Научно-теоретические подходы к исследованию эмоций

Автор: Мария Эдуардовна, 16 Ноября 2010 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава I. Исследования эмоций в психологии…………………………….6

Глава II. Изучение эмоций в контексте:

1.Физиологических и биологических теорий………………………………7

2.Психодинамических (мотивационных) теорий…………………………..15

3. Когнитивных теорий………………………………………………………24

4. Гуманистическое направление………………………………….. ………29

5. Отечественные психологи об эмоциях………………………..................31

Выводы…………………………………………………………………………37

Список литературы……………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.Часть1.docx

— 58.89 Кб (Скачать)

Эта законченная  с теоретической стороны и  достаточно разработанная теория подкупала  двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое  естественнонаучное, биологическое  обоснование эмоциональным реакциям, а с другой она не имела недостатков тех теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции. Остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются с точки зрения ретроспектального опыта такими важными, такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.

Однако, связав эмоции исключительно с телесными  изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к  потребностям и мотивам, лишила эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции. Проблема произвольной регуляции  эмоций трактовалась при этом упрощенно: считалось, что нежелательные эмоции, например гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные  для положительных эмоций. Основные возражения против этой теории, выдвигаемые в психологии, относятся к механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика теории Джемса-Ланге физиологами (Ч. С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных.

В ответ  на эти упреки Джемс объявил, что  органическое происхождение имеют  только "низшие" эмоции, унаследованные человеком от животных предков. К  этой группе можно отнести такие  эмоции, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, неприложимо к таким "субтильным", по его выражению, эмоциям, как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое, интеллектуальное, нравственное переживание и т.д. Таким образом, Джемс резко различал области "низших" и "высших" эмоций. Но Л.С. Выготский  подверг и эту теорию критике  за противопоставление "низших" эмоций, как обусловленных сдвигами в  организме, "высшим", истинно человеческим переживаниям, будто бы не имеющим  никаких материальных оснований.

Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джемса и Ланге была шагом назад  по сравнению с работами Дарвина  и тем направлением, которое непосредственно  от него развилось.

 

 1.4. Активационная теория Линдсея-Хебба.

Психоорганическая теория эмоций (так условно можно  назвать концепции Джемса-Ланге) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная  теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения  и восстановления равновесия в соответствующих  структурах центральной нервной  системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях: Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого 'комплекса активации', связанного с деятельностью ретикулярной формации.

Работа  ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных  состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь  эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние  эмоций на психику и поведение  человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости  от характера и интенсивности  эмоционального переживания. Д.О. Хеббу  удалось экспериментальным путем  получить кривую, выражающую зависимость  между уровнем эмоционального возбуждения  человека и успешностью его практической деятельности. Между эмоциональным  возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень  сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом  и для всех людей) имеется оптимум  эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой. У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

  1.5. Сосудистая теория.

Об особой роли лицевой экспрессии в изменении  субъективных переживаний говорилось и в работах И. Уэйнбаума (началоXX в.), который разработал сосудистую теорию эмоционального выражения и считал коммуникативную функцию эмоций вторичной. Движения мышц лица является механизмом изменения тока венозной и артериальной крови в мозг. Усиление или ослабление притока крови в мозг, в свою очередь, сопровождается сменой субъективных состояний.

Механизмы обратной связи в процессе возникновения  эмоции в дальнейшем изучались С. Томпкинсом, Э. Гельгорном и К. Изардом (1980-1990). С. Томпкинс считал, что проприоцептивная (т.е идущая от проприорецепторов  к мышцам лица) обратная связь от мимических реакций трансформируется в осознанную форму и порождает  эмоции. Причём дифференцированность эмоциональных переживаний объясняется  возможностью тонкой дифференциации движений  лицевых мышц, а скорость возникновения, протекания и угасания эмоциональной  реакции – подвижностью мышц лица.

К. Изард  считает, что определяющую роль в  специфике эмоций играют мимические комплексы. В составе эмоции выделяются три компонента: 1) активность мозга и центральной нервной системы; 2) активность поперечной мускулатуры, системы мимической и пантомимической экспрессии и обратной связи от неё в мозг; 3) субъективное переживание. Паттерн мышечных реакций создаётся пропреоцептивными и кожными импульсами, вызываемыми экспрессивной мимической реакцией, и передаётся человеку, как сигнал об определённом эмоциональном состоянии.

В 1990-х  гг. была развита сосудистая теория эмоционального выражения Р. Заянц, на основе результатов которых было сделано заключение о влиянии  температуры мозга на знак переживаемой эмоции. Холодный воздух не зависимо от запаха всегда оценивается испытуемым как неприятный, а тёплый – как  приятный. Изменение температуры  мозга вызывается через кровоток венозной крови от лицевых мышц за счёт высвобождения или синтеза  температурно-зависимых пептидов. Таким  образом, кровоток от лицевых мышц влияет на температуру мозга и изменяет эмоциональные переживания. 

Сосудистая  теория эмоций в последующих исследованиях  была подтверждена данными о связи  знака эмоции с температурой лба, а так же температурой крови и  гедонического  тона с произнесением  фонем во внешней речи человека.

  

  1.6. Теории К. Лэндис и П.Экмана

Закономерности  моторных реакций при переживании эмоции исследовались в работах К.Лэндис, который рассмотрел отличия мимических реакций при непосредственном переживании эмоции особенности мимической имитации тех или иных эмоций. Результаты экспериментов показали, что мимическая имитация отлична от выражения лица субъектов при подлинных эмоциях, но в тоже время она соответствует общепринятым формам экспрессии. В исследованиях мимических реакций у слепых детей установлено, что их произвольные мимические реакции плохо оформлены, но спонтанное выражение чувств от зрячих не отличается.

Таким образом, Лэндис сделал заключения о  том, что способы выражения переживаний  являются врождёнными, но у каждого  человека имеются индивидуальные, отличающиеся от других людей, мимические комплексы.

 О  наличии врождённых компонентов  мимических реакций говорится  и в работах П.Экмана, он выделял  у человека шесть базисных  эмоций – счастье, гнев, страх,  печаль, удивление, отвращение, экспрессивные  выражения, которых являются уникальными.  Каждая базисная эмоция связанна  с определённой,  генетически  фиксированной программой движения  лицевых мышц, которые не поддаются  сознательному контролю в доли  секунд.  

  1.7. Теория У. Кеннона.

Работы  У. Кеннона положили начало изучению нейрогуморальных и центральных  механизмов эмоций.

У. Кеннон подверг теорию Джеймса-Ланге серьезной  критике и в серии опытов с  денервацией внутренних органов  показал, что висцеральные процессы не играют ведущей роли в возникновении  и развитии эмоции. Экспериментально доказав, роль адреналина в повышении  энергетики организма и тем самым  в усилении эффективности поведения  живых существ в экспериментальных  ситуациях, Кеннон назвал адреналин  «гормоном борьбы и бегства». Однако обращение к вегетативной нервной  системе, при участии которой  выделяется адреналин, бессильно объяснить  различия между отдельными эмоциональными состояниями, о бесконечном разнообразии которых говорит непосредственный житейский опыт. Для симпатического отдела характерен широкий диффузный  эффект, включающий такие компоненты, как усиление сердечной деятельности, торможение перестальтики и секреции пищеварительных желез, расширение зрачков, возрастание количества сахара в крови и т.д. Таким образом, при резко различающихся между  собой аффектах, таких, как ярость и страх, в глубинах организма, тем  не менее, происходят однотипные сдвиги. Более того эти сдвиги могут совершаться и не вызывая эмоций, как, например, при сильном охлаждении, высокой температуре.

Из этого  следует, что характер эмоций определяют не сами по себе вегетативные сдвиги. Так, У. Кеннон подходит к выводу о том, что эмоции являются функцией высших нервных центров, а точнее - подкоркового центра таламуса. Он также доказал, что типичной эмоции, регулируемой таламусом, присущи свойства рефлекса. Она является врождённой, быстро вспыхивающей и полезной по отношению к определённой категории импульсов. Следы эмоций, возникая в ситуации, далёкой от первоначальной, уже не имеют утилитарного значения и, повторяясь, могут приносить  не только пользу, но и вред организму. Связью эмоций именно с таламусом, а  не с работой коры больших полушарий  Кеннон объяснял и бессознательный  характер многих эмоциональных реакций. Так, бесполезно, отмечал он, убеждать человека в том, что у него нет  оснований для волнений, если не устранена их реальная причина, так  как причина воздействует на таламус, в то время, как убеждение ограниченно  уровнем коры. Но, тем не менее, кора обладает тормозными функциями в  отношении таламуса.

 

2.Психодинамических  (мотивационных) теорий.

Каждое  конкретное действие не совершается  человеком только из-за сиюминутного желания, а определяется целым комплексом его потребностей и ценностей, привычками и опытом. Однако сам субъект всю  сложную совокупность факторов, детерминирующих  его поведение, не отражает. Он отчётливо  переживает лишь эмоциональные побуждения, возникающие при этом, ими он и  руководствуется. Именно этот факт и  лежит в основе понимания того, что эмоции сами по себе мотивируют поведение. (В. К. Вильюнас).

В психодинамических  теориях эмоций отражены взгляды  исследователей на то, каким образом  эмоции работают как мотивационный  компонент динамических реакций  человека.

2.1. Психоаналитическая  теория З. Фрейда.

Родоначальником психоаналитической теории личности является З. Фрейд. Согласно ему основными  структурными компонентами психической  организации являются:

  1. Ид (оно) – бессознательное, источник энергии для всех структур личности, задача которого заключается в ослаблении состояния напряжения, усилении удовольствия и доведении до минимума состояний дискомфорта. Оно включает в себя неприемлемые мысли, чувства, переживания.
  2. Эго (я) – компонента психики, которая находится в контакте с реальным миром. Его задача заключается в обеспечении безопасности здоровой психики, удовлетворяя потребности Ид.
  3. Суперэго (сверх-я) – хранилище моральных норм и ценностей. Его роль заключается в осуждении, запрещении запретных мыслей, поступков, чувств.

Информация о работе Научно-теоретические подходы к исследованию эмоций