Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:15, реферат
В своей работе я предприняла попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур.
Особое внимание уделено причинам появления некоторых неформальных организаций, потому что в современном обществе существует большое количество стереотипов, касающихся их роли в процессе социализации молодёжи и влиянию образуемых ими субкультур на формирование мировоззрения будущего члена общества. Например, большинство считает, что все скинхеды – расисты, но это далеко не так.
Введение 3
Основные понятия и определения. 4
Составные части молодежной культуры. 4
Неформальные объединения. 7
Уровни (стадии) развития молодежных субкультур. 7
Виды неформальных движений 8
Описание молодежных формирований. 11
Панкориентированные движения. 11
Скинхеды. 12
Готы. 13
Хиппи. 15
Появление субкультуры эмо. 15
Антифашисты. 16
Сатанисты. Течения сатанизма. 17
Вывод. 18
Список использованной литературы 20
Сейчас людям не нужны знания, нужны ощущения. Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Не последнюю роль в том, что мы всё меньше и меньше читаем, по мнению специалистов, играет и телевидение. А конкретно - огромное количество телеканалов и... пульт дистанционного управления. Для тех, кто предпочитает смотреть телевизор, "прыгая" с канала на канал, на Западе даже придумали специальный термин - "заппинг". Всего таких "попрыгунчиков" набирается порядка 47% от смотрящих телевизор. При постоянном переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих параллельно по разным каналам. Зритель словно "монтирует" свою собственную передачу из кусочков разнородного видеоматериала. "В итоге мы имеем следующее, - говорит Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала "Искусство кино". - За последние пару лет наметилась тенденция: школьники теряют способность следить за сюжетом и поступками героев. Они практически потеряли навыки пересказа прочитанного текста - элементарного, не говорю уже о таких сложнейших вещах, как "Анна Каренина", к примеру. А с введением в стране цифрового телевидения (и, как следствие, увеличением количества каналов) подобные явления будут только нарастать".
Подростково-молодежные субкультуры существуют и развиваются обычно в условиях относительно либерального общества. В иных случаях создаются либо общегосударственные формы социализации и инициации подростков (как в СССР – пионерская, комсомольская организации), либо происходит жесткая социализация детей во взрослую жизнь в условиях диктата семьи-общины.
Молодежные
субкультуры – феномен
Существует довольно четкая динамика развития субкультуры:
Во-первых, очень хорошо заметно, как новая субкультура возникает за счет притяжения адептов уже существующих субкультур, перенимая оттуда многие элементы: атрибутику, социальные институты, нормы поведения, деятельное наполнение. Хотя, конечно, известны уже и искусственные субкультуры (но все равно созданные на базисе уже имеющихся).
Во-вторых, любая субкультура развивается. Она проходит несколько стадий развития и может исчезнуть.
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
В настоящее время при описании неформальных молодежных объединений используются различные термины, взятые из области права, культурологии, биологии, социологии и социальной психологии или просто из средств массовой информации. В такой ситуации одни и те же термины нередко имеют разное значение, особенно если отсутствует их юридическое определение.
"Неформальные объединения" (социол.) - вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которого является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом неинституциональной (т.е. не зафиксированной в государственных, общественных традиционно сложившихся институтах) сферы, которая основана на принципах самодеятельности.
С
правовой точки зрения, такая форма
объединения не является юридическим
лицом (юридическое лицо положено регистрировать
в подразделениях Минюста) и не является
официально созданным общественным объединением
без образования юридического лица (подобная
форма регистрируется Минюстом в уведомительном
порядке).
У неформального объединения отсутствуют
обязательные, юридически определенные
атрибуты общественного объединения:
устав, учредители и многое другое. Часто
отсутствует сам факт объединения, так
как под одним и тем же названием могут
существовать разные формирования, как,
к примеру, это имеется у "сатанистов"
- фанатов тяжелого "сатанистского"
рока и сторонников различных философских
концепций "сатанизма".
Все неформальные движения могут называться движениями только условно, так как в общепринятом юридическом понимании ни движениями, ни объединениями они не являются. Единственным признаком, объединяющим входящих туда подростков является субкультура - то есть, прежде всего, специфическая внешняя символика и атрибутика, во вторую очередь - нормы поведения, и только в третьих - какая-либо идеология и мораль.
Градация
от менее развитой субкультуры к
более развитой производится на основании
увеличения культурного разнообразия,
расширения институционального поля,
потенциальной способности
Необходимо отметить, что не обязательно каждая стадия присутствует в «биографии» каждой молодежной субкультуры. Последние могут развиваться, минуя определенные стадии (например, начиная с третьей).
