Научно-теоретические подходы к исследованию эмоций

Автор: Мария Эдуардовна, 16 Ноября 2010 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава I. Исследования эмоций в психологии…………………………….6

Глава II. Изучение эмоций в контексте:

1.Физиологических и биологических теорий………………………………7

2.Психодинамических (мотивационных) теорий…………………………..15

3. Когнитивных теорий………………………………………………………24

4. Гуманистическое направление………………………………….. ………29

5. Отечественные психологи об эмоциях………………………..................31

Выводы…………………………………………………………………………37

Список литературы……………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.Часть1.docx

— 58.89 Кб (Скачать)

Сам Фрейд  охарактеризовал эти структуры  так: «мы могли бы сказать, что  эго символизирует разум и  здравый смысл, тогда как ид символизирует  необузданные страсти…Суперэго похоже на тайный департамент полиции, безошибочно  определяющий любые тенденции со стороны запретных влечений, особенно агрессивного плана и безжалостно  карающий человека, если присутствуют любые из этих тенденций». Из этого следует, что эмоции человека выступают как следствие бесконечной борьбы между ид и суперэго.

Большая заслуга З.Фрейда состоит в том, что он первым обратил внимание на сущность и роль бессознательного, утверждая, что мы – существа не рациональные, а управляемые эмоциональными силами, происхождение которых часто  не осознается. Наблюдая, как уместные, так и неуместные проявления эмоций, Фрейд пришел к пониманию мотиваций  внутри бессознательного. Эмоции служат средством для избавления от состояния  напряжения и для понимания состояния  удовольствия.

Еще одно научное достижение Фрейда заключается  в формулировании и описании защитных психологических механизмов, с помощью  которых человек пытается избавиться от негативных эмоциональных переживаний (отрицание, вытеснение, рационализация, инверсия, проекция, замещение, регрессия, сублимация). Также Фрейд ввел в систему психоанализа как метод лечения такой термин как катарсис – разрядка, снятие напряжения, тревоги, вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, чувств, желаний и воспоминаний.

Основной  психодинамической традиции в психологии и психиатрии стал взгляд З.Фрейда, который показал важность в человеческом существовании некогнитивных феноменов, или «аффектов», принимаемых им как  мотивационные перемены. Фрейд подчёркивал  бессознательный характер эмоций, и  их связь с физиологическими коррелятами. Он полагал, что низкий уровень возбуждения  нервных элементов в глубине  мозга вызывает подсознательное  чувство дискомфорта; переданное в  кору, это чувство может возбудить  потребность во взаимодействии с  внешним миром (еда, секс). Это взаимодействие ведёт к уменьшению первоначального  дискомфорта, вызывает чувство удовольствия. Эффективные, более «проторенные»  проводящие пути к головному мозгу, становятся «мотивами». Когда кора воспринимает эти мотивы, они становятся «желанными». Таким образом, Фрейд  приходит к выводу о том, что эмоция – это усиление или уменьшение чувства дискомфорта в глубине  мозга. Психоаналитические концепции  различают три аспекта аффекта: 1) энергетический компонент инстинктивного влечения (заряд аффекта); 2) процесс  разрядки; 3) восприятие окончательной  разрядки (ощущение или чувство эмоции). Разрядка и чувствительные компоненты рассматриваются просто как выражение  эмоции, а аффект – как набор  сигналов, такое же средство познания реальности, как и мышление. При  этом заряд аффекта связан с количественной или интенсивной мерой аффекта, а процессы разрядки ощущаются как  качественные тона.

Однако, несмотря на большое значение физиологических  параметров эмоций, Фрейд выступал против того, чтобы выдвигать значение органических причин на первый план в процессе формирования эмоций. Напротив, высокую динамичность эмоционального развития человека он связывал, прежде всего, с личностными процессами, в частности с влиянием вытесненных желаний, с трансформацией либидозного инстинкта. 

2.2. «Ассоциативная теория» В. Вундта.

Сфера сознания, описываемая эмоциями, по мнению Вундта, количественно выражается измерениями удовольствия-неудовольствия, расслабления-напряжения и спокойствие-возбуждение. Таким образом, все эмоции, по его  мнению, обладают определённой характеристикой, которая влияет на особенности мотивации. Эмоция концентрирует в себе личностное содержание мотивации, поэтому через  эмоции человек может осмысливать  происходящее и регулировать свою деятельность, поэтому эмоция выполняет две  основные функции – смыслообразующую и регулятивную.

Представления В. Вундта (1880) об эмоциях довольно эклектичны. С одной стороны, он придерживался  точки зрения Гербарта, что в некоторой  степени представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции — это прежде всего  внутренние изменения, характеризующиеся  непосредственным влиянием чувств на течение представлений.

«Телесные»  реакции Вундт рассматривает  лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в  связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные  чувства (эмоции) развились позже. Однако когда в сознании человека возникает  какая-то эмоция, то она всякий раз  вызывает по ассоциации соответствующее  ей, близкое по содержанию низшее чувство  или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют  эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда  человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот.

2.3. Теория Э. Клапареда.

Выделил ведущие эмоции (направленные на мотивационно значимые явления) и производные (развивающиеся  из ведущих), что в дальнейшем имело  огромное значение в исследованиях  эмоций. Согласно Клапареду,

производные (вторичные) эмоции возникают преимущественно  в ситуациях, затрудняющих приспособление, при невозможности адекватного  поведения. Таким образом производные  эмоции являются по своей природе  негативными. Ведущие эмоции (первичные) регулируют состояние человека, связанные  с мотивацией, являются постоянными  и связанны с личностью человека.

Если  в теориях В. Вундта рассматриваются  собственно эмоции, то в работах  Клапареда речь идёт ещё и о  чувствах (производные эмоции). 

2.4. Теория У. Мак-Дугалл.

В работах  Мак-Дугалла говорится о связи  эмоций с ситуацией, в которой  протекает деятельность субъекта. Главная  идея Мак-Дугалл состоит в том, что  он ограничивал класс производных  эмоций теми переживаниями, которые  обобщённо могут быть названы  эмоциями успеха-неуспеха. Функциональное назначение эмоций успеха-неуспеха подсказывается попыткой, осмыслит их эволюционную необходимость. Эмоция, констатирующая фактический  успех или неуспех, всегда сопровождает отдельную попытку приближения  к цели. Эмоции успеха - неуспеха играют роль посредника, подключающего к  регуляции жизнедеятельности другие производные эмоции. Однако этим их роль не ограничивается, так как  самое главное их значение в том, что они пресекают неадекватные попытки субъекта добиться цели в  неправильно организованной деятельности, которая постоянно приводит к  неуспеху. Таким образом, в данном случае эти эмоции играют роль стоп-сигнала, который спасает организм от истощения  и бесплодной и безрезультатной  деятельности. В то же время эмоции успеха, наоборот, фиксируют внимание человека на тех операциях, видах  деятельности, как правило, закрепляются и становятся постоянными для субъекта в определённой ситуации, формируя его опыт. 

2.5.Мотивационная  теория Р.У. Липпера.

В мотивационной  теории эмоций Липпера эмоции характеризуются  как мотивы, так как оказывают  на организм человека тоже фундаментальное  влияние, что и мотивы физиологического происхождения. Он выносил на обсуждение тот факт, что, "не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим". Липер полагал, что среди мотивов возможно выделение двух типов. Это эмоциональные и физиологические мотивы. При этом он подчеркивал, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда), а могут зависеть от внешней стимуляции (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов. Основным различием между этими типами мотивов Липер предлагал считать то, что эмоциональные мотивы - "это процессы, которые зависят от сигналов, … напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями…". А физиологические мотивы - это процессы, которые зависят либо от особенных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильного раздражения извне. 
 

2.6. Нейрокультурная теория П. Экмана.

кман  предложил нейрокультурную теорию эмоций, с точки, зрения которой у  человека имеются базисные эмоции, переживания, и способы, выражения  которых не зависят от культуры и  связаны с неконтролируемыми  реакциями. Социально обусловленная маска, принятая в том или ином социуме, позволяет человеку выразить то или иное эмоциональное состояние для других людей или маскирует базисные эмоции. Поэтому после генетически заложенной неконтролируемой реакции в динамике эмоциональное выражение человек использует социально заданный способ, причём в разных социальных группах в зависимости от традиций данные способы различаются вплоть до совершенно противоположных. Например, у европейцев и японцев коренным образом отличны способы выражения счастья, но при этом сходны мимические средства выражения гнева и счастья. Если европеец, переживая счастье, широко раскрывает глаза, активно жестикулирует руками, открывает рот, оголяя зубы, выпрямляет спину и поднимает голову, то японец использует сходные реакции в состоянии ярости, а при переживании счастья, наоборот, щурит глаза, собирает вместе руки, кланяется и держит рот в полуулыбке, не открывающей зубы. Таким образом, по Экману, человек всегда выражает эмоции для других, и социальный мотив определяет функционирование эмоций.

2.7. Теория дифференциальных  эмоций К. Изарда.

Теория  дифференциальных эмоций К. Изарда - одна из самых разработанных теорий. Объектом ее изучения являются частные эмоции, каждая из них рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный  процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные, и чувственно-переживательные  аспекты. По утверждению Изарда, «эволюционное  значение эмоций состоит в том, что  они обеспечили новый тип мотивации, большую вариативность поведения, необходимые для успешной адаптации».

Основные  постулаты этой теории:

  1. Мотивационная система человеческого функционирования состоит из десяти базовых эмоций: радости, гнева, печали, презрения, отвращения, страха, смущения или стыда, удивления, вины, интереса.
  2. Базовые эмоции имеют свои нервные субстраты, проявляют себя в мимике, отчетливо переживаются и осознаются, оказывают мотивирующее и организующее влияние на человека, способствуя его адаптации.
  3. Фундаментальные эмоции по-разному переживаются и имеют свою мотивационную функцию
  4. Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, когнитивными, перцептивными, моторными, гомеостатическими процессами.
  5. Существуют устойчивые индивидуальные различия в частоте и интенсивности переживания разными людьми тех или иных эмоций, и эти различия можно изучать и описывать в терминах «эмоциональная черта» и «эмоциональный порог».
  6. В зависимости от индивидуальной высоты эмоционального порога одни дети чаще, а другие реже переживают и проявляют ту или иную эмоцию, и это в значительной степени определяет их взаимоотношения с окружающими людьми. С другой стороны, реакция окружающих на эмоциональные проявления ребенка непосредственно влияет на становление его эмоционального стиля формирование тех или иных личностных черт.

К. Изард  признаёт за эмоциями функцию детерминант  поведения в широком диапазоне. Эмоции рассматриваются и как  личностные процессы, придающие смысл  и значение человеческому существованию. Эмоции с точки зрения Изарда, представляют собой  трёхуровневый процесс, который  включает: 1)переживаемое и осознаваемое ощущение эмоций; 2)процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и д.р. системах организма; 3)поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности те, которые отражаются на лице. Таким образом, эмоция имеет  нейрофизиологический, нервномышечный и феноменологический аспекты.

2.8. Теория Э. Даффи.

Даффи основывался на учениях Вундта и  Спенсера, и считал, что все поведение  человека, возможно, объяснить, используя  термины "единого феномена" - организмического возбуждения. Также Даффи утверждал, что поведение может изменяться только лишь относительно двух векторов: направленность, интенсивность.

Направленность - избирательность ответа, которая  основывается на ожиданиях, целях и  взаимоотношениях организма с окружающей его средой (воспринимаемыми стимулами, исходящими от окружающей среды). В  зависимости от значения ситуации (побудительное, угрожающее), индивид может либо подчиняться ей, либо избегать. Интенсивность - следствие общей возбудимости организма, мобилизации энергии.

Мерой интенсивности Даффи считал "количество энергии, высвобожденной из тканей организма". Эмоции Даффи рассматривал как точку, либо как совокупность точек на шкале  возбуждения, поэтому в его теории дискретность эмоций можно рассматривать  только в контексте интенсивности. 
 
 

2.9.Теория  М. Арнолда.

Согласно  Арнольду, эмоции возникают как результат  воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в  категориях восприятия и оценок.

Термин "восприятие" Арнольд толковал как "элементарное понимание". В  данном случае "воспринять объект" - значит в некотором смысле "понять" его, вне зависимости от того, как  он влияет на воспринимающего". В  сознании формируется образ воспринимаемого  предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную  окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод  о том, что Арнольд понимал  эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его. По Арнольду оценка происходит сразу  после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который  не связан с размышлением.

Информация о работе Научно-теоретические подходы к исследованию эмоций