеко не так.
______________________________
¹ Наше оружие –
ружья молодости.
Есть время пока они не затянули петли.
А потом на вас будет открыта охота
Построй лестницу,
если на пути стена,
Не бойся спотыкаться и падать,
Говори сам, а то они скажут за тебя...
Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту.
«Молодежь» имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. По российскому законодательству возрастные рамки молодежи проходят до 30 лет.
Одно из первых определений понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: “Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств”.
Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти путь, который позволит максимально реализовать свои способности. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, найти свое место в обществе.
С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения.
У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом у молодого человека наблюдается заметное «движение» от образов близких людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается. Старшие подростки начинают предъявлять более высокие требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень любимые и уважаемые ими, в большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому в 13-14 летнем возрасте особенное развитие приобретают поиски идеала за пределами близких родственных отношений. Зачастую таким образцом становится или некий собирательный образ, или старший товарищ, или взрослый, которого устраивает роль «учителя». Этим иногда пользуются представители разных сект, асоциальных группировок.
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.
Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это следующие черты:
• специфический стиль жизни и поведения;
•свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;
• наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.
Для феномена молодежной субкультуры характерно следующее:
•молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, то есть идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения (например, киберпанки);
• вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон и т. п.);
• значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее
выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:
—посредством нее молодые люди узнают «своих»;
—она выделяет данных молодых людей среди «чужих»;
—она работает на объединение и сплочение группы;
—она
позволяет молодым людям
Культура, и, в частности, субкультура подразумевает достаточно жесткие рамки ценностной сферы, зачастую воздействуя по принципу «Ты должен хотеть этого». Но социализированным индивидуумом, именно за счет предшествующей социализации, эти рамки не замечаются.
Принятие требований и рамок происходит за счет того, что налагающая эти рамки общность является референтной, т.е. общностью, с которой индивид хотел бы себя идентифицировать. Таким образом, ее правила и нормы воспринимаются как свои собственные, а не навязываемые извне.
Нормы поведения, характерные для ребенка, легко отбрасываются, когда подросток сам хочет поскорей перестать быть ребенком. Так, во многих субкультурах практикуется «взрывной» характер отбрасывания детских норм поведения и ориентация на эмансипацию и пермиссивность (вседозволенность). Обычно пермиссивность ограничивается нарушениями общепринятых норм поведения, находясь при этом в рамках закона. Чаще всего, она выражается в форме эпатажа. В криминальных и экстремистских субкультурах это может быть противоправная деятельность.
Таким образом, все неформальные молодежные субкультуры имеют элемент протестного содержания. Это переходный период от детства к взрослению, отказ от детских норм и одновременное неприятие взрослых норм: короткий период, когда подросток может позволить себе «зависнуть» между ними. Период взросления, когда для подростка взрослые еще не являются «своими».
Данные о степени распространенности молодежных субкультур среди молодежи очень разняться. По материалам исследований в крупных мегаполисах в ареале субкультур может находиться до 40% всех подростков. Хотя приходится встречаться и с другими данными. А влияние молодежных субкультур испытывают на себе большинство подростков.
Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры.
Основные функции субкультур:
1.
Эмансипация – повышение
2.
Социализация – принятие
3.
Структурирование времени –
По
результатам современных
Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, "американского образа жизни" в его примитивном и облегчённом варианте. Однако «вестернизация» культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких "устаревших" ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде.
По телевидению все чаще делается акцент на сценах насилия. Взять хотя бы выпуски новостей. Если еще несколько лет назад в репортажах нельзя было показывать тела погибших, то сейчас все можно увидеть крупным планом. И основная проблема заключается в том, что выпуски новостей идут с равной периодичностью, а особенно длительные новостные блоки можно увидеть по вечерам, когда у экранов собирается многочисленная молодежная аудитория.
Поколение, которое не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким и циничным. В начале лета Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследование, согласно которому 35% россиян не читают книг вообще. И объяснения "Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?" не могут служить извинением. Предыдущее поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас.