Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Речь — специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Согласно общим психологическим представлениям речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов,

Содержание

1. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий.

-Речевая система................................................................................................2

-Сенсорная афазия.............................................................................................5

- Акустико-мнестичеекая афазия.....................................................................6

-Оптико-мнестическая афазия..........................................................................8

-Афферентная моторная афазия.......................................................................9

-Кинестетическая моторная афазия.................................................................10

-Семантическая афазия.....................................................................................11

-Моторная эфферентная афазия.......................................................................13

-Динамическая афазия.......................................................................................14


2. Нарушения познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы при МДП.

-Определение МДП............................................................................................16

-Нарушения познавательной деятельности......................................................16

-Нарушения личности.........................................................................................17

-Расстройства эмоционально-волевой сферы...................................................19


3. Задача № 6............................................................................................................20


4. Литература............................................................................................................21

Работа содержит 1 файл

КР.6 Клин.Психология.Алексей.docx

— 62.15 Кб (Скачать)

                       

                          Расстройства эмоционально-волевой сферы 

       К расстройствам эмоциональных состояний обычно причисляют стресс, кризис, фрустрацию. По мнению некоторых авторов, стресс может быть причиной возникновения психических заболеваний.

      Расстройства эмоций присущи  больным с разными психическими  заболеваниями. У больных неврозами отмечаются болезненные эмоционально-аффективные реакции раздражения, негативизма, страха и др., а также эмоциональные состояния (страх, астения, пониженное настроение и т.д.) У больных неврозом навязчивых состояний наблюдается высокая сензитивность, тревожность. У больных истерией – лабильность эмоций, импульсивность; у больных неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость. При всех типах неврозов отмечается низкая фрустрационная толерантность.

      У больных психопатией отмечаются  эмоционально-агрессивные вспышки  (при эпилептоидной, гипертимной,  истероидной психопатиях) или  же тенденция к пониженному  настроению, тоске, отчаянию, вялости  (при астенической, психастенической, сензитивной психопатиях). А при шизоидных психопатиях – диссоциация эмоциональных проявлений. При эпилепсии отмечается склонность к дисфориям. У больных с органическими поражениями центральной нервной системы наблюдают эмоционально-аффективные реакции и состояния – например, раздражительность, слезливость, эйфория, тревожность. Для эмоциональной сферы больных шизофренией свойственны эмоциональная тупость, неадекватность, искажённость эмоциональных отношений. Наконец, у людей, больных маниакально-депрессивным психозом, наблюдают разительные перепады направленности эмоций.

     Фрустрацией  называется специфическое эмоциональное  состояние, возникающее в случаях, когда на пути к достижению цели, которую наметил человек, возникает какое-либо препятствие или сопротивление, которые либо непреодолимы, либо так воспринимаются. Следовательно, признаки фрустрации таковы: наличие потребности (мотива, цели или плана) и наличие сопротивления (препятствия). В ситуациях фрустрации человек может проявлять себя либо как зрелая личность, либо как инфантильная. Адаптивное поведение усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели, сохраняя саму цель. Неконструктивное либо инфантильное поведение проявится как агрессия вовне или на себя, а то и повлечёт уход от разрешения сложной

для личности ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Задача № 6

        На патологическое исследование поступил пациент С. 24 лет. При исследовании мыслительной деятельности были обнаружены специфические нарушения. Например, при выполнении методики «исключение предметов» пациент объединяет в одну группу ножницы, катушку и трубку, т.к. «все они имеют сквозные отверстия, а наперсток имеет лишь входное отверстие». В «классификации» выделяет группы, руководствуясь цветом карточек: голубые, цветные и черно-белые.     

       Объясняя переносный смысл пословицы «не в свои сани не садись», пациент говорит: «Это, смотря про какие сани идет речь. Они могут быть удобные или неудобные, широкие, узкие. Всё зависит от предпочтения. Эта пословица означает, что выбор саней зависит от того, как ты относишься вообще к выбору 
в жизни». 
 

      При каком психическом  расстройстве наблюдаются  подобные нарушения  мыслительной деятельности? О каких нарушениях мышления идет речь в данном случае?

        

          Ответ: Подобные нарушения наблюдаются при ШИЗОФРЕНИИ ( шизофренический симптомокомплекс ).

               В данном случаи нарушение операциональной стороны мышления:     Искажение процесса обобщения по типу актуализации несущественных (преимущественно латентных или гиперабстрактных) признаков, а также частая опора на второстепенные, поверхностные, личностно-значимые признаки. Искажение процессов обобщения и отвлечения у больного шизофренией особенно легко выявляется при исследовании по методике классификации. Распределение карточек на группы производится больным чрезмерно обобщенно, без связи с реальным содержанием явлений, либо по несущественным, необычным, неадекватным признакам. Например, в одну группу могут быть включены все предметы удлиненной формы, все предметы желтого цвета либо все предметы, начинающиеся на букву «к».

         При выполнении  заданий по методике  исключения больной  также проводят  обобщение по несущественным  формальным признакам.  Например, больной  объединяет в одну  группу ножницы, катушку и трубку, потому что «все они имеют сквозные отверстия». 

             Объяснение пословицы «не в свои сани не садись», пациент говорит: «Это, смотря про какие сани идет речь. Они могут быть удобные или неудобные, широкие, узкие. Всё зависит от предпочтения. Эта пословица означает, что выбор саней зависит от того, как ты относишься вообще к выбору в жизни».

        Нарушение мотивационного компонента мышления форме разноплановости суждения. 
 
 
 

                                                         Литература:

  1. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии.-М:. 2003.

          2.  Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. — М.: Медицина, 1948.

         3. Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М.: Медицина, 1947.

         4. Б.Д. Карвасарский. Неврозы. М, 1990.

         5. Т.П. Пушкина. Медицинская психология. Новосибирск, 1996.

         6. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. - Психиатриая  М.,2002.

        7. Гаррабе Ж. История шизофрении. М., СПб., 2000г.

        8. Психиатрия, Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Ф., /М., Медицина, 1989. 

Информация о работе Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий