Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:20, курсовая работа
Поэтому цель моей работы - выяснить причины насилия над детьми; определить, что собственно является насилием; почему в наше время эта проблема стоит наиболее остро, нежели 50-100 лет назат; выяснить - какие меры принимаются для выхода из этой проблемы.
Введение………………………………………………………………………………………………3
Исторические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения………………………………………………………………..4-7
Определение общих понятий……………………………………….7-11
Причины и источники насилия над детьми……………………..11-18
Факторы риска насилия и жестокого обращения с детьми……19-24
Общие последствия пережитого насилия………………………..24-29
Принимаемые меры для помощи и защиты детей ……………..30-31
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………….34
Как правило, развитая и целостная система защиты детей позволяет нивелировать многие из этих негативных эффектов.
Напротив,
слабость этой системы, отсутствие тех
или иных ее элементов могут не
только не способствовать защите детей,
но и выступать своеобразным фактором
насилия по отношения к ним.
Так,
например, рост количества учреждений
закрытого типа для детей (куда можно
отнести и интернатные
Среди источников насилия одним из наиболее влиятельных являются средства массовой информации. В классической серии экспериментов А.Бандура и его сотрудники убедительно показали, что сцены насилия на телевидении и киноэкране увеличивают количество проявлений агрессивного поведения и в отношении детей, и у самих детей.(7) Это касается не только фильмов. Особенно разрушительным эффектом обладают передачи реалистичного содержания, такие, как прямые трансляции поединков агрессивных видов спорта (например, профессионального бокса, боев без правил) и различные криминальные хроники.
Основным
механизмом как насильственного
поведения в этом случае, так и
поведения жертвы выступает механизм
подражания: чем младше ребенок, тем
легче он усваивает модель жертвенного
и/или насильственного
Вторая группа причин насилия над детьми связана с особенностями семьи и характером семейных отношений, в которых воспитывается ребенок.
Современная
наука по-разному относится к
тем изменениям, которые сегодня
претерпевает семья как социальный
институт. Существуют две противоположные
точки зрения на глубину и направленность
семейных изменений (открытая система
формирования брака, эмансипация женщин,
эмансипация детей и родителей,
рост личной свободы, смещение отношений
на супружество). Представители одной
точки зрения рассматривают семейные
изменения как выражение
Между тем специалисты в области психологии семьи, семейной политики, социологии отмечают специфические особенности российской семьи конца 20 - начала 21 вв., прежде всего утрату семьей изначальных функций любви, заботы и поддержки или сведение их только к экономической модальности. Социализация детей в современной российской семье сопровождается изменением ее структуры, стиля родительско-детских отношений, ростом конфликтов. Многие конфликты имеют ярко выраженный насильственный характер.
Искажение семейных отношений породили такое распространяющееся явление, как "социально сиротство" - утрата детьми родительской помощи и заботы при живых родителях. Для многих современных детей родительский дом никогда и не был спасительной гаванью, поскольку жестокое обращение с детьми нередко является основной причиной, заставляющей их бежать из дома и искать спасения на улице.
Кризис семьи подтверждается и тем, что в настоящее время в отделениях внутренних дел на социально-профилактическом учете состоит свыше 200 тыс. взрослых лиц, не выполняющих своих родительских обязанностей. Ежегодно выявляется более 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число детей-сирот на сегодня составляет 740,5 тыс. человек.
Ребенок,
явившийся жертвой жестокого
обращения, не усваивает норм социально-положительных
отношений в общении с людьми,
не может в дальнейшем должным
образом приспособиться к жизни,
создать семью, жестоко относится
к своим детям, легко решается
на применение насилия к другим людям,
доведенный до крайней степени унижения
превращается из жертвы в преступника.
Исследования Ю.М. Антоняна показали, что
подавляющее большинство
Всякое насилие приводит к чувству ожидания опасности или беспокойства. Дети и подростки, которые испытали насилие, чувствуют боль, страх, бессилие, испуг и замешательство, смущение и стыд, они часто обвиняют себя в том, что случилось, чувствуют себя соучастниками или виновниками.
Многие,
наоборот, чувствуют вину матери, так
как они не могли довериться ей
из страха. В глубине души некоторые
дети знают, что это не их вина, но
большинство все-таки считает насильственное
обращение с ними обусловлено
их поведением, их характером или их
положением в семье. Поэтому они
вынуждены постоянно все
По материалам НИИ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, источником насилия чаще всего выступают следующие семьи:
1) семьи с условиями неправильного, неадекватного психофизическим или личностным возможностям ребенка стиля воспитательных и внутрисемейных отношений (эмоциональное отвержение ребенка, хронические разнонаправленные стороны родителей конфликтные отношения, гиперопека и гипоопека, сохраняющаяся вера в воспитательный потенциал физических наказаний, отсутствие прародительской семьи;
2) нестабильная (полная, неполная) семья с ситуацией развода, длительным раздельным от родителей проживанием детей;
3) асоциальная, дезорганизованная семья с систематической алкоголизацией и наркотизацией, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей и старших членов семьи, проявлением немотивированной семенной жестокости.
В таких семьях насильниками чаще всего выступают близкие или хорошо знакомые ребенку люди: родители, отчим/мачеха, старшие братья и сестры.
Данные статистики (исследование в г.Москве – 2003 г.) показывают, что насильниками являются:
• родители – в 38% случаев;
• сверстники – в 44,5%;
• учителя – в 10,5%;
• другие взрослые – в 17%.
Факты
насилия по отношению к детям,
совершенные маньяками-
Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого ее члена.
По данным научных
Исследования не смогли выявить личностные особенности родителей, склонных к жестокому обращению с детьми. Единственный факт, который удалось установить, заключается в том, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению.
Нет
однозначного объяснения, почему жестокое
обращение передается из поколения
в поколение. Один из возможных механизмов
этого – воспроизводство
Основными мотивами насилия над ребенком со стороны родителей и членов семьи являются следующие:
• бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами;
• потребность дать выход подавленным чувствам;
• потребность обладать и иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования;
• перенос собственного детского опыта, обусловленный потребностью идеализировать свое детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских воспитательных методов на своего собственного ребенка;
• реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.
10% детей,
переживших насилие в подобных
семьях, погибают, у остальных развиваются
физические и психические
Факторы риска насилия и жестокого обращения с детьми.
В настоящее время существует много работ обобщающего характера, раскрывающих факторы насилия и жестокого обращения с детьми. Ниже мы приводим результаты некоторых исследований, содержащиеся в данных работах, имеющих отношение к обсуждаемому вопросу.
Авторы
ранних исследований «синдрома избиваемого
ребенка» пытались определить поведенческие
характеристики личностные черты родителей,
избивающих своих детей. Такие родители
характеризовались как
Более точные данные о личностных особенностях и психопатологии родителей, избивающих своих детей, получены из наблюдений при их психиатрическом лечении и во время взаимодействия с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей, жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.
Исследователи
на основании стационарного
Информация о работе Насилие над детьми,причины и последствия жестокого обращения