Научно-теоретические подходы к исследованию эмоций

Автор: Мария Эдуардовна, 16 Ноября 2010 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава I. Исследования эмоций в психологии…………………………….6

Глава II. Изучение эмоций в контексте:

1.Физиологических и биологических теорий………………………………7

2.Психодинамических (мотивационных) теорий…………………………..15

3. Когнитивных теорий………………………………………………………24

4. Гуманистическое направление………………………………….. ………29

5. Отечественные психологи об эмоциях………………………..................31

Выводы…………………………………………………………………………37

Список литературы……………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.Часть1.docx

— 58.89 Кб (Скачать)

5.Отечественные  учёные об эмоциях.

С.Л. Рубинштейн.

С.Л. Рубинштейн, выдающийся отечественный психолог, являясь представителем психологической  теории деятельности, утверждал, что  чувства человека - это его отношение  к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного  переживания.

Отличительными  и существенными признаками эмоций, согласно Рубинштейну, являются: полярность (положительный или отрицательный  знак, которые часто образуют сложное противоречивое единство); субъективное состояние и отношение к объекту; противоположность напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. По мнению ученого, эмоции или аффективность – своеобразные познавательные процессы, которые специфическим образом отражают действительность, поэтому эмоциональные процессы нельзя противопоставлять познавательным. Согласно Рубинштейну, природа и функции эмоций определяются процессом деятельности человека, направленной на удовлетворение своих потребностей и течением органических витальных процессов. В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения потребности, о чем сигнализируют эмоции, человек может перестроить свою деятельность соответствующим образом, чтобы достичь нужного результата. При этом течение эмоциональных процессов опосредовано такими психическими процессами, как: рецепция, восприятие, осмысливание, сознательное прогнозирование всего хода событий и действий. «Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу всей совокупности объективных обстоятельств в соответствии или в разрез с ними, определяет судьбу его эмоций».

Рубинштейн  также постулировал, что у воли и эмоций общие истоки – потребности, так как человек осознает предмет, от которого зависит удовлетворение потребности; в результате возникшего желания и чувства удовольствия или неудовольствия, которое этот предмет доставляет, у человека формируется  к нему определенное чувство, и прилагаются  определенные усилия для совершения действий. Эмоции формируются в ходе деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей, и  в то же время сами эмоции, или  потребности, переживаемые в виде эмоции, побуждают человека к деятельности. Противоречивость и амбивалентность чувств обусловлены разнообразием интересов, потребностей, установок личности. По мнению Рубинштейна, чувства и эмоции человека отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее установки, ее истинное существо.

С.Л. Рубинштейн выделял три сферы эмоциональных  проявлений личности. Первая – это  сфера органической аффективно-эмоциональной  чувствительности, к которой относятся  элементарные удовольствия – неудовольствия, связанные с органическими потребностями. Вторую, более высокого уровня эмоциональных  проявлений, составляют предметные чувства (эмоции), которые связаны с обладанием определенными предметами и занятиями  отдельными видами деятельности. Эти  чувства, соответственно их предметам, подразделяются на интеллектуальные, эстетические и материальные. Третья сфера эмоциональных проявлений человека связана с обобщенными  мировоззренческими чувствами (чувство  юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п.), которые отражают отношение человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям, ценностям. По глубокому убеждению Л.С. Рубинштейна, важнейшим источником человеческих чувств является труд – основа человеческого  существования. На основе зарождения совместного  труда и деятельности в процессе филогенетического развития человечества, зародился новый мир специфических  чувств к человеку и к другим людям. Через отношения с другими  людьми у человека формируется определенное отношение и чувства к самому себе, личностные чувства, различные  направления и стороны эмоциональности, общественные чувства.

А.Н. Леонтьев.

Другой  видный представитель психологической  теории деятельности А.Н. Леонтьев считал, что эмоции, субъективно отражая  информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, объективных  ситуациях, в которых осуществляется деятельность человека, также непосредственно  отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Леонтьев А.Н. дифференцировал эмоциональные явления на следующие подклассы: аффекты и страсти, собственно эмоции и чувства, которые, по его мнению, отличаются друг от друга функционально и генетически, а также разной связью со структурой деятельности, которую они регулируют. В отличие от аффектов, эмоции имеют идеаторный характер и способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами.  Кроме этого, эмоции релевантны именно деятельности, а не отдельным актам и действиям, эмоции могут обобщаться, образуя индивидуальный эмоциональный опыт. По мнению Леонтьева, эмоции – это широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности, играющий роль ориентирующих субъективных сигналов.

Простейшие  эмоциональные процессы, согласно автору, являются врожденными и выражаются в двигательных, органических и секреторных  изменениях. В процессе развития человека эмоции отходят от инстинктов и приобретают  сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют разнообразные виды высших или социальных чувств. А.Н. Леонтьев, разделяя эмоции и аффекты, писал, что  первые воспринимаются субъектом как  состояния моего «я», вторые –  как состояния, происходящие во мне.

К общепринятым определениям аффектов и эмоций Леонтьев добавил, что аффекты возникают  в ответ на уже фактически наступившую  ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают  события. Кроме этого, аффективные  комплексы при определенных условиях могут полностью вытесняться  из сознания, а при частом повторении ситуаций, вызывающих отрицательные  аффективные состояния, это приводит к аккумуляции аффекта, которая  может вылиться в «аффективный взрыв». В отличие от аффектов, эмоции являются более длительными состояниями, не всегда проявляющимися во внешнем  поведении, имеют ярко выраженный ситуационный характер, а также могут возникнуть как реакция на аффект. Леонтьев также четко разделял эмоции и чувства, отмечая что эмоция носит ситуативный характер, т.е. выражает субъективное оценочное отношение к существующей или прогнозируемой ситуации, а также к своей деятельности в этой ситуации, в то время как чувства носят отчетливо выраженный предметный характер. Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения. Существенно и то, с точки зрения Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать, но даже противоречить друг другу (например, по отношению к горячо любимому человеку мы можем испытывать гнев, раздражение или неудовольствие в определенных ситуациях). Именно поэтому Леонтьев со скепсисом относился к такому понятию, как «амбивалентность эмоций». По Леонтьеву, чувства образуют ряд уровней, начиная от простых чувств к конкретному объекту или предмету, и заканчивая высшими социальными чувствами, связанными с общественными ценностями и идеалами и являющимися продуктом жизни человека в обществе, общения с другими и воспитания.

В.К. Вилюнас.

Немалый вклад в понимание эмоций внес замечательный отечественный психолог Вилюнас В.К. По его утверждению, любое эмоциональное явление  – это единство специфического субъективного  переживания и некоторого отражаемого  содержания. Эмоциональные процессы и состояния, рассматриваемые изолированными, не обнаруживают признаков, позволяющих  их четко идентифицировать и классифицировать. При этом, деятельность представляет собой сферу, в которой эмоциональные  явления обнаруживаются.

В.К.Вилюнас  в своих работах обосновал  невозможность существования эмоций без познавательных процессов, так  как благодаря взаимодействию с  восприятием, памятью, вниманием эмоции выполняют оценивающую и побуждающую  функции. Также, в зависимости от познавательного содержания психического образа, эмоции выделяют цели и побуждают  человека к соответствующим действиям. Основываясь на этих положениях, автор предложил свою классификацию эмоций по их познавательной составляющей. Согласно этой классификации, любой предмет познавательного процесса (восприятия, памяти, мышления) выступает как объект эмоционального переживания. Ученый убежден, что знание функций эмоций по отношению к познавательному содержанию позволит экспериментально изучать эмоции через анализ познавательных процессов. Вилюнас В.К. объясняет это положение тем, что познавательные процессы, которые эмоционально переживаются, имеют ряд динамических отличий от эмоционально слабо окрашенных. К этим отличиям относятся темп, скорость, продуктивность познавательных процессов. Изучение именно этих характеристик когнитивных процессов позволит судить об эмоциональных процессах и состояниях, определяя характеристики самих эмоций: знак (положительный или отрицательный) и интенсивность (сильная или слабая). 

 

Вывод

Если  обратиться к вопросу о возникновении  эмоций - единого мнения не существует. Деление теорий на группы производилось  с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения  эмоций.

- В биологических  теориях эмоций, источник возникновения  кроется в органических изменениях. У разных авторов это называется  по разному, но не важно как  это называется, так как смысл  един.

- В психоаналитических  теориях причина эмоций - столкновение  инстинктивной энергии с запретами  и нормами Супер-Эго. Это можно  объяснить тем, что вся теория  психоанализа была построена  на представлении о двух инстинктах (эрос, тонатос), а так же на  трехкомпонентной теории строения  личности (Ид, Эго, Супер-Эго). 

- В когнитивных  теориях, в них возникновение  эмоций связывается с деятельностью  cogito, и эмоция представляется  как оценка, в этом с когнитивными  теориями эмоций сходна информационная  теория Симонова, где эмоция это  оценка ситуации, мне кажется,  что их можно было бы объединить  под общим названием когнитивных  теорий, но делать мы этого  не будем в силу того, что  ключевым словом у когнитивистов  является оценка, а у Симонова - информация.

Таким образом, физиологические, мотивационные  и когнетивные теории не противоречат друг другу, а напротив взаимодополняют  друг друга, так как описывают  разные фазы эмоционального процесса и виды эмоциональных состояний.

Оставшиеся  теории: мотивационная, адаптационная  соответственно рассматривают эмоции как мотивы адаптации к условиям среды, при этом механизм возникновения  становится понятным.

Отдельное место занимают взгляды:

А.Н. Леонтьева  на ту же самую проблему, так как  он рассматривает эмоции в рамках своего учения о деятельности, механизмом возникновения, автоматически, является человеческая деятельность;

С.Л. Рубинштейна, который так же являясь представителем психологической теории деятельности, утверждал, что эмоции формируются  в ходе деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей, и  в то же время сами эмоции, или  потребности, переживаемые в виде эмоции, побуждают человека к деятельности. Противоречивость и амбивалентность  чувств обусловлены разнообразием  интересов, потребностей, установок  личности.

В.К.Вилюнас  в своих работах обосновал  невозможность существования эмоций без познавательных процессов, так  как благодаря взаимодействию с  восприятием, памятью, вниманием эмоции выполняют оценивающую и побуждающую  функции. Также, в зависимости от познавательного содержания психического образа, эмоции выделяют цели и побуждают  человека к соответствующим действиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. Анохин  П.К. Эмоции // Психология эмоций.

2. Вилюнас  В.К. Основные проблемы психологической  теории эмоции // Психология эмоций.

3. Вилюнас  В.К. Психология эмоциональных  явлений. 

4. Вундт  В. Психология душевных волнений // Психология эмоции

5. Изард  К.Е. Эмоции человека.

6. Изотова  Е.И. Никифорова Е.В. – Эмоциональная  сфера ребёнка. 2004

7. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б.

8. Леонтьев А.Н.  Потребности, мотивы и эмоции. - Тексты под редакцией Вилюнас  В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. 

9. Психология  эмоций. - Тексты под редакцией  Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. 

10. Божович Л.И. Проблемы  формирования личности - под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО

Информация о работе Научно-теоретические подходы к исследованию эмоций