Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:20, курсовая работа
Поэтому цель моей работы - выяснить причины насилия над детьми; определить, что собственно является насилием; почему в наше время эта проблема стоит наиболее остро, нежели 50-100 лет назат; выяснить - какие меры принимаются для выхода из этой проблемы.
Введение………………………………………………………………………………………………3
Исторические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения………………………………………………………………..4-7
Определение общих понятий……………………………………….7-11
Причины и источники насилия над детьми……………………..11-18
Факторы риска насилия и жестокого обращения с детьми……19-24
Общие последствия пережитого насилия………………………..24-29
Принимаемые меры для помощи и защиты детей ……………..30-31
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………….34
В
современной зарубежной и отечественной
литературе жестокое обращение рассматривается
как одна из ведущих причин асоциального
детства. Как определенные последствия
различных видов насилия
В
настоящее время мировое
Определение общих понятий.
Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми и жестокое обращение с детьми. Эти термины применяются в Х Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.
В
Белоруси нет ни единого подхода
к определению понятий «
В самом общем виде под насилием понимают форму принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства.(3) «Насилие, - отмечает один из исследователей этого понятия Г.Н. Киреев, - особый тип отношений между людьми сложившийся на базе противоположного отношения к природным, объективным условиям их существования, и, несмотря на то, что субъективный фактор опосредован и определен материальными отношениями, насилие существует там, тогда и постольку, где, когда и поскольку имеет место присвоение, подавление, подчинение воли субъекта, господство над ней».(4)
Формы насилия многообразны, условно их можно подразделить на экономические, социальные, политические, идеологические, физические и др.
Насилие может иметь вид физического , эмоционального и вербального, психического и сексуального. Эти виды насилия включают широкий диапазон разлияных действий.
Физическое насилие – это нанесение физических повреждений ребенку или риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия, как удары кулаком, избиение, удары ногой, трясение, кусание, поджигание, удушение, погружение в горячую воду, вызывающие внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияния сетчатки) или внутренние повреждения.
Психологическое насилие – это постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опасности) ребенка.Часто психологическое насилие обозначают как эмоциональное насилие (по направленности на эмоциональную сферу психического) и вербальное насилие (по способу нанесения травмы). Эмоциональное и вербальное насилие характеризуется присвоением кличек, оскорблением, угрозой физической расправы или ущерба, криком и проявлением гнева, отказом во взаимоотношениях (эмоциональная и вербальная изоляция), давлением или принуждением выполнять то, что человек выполнять не хочет.
Сексуальное насилие – это сексуальное поведение взрослого, вовлекающего в сексуальные действия ребенка, или сексуальная эксплуатация ребенка. Сексуальное насильственное поведение может включать другие действия, кроме изнасилования. Его диапазон широк и включает нежелательные сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные замечания; эксгибиционизи (демонстрация половых органов); нежелательные прикосновения и ощупывания частей тела; вуйеризм (систематическое подглядывание); обман (особенно в отношение детей и подростков) и запугивание, шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда семье, друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообщение информации, несоответствующей возрасту, инцест; демонстрация порно и развратные действия, а так же непристойные телефонные звонки. Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.
Сексуальное
насилие в отношении детей
включает большое количество действий
и дополняется такими из них как
принуждение или
Пренебрежение нуждами детей – это неисполнение родителем или лицом его заменяющим, обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребенка или создающее серьезный риск этого. Различают пренебрежение физическими потребностями, пренебрежение медицинскими нуждами, пренебрежение потребностью в образовании и психологическое пренебрежение. Психологическое пренебрежение – это постоянное невыполнение родителем или лицом его заменяющим, минимальной потребности ребенка в поддержке, внимании и любви.
Насилие – это также пренебрежение родителей своими обязанностями, невнимание, эмоциональная холодность, грубость по отношению к детям, унижение человеческого достоинства и любое нарушение внутренней границы личностных переживаний.
Зарубежные специалисты пришли к заключению, что понятие насилие по отношению к человеку очень широко и кроме преступлений так же включает действия:
- принуждение
или поощрение совершать
-препятствие выполнению того, что человек выполнять хочет
- злоупотребление
властью. Причем власть
Насилие и жестокое обращение следует отличать от агрессии, хотя, безусловно, эти феномены имеют много общего.
Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей, лиц заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению развития, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.
Насилие
чаще всего трактуется как физическое,
психическое, социальное воздеуствие
на человека со стороны другого человека,
семьи, группы и государства, вынуждающее
его прерывать значимую деятельность
и исполнять другую, противоречащую ей,
либо угрожающую его физическому или психическому
здоровью и целостности.(1)
Причины и источники насилия над детьми.
Несмотря на то что насилие сопровождает почти всю историю человечества, было бы ошибочным утверждать, что насилие иманентно присуще любому человеческому сообществу и группе. Распространенность случаев насилия над детьми, по результатам исследований разных авторов, составляет от 3 до 30% от общего количества детского населения, и данная статистика заставляет считать эту проблему весьма актуальной как для современного мира в целом, так и для современной Белоруссии в частности.
Большинство теоретических объяснений причин и источников насилия над детьми позволяет выделить две основные группы факторов, приводящих к насилию.
К первой группе относят особенности общества, в котором проявляется насилие: характер социально-экономической формации, уровень безработицы, бедность, наличие гражданских войн и локальных военных действий, уровень преступности, слабость законов, отсутствие целостной и действенной системы защиты детей, а так же особенности установок общества с точки зрения терпимости к насилию по отношению к детям и убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания.
Отличительной
особенностью менталитета славянских
народов, по мнению специалистов, является
терпимое отношение к насилию
и жестокому обращению. К.А.Абульханова,
рассматривая исторические и современные
особенности менталитета
Известно,
что смена социально-
За 1995-2005 годы детско-подростковое население нашей страны сократилось более чем на 4 млн человек. Здоровье детского населения ухудшается: каждый пятый ребенок рождается больным или заболевает сразу после рождения; более 1 млн детей являются прокатически инвалидами; за время школьного обучения число физически здоровых детей сокращается в пять раз. Лишь 14% выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми.
Не
менее красноречивы показатели "социального
здоровья" детей и подростков.
Около 2,5 млн. детей школьного возраста
нигде не обучаются (на них приходится
40% всей "несовершеннолетней" преступности).
Более 2 млн детей и подростков
бродяжничают; число детей-сирот
превысило 650 тыс. (причем 95% из них - это
так неазываемые социальные сироты,
имеющие живых родителей). 40% детей
подвергаются насилию в семьях, в
школах 16% учащихся испытывают со стороны
педагогов физическое, а 22% - психологическое
насилие. За последние 10 лет смертность
от самоубийств средит детей и
подростков выросла на 100%. В 1996 году
покончили с собой 2756 детей и
подростков, уже отмечаются самоубийства
среди детей 5-9 лет. К 17 годам полповина
подростков составляет группу риска
по алкоголилзму в связи с частым
употребелнием алкогольных
Уже в возрасте до трех лет 9,6% детей имеют явную психическую патологию; среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике, которые продолжают расти ежегодно на 8-12%; среди школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70-80%.
Среди
детей со школьной дезадаптацией
у 93-95% выявляются те или иные психические
нарушения. Среди детей-бродяг, ставших
в последнее время
Информация о работе Насилие над детьми,причины и последствия жестокого обращения