Мотивы общения младших школьников со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

О мотивах общения говорили немало. Но до сих пор эта проблема остается не до конца изученной. Изучение потребностей и мотивов общения — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных.

Содержание

Введение.......………………………………………………………………………3

Глава 1 Проблема мотивов общения в психологической науке…………........5

1.1. Понятие «общение».........................................................................................5

1.2.Мотивы общения……………………………………………………………..13

1.3.Особенности общения в младшем школьном возрасте.................................21

Глава 2. Эмпирическое исследование мотивов общения в младшем школьном возрасте.......................................................................................................………..26

2.1.Организация метода исследования………….…………………………….....26

2.2.Анализ результата исследования…….……………………………………....29

2.3.Вывод…………………………………………………….………………….....35

2.4.Заключение………………………………………...…………………………..36

Список литературы………………………………………………………………..37
Приложение..............................................................................................................39

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 79.62 Кб (Скачать)
  1. микрогруппа: Софья А., Софья М., Настя, Алиса.

Давая характеристику мотивов общения  данной группы, мы можем провести параллель с микрогруппой 3. Эти ребята также очень общительны, активны, как показывают результаты тестирований. Участники данной группы имеют общие интересы, такие как музыка, прогулки, учёба. Также, мы хотим отметить, что эти девочки сидят вместе за одной партой и обучаются в одной группе по английскому языку, что, несомненно, повлияло на их сближение.

Итак, мы можем сказать, что мотивом общения  данной микрогруппы является познавательный мотив и мотив-интерес.

  1. микрогруппа: Лиза В., Карина.

Эти дети также имеют по одному взаимовыбору. Карина, отвечая на вопрос «Что бы я  сделал, если бы я стал волшебником?», сказала: «...чтобы Лера вернулась в группу…». Очевидно, что этот ребенок лишился друга и теперь пытается наладить контакт с остальными членами коллектива. В свою очередь Лиза хочет «избавиться от вредных девочек». Оба участника данной микрогруппы питают неприязнь в Никите и Антону, любят группу «Ранетки».

Проанализировав ответы этих детей, мы пришли к выводу, что связующим в их общении  является взаимодействующий мотив-потребность  и мотив-интерес, согласно классификации  Н.П.Ерастова.

  1. микрогруппа: Ксюша, Оля.

Участников  данной микрогруппы отличает схожесть ответов на четвёртый вопрос. Обе  девочки ответили: «скорее бы закончился кризис, что лучше для семьи, города, друзей», «улучшение жилищных условий…всем много денег». Любопытно то, что это слова учащихся 3 класса. Это говорит о том, что эти дети довольно самостоятельны, развиты, сознательно относятся к происходящему, по-взрослому смотрят на мир. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что схожесть взглядов и умственного развития является основным мотивом общения этих детей.

  1. микрогруппа: Арина, Данил, Альберт, Полина Ш., Архонт.

По результатам  социометрии и теста «4 вопроса» мы выявили, что участники этой микрогруппы  не получили ни одного взаимовыбора. Они  относятся к категории «изолированные». К сожалению, мы не смогли найти много  сходств в ответах этих ребят, но мы предполагаем, что всех их объединяют проблемы, связанные с семьей, друзьями и здоровьем. Вот что пишут эти ребята: «Я бы хотел вылечить всех людей», «Я бы сделал так, чтобы не было болезней», «Мне не нравится, когда люди умирают», « Я боюсь потерять семью и друзей», « Я бы изменил дома, квартиры, весь город, много денег всем людям», «я не люблю ложь». Согласно Н.П.Ерастову, мотивы их общения можно определить, как независимо-протекающие.

    Вывод 

На основе данных социометрии и теста «4 вопроса», а также личных наблюдений, можно выделить несколько основных групп мотивов общения младших школьников со сверстниками. Анализируя результаты проведённого исследования, мы пришли к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение со сверстниками, в основном основываются на общих интересах, проблемах, страхах и ценностях, например, таких как: игра в карточки, которая популярна среди всех мальчиков исследуемой группы, или телесериал «Ранетки», не менее популярный среди девочек, или интерес к учебе, любовь к животным, боязнь темноты и плохих оценок, неблагополучная атмосфера в семье или в классе, желание сделать всех здоровыми и богатыми и т.д. Обо всём этом свидетельствуют ответы школьников. В процентном содержании это выглядит так: Люблю: семья – 20%, животные – 14%, дружба – 17%, учеба – 12%, игры – 10%, ТВ передачи – 12%; Не люблю: еда – 23%, некоторые люди – 19%,  шум суета – 12%; Боюсь: плохие оценки – 19%, привидения – 16%, темнота – 16%, одиночество – 10%; Хотел бы: счастье – 25%, деньги – 22%,  здоровье – 17%.  Мы перечислили самые популярные ответы учащихся 3-3 класса. Также, исходя из результатов нашего исследования, мы можем сказать, что общение младших школьников нередко базируется на внешних факторах: сидим за одной партой, учимся в одной группе, посещаем одну и ту же секцию, родители дружат, вместе дежурим и т.д.

Итак, мы пришли к выводу, что личностные мотивы преобладают в общении младших школьников со сверстниками. 
 

    Заключение 

    Мотивы  общения представляют собой неисчерпаемый источник для психологических исследований. Но, к сожалению, на настоящий момент мотивы общения младших школьников со сверстниками являются не до конца изученными. Очень немногие психологи занимаются их изучением, но, несмотря на это, данный вопрос не является менее интересным и значимым. По сей день эта проблема  очень актуальна в психологической науке.  

    Именно  поэтому нами было проведено исследование, целью которго являлось выявление мотивов общения младших школьников со сверстниками. Наша работа оказалась достаточно продуктивной, цели и задачи, поставленные нами в начале работы полностью достигнуты и решены. На наш взгляд, результаты проведенного исследования могут послужить хорошей базой для дальнейшего, более глубокого изучения мотивов общения младших школьников со сверстниками.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Список  литературы 

1.  Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: Издательство Московского

   Университета, 1980.

2. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. 1. С. 122 - 126.   

3. Большунова Н.Я., Большунов А.Я. Конспекты лекций по курсу общей психологии. Психология общения. – Новосибирск: СНИ, 2002. – С.29.

4. Власова H.H. Изучение особенностей доминирования у детей младшего школьного возраста//Вопросы психологии. 1977. N1. С. 97-106. 

5. Донцов А.И. Психология коллектива, - М.: Издательство Московского

   Университета, 1984.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб., 2004. – С.205-216.

7. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. – М.: Посвещение, 1993.

8. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии, -Ленинград:

   Издательство ленинградского университета, 1977.

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М., 1995. С.165-172.

10. Куницина В.Н. Межличностное общение. Учебник. для вузов. СПб. 2001.

11. Леонтьев А. А, Психология общения. Тарту, 1973г.

12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. С.31–57.

13.

14. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988. С.319

15. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. Воронеж, 1995.

16. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 1. – М., 1998.

17. Обозов Н.Н Межличностные отношения./ Н.Н.Обозов-Л., 1979.

18. http://azps.ru/handbook/ А.Я. Психология. Психологический словарь.

19. http://freestyles.ru/po.html/ Энциклопедия психолога.

20. http://psi.webzone.ru/index.htm. Психологический словарь.

21. http://www.zipsites.ru/psy/psylib/ Психологическая библиотека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мотивы общения младших школьников со сверстниками