Ниже приводится описание основных характеристик стадий развития (список) и их расширенное описание (таблица):
1. Субкультуры с концентрацией на единственном общем объекте внимания (форме деятельности или культурном герое – «кумире»). Нормы поведения – те же, что и в общемолодежной субкультуре, так как низкоразвитая субкультура не имеет специфических социальных институтов, регулирующих взаимодействие и поведение ее участников. По большому счету, здесь имеется единственный социальный институт – например, увлечение творчеством какой либо музыкальной группы.
2.
Появление форм совместной
3.
Формирование собственного
4. Дальнейшее расширение морально-этических и эстетических норм и ценностей в интеллектуальных сообществах приводит к большому разнообразию в различных культурных областях. Формирование специальных институтов, регулирующих максимально широкий спектр ситуаций жизнедеятельности адепта субкультуры. Появление и развитие философских аспектов субкультуры и интеграция с мировой культурой в целом. На данном уровне субкультура перестает быть чисто молодежной.
5. Период размывания субкультуры.
В любом движении присутствуют также предыдущие стадии развития данной субкультуры.
Соответственно в каждой субкультуре сообщество делится на слои, формирующиеся в зависимости от нахождения на определенных стадиях развития. В отдельных случаях внутри молодежной субкультуры 3 уровня развитости может сформироваться взрослая субкультура, базирующаяся на тех же социальных институтах, что и породившая ее молодежная субкультура. Существенным отличием взрослой субкультуры будет отсутствие характерных для молодежной субкультуры функций социализации и эмансипации, и, соответственно, завязанных на эти функции социальных институтов.
Существует большое количество классификаций неформальных подростково-молодежных объединений по различным признакам.
На основании участия молодежи в политической жизни страны можно выделить несколько типов (моделей) таких организаций:
• организации молодежи, которые абсолютно деполитизированы, т. е. в состав которых входят молодые люди, имеющие далеко не одинаковые идейные ориентации, занимающие разные политические позиции;
• организации молодежи, располагающие широкой идейной платформой и объединяющие юношей и девушек, которые имеют приблизительно одну политическую ориентацию;
• высокополитизированные молодежные организации. Как правило, такие организации крепки, устойчивы; они, подобно комсомолу, тесно примыкают к определенной (чаще всего правящей) политической партии. Во многих странах, особенно европейских, и сегодня такие организации молодежи функционируют как молодежные секции, фракции, крылья партий. Посредством таких организаций партии готовят себе пополнение, кадры, актив, организуют выборы, референдумы, проводят массовые акции, мероприятия;
• организации молодежи, которые не имеют никакой политической основы. Они на деле занимаются главным образом решением социально-экономических, культурно-художественных, бытовых проблем молодежи. Этот тип организаций в мире едва ли не наиболее распространенный.
На
основании психолого-
Под антисоциальным или деликвентным поведением подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть серьезных правонарушений и преступлений, наказуемых согласно УК РФ. Основной чертой такого поведения являются совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.
Включение/невключение в ценностную ориентацию подростка социальных ценностей (дом, семья, работа, Родина и т.д.) определяет его социализацию в том или ином социуме. Так, асоциализированными подростками являются те, у которых в их ценностной шкале традиционных социальных ценностей нет. С другой стороны, уличный социум, к примеру, характеризуется своей системой ценностей, и подросток, попавший в эту систему, определяется как "улично социализированный".
К
просоциальным относятся клубы социальной
помощи, экологические, этические, историко-патриотические
объединения (за исключением радикалов)
и иные формирования.
По степени общественной
опасности/полезности молодежные неформальные
движения (субкультуры) условно разделяются
на:
Радикалы:
Агрессивы: панки, анархо-алисоманы, киноманы, ролевое сообщество, гопники.
Социально опасные и криминальные формирования: "черные следопыты", деструктивные мимикранты, тусовки "голубых" проституток, бэггеры, незаконные околорелигиозные формирования (секты).
Неагрессивные неформальные объединения: хиппи, неагрессивные крылья Движения ролевых игр, сорокоманы, индеанисты, хип-хопперы, сатанисты (философское направление).
Просоциальные неформальные объединения (в том числе "зеленой", культурно-исторической и патриотической направленности).
По данным на начало 2004 года наиболее крупными неформальными сообществами являются: