Научно-теоретические подходы к исследованию эмоций

Автор: Мария Эдуардовна, 16 Ноября 2010 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава I. Исследования эмоций в психологии…………………………….6

Глава II. Изучение эмоций в контексте:

1.Физиологических и биологических теорий………………………………7

2.Психодинамических (мотивационных) теорий…………………………..15

3. Когнитивных теорий………………………………………………………24

4. Гуманистическое направление………………………………….. ………29

5. Отечественные психологи об эмоциях………………………..................31

Выводы…………………………………………………………………………37

Список литературы……………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.Часть1.docx

— 58.89 Кб (Скачать)

3.Когнитивных  теорий эмоций.

3.1. Теория Н.Я. Грота.

Экспериментальное изучение когнитивных детерминант  в эмоциональных процессах начато с работ Грота, который одним  их первых рассмотрел связь эмоций с психическими процессами, а так  же с развитием нравственности и  свободы воли личности. Особое внимание Н.Я.Грот обращал на развитие эмоций и чувств, связывая их не только с  мыслями, но и с ощущениями, т.е  по существу он говорил о «эмоциональном тоне ощущений». В качестве основной единицы душевной жизни он выделял  «психический оборот», который состоит  из четырёх основных моментов –  ощущений, чувствований, умственной переработки  и волевого решения, переходящего в  действие. При этом чувствование, с  его точки зрения представляет собой  результат субъективной оценки ощущений, и соответствуют второму моменту  «оборота». Таким образом именно Грот заложил основы отечественной  психологии эмоций, доказав их большое  значение для развития познания и  личности человека и связывая их, в  русле отечественной традиции, с  нравственным развитием ребёнка.

3.2. «Когнитивно-физиологическая»  теория С. Шехтера.

К тому, что было сказано об условиях и  факторах возникновения эмоций и  их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его  соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость  оценить содержание ситуации, которая  это возбуждение вызвала. Тип  или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом  возбуждении, а от того, как индивид  оценивает ситуацию, в которой  это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или  гневом, страхом или отвращением  или любой другой подходящей к  ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое  физиологическое возбуждение может  испытываться, как радость или  как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. Он показал, что немалый вклад  в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция  эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической. В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений  когнитивной теории эмоций, людям  давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор  в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние  эйфории, в другом состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что  они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные  переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции. Было показано также, что  характер и интенсивность эмоциональных  переживаний человека в той или  иной ситуации зависят от того, как  их переживают другие, рядом находящиеся  люди. Это значит, что эмоциональные  состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

3.3. Теория когнитивного  диссонанса Л.  Фестингера.

У человека в динамике эмоциональных процессов  и состояний не меньшую роль, чем  органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические  факторы (когнитивные означает относящиеся  к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие  эмоции у человека динамическими  особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий явилась  теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Основные положения этой теории:

Возникновение диссонанса, порождающего психологический  дискомфорт, будет мотивировать индивида к попытке уменьшить степень  диссонанса и по возможности достичь  консонанса.

В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет  активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его  возрастанию.

Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы  таким образом, чтобы они соответствовали  реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко  используется для того, чтобы объяснить  поступки человека, его действия в  различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного  мотива соответствующих действий и  поступков. Лежащим в их основе когнитивным  факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая  роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая  когнитивистская ориентация современных  психологических исследований привела  к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также  и сознательные оценки, которые человек  дает ситуации. Полагают, что такие  оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

3.4. Информационная теория  эмоций П.В. Симонова

Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в  краткой символической форме  представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого  следующую формулу: Э = f [П, (Ин -- Ис), где Э -- эмоция, ее степень, качество и знак; П -- сила и качество актуальной потребности; (Ин -- Ис) -- оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности  на основе врожденного и онтогенетического  опыта; Ин -- информация о средствах, прогностические необходимых для  удовлетворения потребности; Ис --информация о средствах, которыми располагает  субъект в данный момент.

Согласно  формуле, предложенной П.В. Симоновым (его  концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и  имеет специальное название - информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции, в конечном счете, определяются силой потребности и оценкой  способности ее удовлетворения в  сложившейся ситуации.

П.В. Симонов  полагал, что потребность выступает  как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким  образом, мы не имеем никаких оснований  рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия  возникновения потребности. В своих  работах П.В.Симонов ставит себе задачу сосредоточить внимание на тех  фактах, которые показывают, что  потребность, влечение (мотивация), возбуждение  нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге. Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы.

Согласно  теории П.В.Симонова, в организме  человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят  от сознания. Мотивация есть результат  осознания этой потребности, которое  приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события  и по устранению нежелаемого.

П.В. Симонов  также подчеркивал информационную природу эмоций. В определении  Кабанака информационная сторона эмоций полностью игнорируется. Важно отметить, что эмоция - это психический механизм, выполняющий определенные функции. В процессе функционирования этого  механизма возникают различные  психические состояния, которые  тоже называются эмоциями. Можно сказать, что эмоция это психическое состояние, возникающее в результате когнитивной  обработки информации, которая может  быть получена извне, извлечена из памяти, или даже выдумана, нафантазирована. Эмоция регулирует количество энергии, выделенное организмом на решение задачи, связанной с полученной информацией. Количество энергии (активность) определяется уровнем физиологического возбуждения. Эмоция определяет также, в самых  общих чертах, последовательность действий (поведенческую программу), которая  вызывается полученной информацией. Например, страх заставляет убегать или  затаиться, гнев - нападать, интерес - исследовать, надежда - выжидать и т. д.

3.5.Теория  личностных конструкторов  Дж. Келли.

Дж. Келли  создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что "люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта". Также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констеляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Так же Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике.

4. Гуманистическое  направление.

Если  фрейдизм изучает невротическую  личность, желания, чувства, поступки и  слова которой расходятся между  собой, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные  личности, достигшие вершины своего развития, вершины «самоактуализации». Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности, каждый воспринимает и интерпретирует объективный мир по-своему.

К. Роджерс.

Роджерс полагал, что человек с рождения движим потребностью развиваться и  улучшаться. При этом Роджерс признавал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы, когда они ведут себя вопреки своей природе. Люди положительно оценивают те переживания, которые  они воспринимают как содействующие  их личностному росту. И люди избегают и оценивают негативно те переживания, которые препятствуют их самоактуализации. Роджерс ввел термины: конгруэнтность - соответствие переживания его настоящему содержанию, и неконгруэнтность –  неспособность точно воспринимать реальность, неспособность или нежелание  точно сообщить свои чувства другому. Когда несоответствие проявляется  в несовпадении переживаний и  их осознании, то Роджерс называет это подавлением или отрицанием, мешающим правильно осознать и в итоге решить свои проблемы. Преодоление этих психологических механизмов защиты помогает достичь конгруэнтных истинных переживаний.

В гуманистической  модели личности Роджерса основными  концептуальными блоками выступают: реальное Я – совокупность мыслей, чувств, переживаний «здесь и сейчас»; идеальное Я – совокупность мыслей, чувств, переживаний, которые человек  хотел бы иметь.

Чем больше Я-реальное приближено по своим параметрам к Я-идеальному – тем выше степень  конгруэнтности. При сильных и  длительных расхождениях между компонентами Я-реального и Я-идеального возникают  эмоциональные и психологические  проблемы.

По мнению Роджерса, здоровый, полноценный человек  понимает и осознает свои эмоции, независимо от того, выражает он их или нет. Именно поэтому Роджерс считал первой и  главной характеристикой эффективно живущего человека – открытость переживанию  с полной осознанностью самых  глубоких мыслей и чувств.

А. Маслоу.

Гуманистическая теория личности А. Маслоу основана на мотивации и иерархии потребностей человека. Согласно автору, негативные эмоции и чувства людей являются результатом фрустрации, неудовлетворенных  основных потребностей. По Маслоу, иерархия потребностей строится следующим образом: физиологические потребности, потребности  безопасности и защиты, потребности  принадлежности и любви, потребности  самоуважения, потребности личного  самосовершенствования. При этом Маслоу выделяет дефицитарную и бытийную мотивации, а также метамотивацию. Дефицитарная мотивация связана с голодом, болью, страхом, при ее удовлетворении возникает бытийная мотивация, направленная на получение удовольствия и удовлетворения в настоящее время. Метамотивация  способствует поиску положительной  цели, позитивных переживаний и чувств в будущем. С метамотивацией непосредственно связаны вершинные переживание-обобщение лучших моментов человеческого существования, счастливейших моментов жизни, экстаза, величайшей радости, блаженства». По утверждению автора, события, которые вызывают вершинные переживания, могут быть не только радостными, но и трагическими (смертельная опасность, тяжелая болезнь, глубокая депрессия). Результатом вершинных переживаний является существенное изменение отношения к себе, другим людям, жизни, миру. Маслоу настаивал, что для самосовершенствования необходимы положительные эмоции и призывал психологов к серьезному изучению воздействия эмоций на человека. Он считал, что отрицательные эмоции и внутренние конфликты забирают энергию человека, препятствуя тем самым его эффективному функционированию и самосовершенствованию.

Маслоу  также добавил к списку психологических  защит десакрализацию и комплекс Ионы. Десакрализация – эмоциональное  обеднение жизни, возникающее из-за страха перед глубокими эмоциями. Комплекс Ионы – нежелание совершенствоваться из-за страха перед трудностями, боязни нового и отказа от привычного. «Благодаря»  этим защитам, избегая сильных эмоций, человек обесценивает личностные ценности, слишком интеллектуализируется, не оставляя места искренним и непосредственным чувствам. 
 

Информация о работе Научно-теоретические подходы к исследованию эмоций