Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Речь — специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Согласно общим психологическим представлениям речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов,

Содержание

1. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий.

-Речевая система................................................................................................2

-Сенсорная афазия.............................................................................................5

- Акустико-мнестичеекая афазия.....................................................................6

-Оптико-мнестическая афазия..........................................................................8

-Афферентная моторная афазия.......................................................................9

-Кинестетическая моторная афазия.................................................................10

-Семантическая афазия.....................................................................................11

-Моторная эфферентная афазия.......................................................................13

-Динамическая афазия.......................................................................................14


2. Нарушения познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы при МДП.

-Определение МДП............................................................................................16

-Нарушения познавательной деятельности......................................................16

-Нарушения личности.........................................................................................17

-Расстройства эмоционально-волевой сферы...................................................19


3. Задача № 6............................................................................................................20


4. Литература............................................................................................................21

Работа содержит 1 файл

КР.6 Клин.Психология.Алексей.docx

— 62.15 Кб (Скачать)

                  

                                                                  Содержание:

                     

      Содержание:                                                                                                                        стр.                                                                                                                                                                                                               

        

1. Нарушения  речи при локальных поражениях  мозга. Проблема афазий.

    -Речевая система................................................................................................2

    -Сенсорная афазия.............................................................................................5

    - Акустико-мнестичеекая афазия.....................................................................6

    -Оптико-мнестическая афазия..........................................................................8

    -Афферентная моторная афазия.......................................................................9

    -Кинестетическая моторная афазия.................................................................10

    -Семантическая афазия.....................................................................................11

    -Моторная эфферентная афазия.......................................................................13

    -Динамическая афазия.......................................................................................14 

2. Нарушения познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы при МДП.

    -Определение МДП............................................................................................16

    -Нарушения познавательной деятельности......................................................16

    -Нарушения личности.........................................................................................17

    -Расстройства эмоционально-волевой сферы...................................................19 

3. Задача № 6............................................................................................................20 

4. Литература............................................................................................................21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий. 
 

        Речь — специфически человеческая  психическая функция, которую  можно определить как процесс  общения посредством языка. Согласно  общим психологическим представлениям речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов,

       В качестве двух основных самостоятельных  видов современная психология  выделяет экспрессивную и импрессивную  речь, которые характеризуются различным психологическим строением.

       Экспрессивная речь — или процесс высказывания с помощью языка — начинается с замысла (программа высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и, наконец, переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма).

        Импрессивная речь — или процесс  понимания речевого высказывания (устного или письменного) — начинается с восприятия речевого сообщения (через слух или зрение), затем проходит стадию декодирования сообщения (т. е. выделения информативных моментов) и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием). 

С точки зрения лингвистики  в речи могут быть выделены следующие  единицы: 

а) фонемы (смыслоразличительные звуки речи); 

б) лексемы (слова  или фразеологические словосочетания, обозначающие отдельные предметы или явления); 

в) семантические  единицы (обобщения в виде системы  слов, обозначающие понятия); 

г) предложения (сочетания слов, обозначающие определенную мысль); 

д) высказывание (законченное сообщение). 

     Лингвистический  анализ речи может быть применим  как к импрессивной, так и к  экспрессивной внешней речи. Внутренняя  речь имеет иное психологическое  строение, характеризуясь большей  свернутостью, предикативностью и  недоступностью для прямого наблюдения.

      В целом можно выделить четыре  самостоятельных формы речевой  деятельности, две из которых относятся к экспрессивной речи, а именно: устная и письменная речь, а две — к импрессивной – понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение). Каждая из перечисленных форм речевой деятельности включает несколько речевых функций. Так, устная речь может быть активной (монологическая или диалогическая речь) или повторной; называние (объектов, действий и т. п.) тоже можно выделить в самостоятельную речевую функцию.        

      Письменная речь может быть  самостоятельной или под диктовку  — и тогда это различные  речевые функции, имеющие различное  психологическое строение. 

     Таким образом, речевая система — это целая совокупности речевых функций, объединенных в единое целое. 

       Все эти формы речи представляют  собой сложную, но единую функциональную систему, обладающую многими характеристиками, отличающими ее от других функциональных систем. Сложность этой системы связана прежде всего с тем, что каждая из четырех входящих в нее подсистем имеет определенную автономность и различные сроки формирования. 

      Основные закономерности понимания  устной речи и устного речевого  высказывания формируются уже на самых ранних этапах онтогенеза (до 2—3 лет), в то время как формирование других форм речевой деятельности — чтения и письма, связанных с овладением грамотой,— происходит существенно позже и строится по иным психологическим законам. Эти различия в генезе и психологической структуре разных форм речевой деятельности находят свое отражение и в их мозговой организации. Однако наличие общих закономерностей объединяет все четыре формы речевой деятельности в единую систему — об этом свидетельствуют как данные общей психологии речи, так и клинические наблюдения, показывающие, что при локальных поражениях мозга (преимущественно левого полушария у правши) нарушения распространяются на все формы речевой деятельности, т. е. возникает системный дефект с преобладанием нарушения того или иного аспекта речи (т. е. того или иного фактора, на котором основана речевая система).

       Как сложная функциональная система  речь включает большое число  афферентных и эфферентных звеньев. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный; каждый из них вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. Поэтому мозговая организация речи очень сложна, а нарушения речи — многообразны и различны по характеру в зависимости от того, какое из звеньев речевой системы пострадало в результате мозгового поражения. 

        Большой класс речевых расстройств  носит название «афазии». Под афазиями в современной нейропсихологии понимают нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки») левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях; дизартрии (нарушений произношения без расстройства восприятия речи на слух, чтения и письма), аномии (трудностей называния стимулов определенной модальности вследствие нарушения и межполушарного взаимодействия), алалий (расстройств речи в детском возрасте в виде недоразвития всех форм речевой деятельности), моторных нарушений речи, связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов, и др.

        Зоны коры левого полушария  (у правши), поражение которых  приводит к той или иной  форме афазии, носят название  «речевые зоны».

       В соответствии с классификацией, разработанной А. Р. Лурия и  основанной на теории системной  динамической локализации высших  психических функций, существует 7 форм афазий, каждая из которых  связана с нарушением одного  из факторов, на котором основана  речевая система, и наблюдается  при определенной локализации  патологического процесса.

      При выпадении афферентных звеньев  речевой функциональной системы  возникают следующие формы афазии. Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различать звуковой состав слов. 

       Речевой слух является главным  афферентным звеном речевой системы.  Как уже говорилось выше, человек  помимо неречевого слуха обладает  и специализированным речевым слухом. Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы.

        Речевой слух является прижизненным  образованием, он образуется в  определенной речевой среде и формируется по законам этой речевой среды. 

       Большинство крупнейших лингвистов  считают, что в качестве врожденных  задатков речи можно рассматривать  лишь некоторые особенности работы  слухового анализатора, например способность к большему или меньшему запечатлению слуховой информации, к более или менее быстрому овладению речью как таковой, но отнюдь не какие-то врожденные безусловные речевые рефлексы, которые якобы потом только проявляются под воздействием речевых воздействий.

      Речевой слух — это фонематический  слух, т. е. способность к анализу  и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. 

      Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. Каждый язык имеет свою фонематическую систему. Таким образом, в каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие — как несущественные для данного языка.

      В русском языке фонемами являются, во-первых, все гласные и их ударность. Это означает, что смена гласной и смена ударности гласной означает смену смысла слова. Такие признаки, как длительность гласного звука, открытость или закрытость гласного звука, высота тона не важны для понимания русской речи (в отличие, например, от немецкого языка, где смыслоразличительным признаком является длительность гласных, или вьетнамского языка, где различительным признаком является высота гласного звука).

      В русском языке пять гласных  звуков (а, у, и, э, о), каждому  из них соответствуют определенные форманты, т. е. определенная основная частота («у» — 250, «о» — 500, «а» — 1000, «э» — 2000, «и» — 4000 Гц). 

       Во-вторых, фонемами являются согласные  звуки русского языка, которые  противопоставляются по таким  признакам, как звонкость-глухость, твердость-мягкость (т. е. по месту  и способ; образования). Для русского  языка слова «палка» и «балка»,  «пыл» и «пыль» имеют разный  смысл, хотя они различаются  только по одному фонематическому  признаку.

Информация о работе Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий