Мотивы общения младших школьников со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

О мотивах общения говорили немало. Но до сих пор эта проблема остается не до конца изученной. Изучение потребностей и мотивов общения — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных.

Содержание

Введение.......………………………………………………………………………3

Глава 1 Проблема мотивов общения в психологической науке…………........5

1.1. Понятие «общение».........................................................................................5

1.2.Мотивы общения……………………………………………………………..13

1.3.Особенности общения в младшем школьном возрасте.................................21

Глава 2. Эмпирическое исследование мотивов общения в младшем школьном возрасте.......................................................................................................………..26

2.1.Организация метода исследования………….…………………………….....26

2.2.Анализ результата исследования…….……………………………………....29

2.3.Вывод…………………………………………………….………………….....35

2.4.Заключение………………………………………...…………………………..36

Список литературы………………………………………………………………..37
Приложение..............................................................................................................39

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 79.62 Кб (Скачать)

     Полученные  факты показали, что в первом полугодии  жизни ведущим мотивом общения  детей с взрослыми является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне  взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным  объектом познания и деятельности детей.

     Начиная со второго полугодия жизни и  позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Он воплощается  в лице взрослого как искусного  партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка. В раннем возрасте дети продолжают ценить внимание взрослого, радуются его  похвалам но [10]на первое место у них выдвигается стремление к совместной деятельности и соответственно те качества взрослого, которые делают из него хорошего партнера в этом деле. «Пустая», ни с чем не связанная ласка обычно раздражает малыша, заставляет его увертываться от поглаживающей руки, а похвала за успешное действие вызывает и особую радость ребенка, и даже опережающий ее поиск отношения взрослого.

     В дошкольном возрасте в становлении  мотивов общения наблюдаются  три периода: сначала ведущее  место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и, наконец, как  у младенцев, личностные. [4]

            Н.П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в основе которой, по существу, лежат различные виды потребностей (хотя сам автор так не считает, разделяя потребности, интересы, привычки, капризы): мотив-потребность, мотив-интерес, мотив-привычка, мотив-каприз и мотив-долг.

     Кроме приведённой классификации, при сопоставлении мотивов общения коммуникатора и адресата Н.П.Ерастов выделает три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности – один желает узнать правду, а другой не хочет её говорить) и независимо протекающие ( не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).

     Мотивы  общения могут быть деловыми и  неделовыми (личностными). Последнии  имеют отношение к знакомству, дружбе, привязанности, любви. В свою очередь, эти мотивы можно разделить  в соответствии с жвумя видами общения – желательным и нежелательным, в осноае которых лежат разные мотивы общения (желание или нежелание общаться с данным человеком). [4]

            Как показано О. А. Тырновой (1996) ведущими мотивами общения являются: у девушек — желание поделиться различными мыслями и переживаниями, а также любопытство; у юношей — общность интересов и дел. [20]

         Что касается целей общения,  то они могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

     —  оказание помощи другому человеку;

     —  получение помощи;

     поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера взаимодействия);

     поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

     самовыражение (общение с теми, кто дает возможность  проявить силу, ум, способности, умения);

     —  приобщение другого (других) к своим  или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

     —  изменение мнения, намерения, поведения  другого человека (об используемых для этого приемах воздействия  уже говорилось в главе 6).

     В связи с этими целями центральным  моментом в мотивации, общения становится выбор постоянного или ситуативного партнера общения (цели-объекта), а для исследователя-психолога — изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него. [1,10]

     Наиболее  распространенной причиной выбора постоянного  партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся. [1,10]

     Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут  явиться причиной выбора постоянного  или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1978; В. Хартан, 1970; Я. Л. Коломинский, 1976). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3-7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988). [10]

     Немаловажную  роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т. д. [10]

     Устойчивость  пар общения студентов (а следовательно, и устойчивость мотива общения), поданным И. К. Широковой (1973), не зависит от близости партнеров по социометрическому  статусу }\ экстраверсии, но связана с близостью по нейро-тизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы. [10]

     Вообще, данные о психологических факторах (мотиваторах), влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) рбнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. [18]

            Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина — разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности — беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями. [21]

     В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что  врожденные качества в совместимых  парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) — чаще подобны.

     Нежелание общаться с тем или иным учащимся в большей степени связано  с его негативным поведением (недисциплинированностью, агрессивностью и неопрятностью) — в младших классах и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью) — у подростков. [21] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Особенности общения в младшем школьном возрасте 

     Общение младших школьников со сверстниками отличаются своей спецификой, это  обусловлено психическими особенностями  данного возраста и социальными  условиями, в которых находится  младший школьник. Поступление в  школу, меняет отношение ребенка  к окружающему миру, меняются и  отношения со сверстниками. [6]

     В младших классах ведущей снова  становится мотивация общения со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».

     В младшем школьном возрасте в жизни  ребенка все большее место  начинают занимать другие люди. Если в  конце дошкольного возврата, потребность  в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника  она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и  явно предпочитает их общество. [6]

     Общение школьников со сверстниками имеет ряд  существенных особенностей, качественно  отличающих от общения со взрослыми:

     - первая и наиболее важная отличительная  черта состоит в большом разнообразии  коммуникативных действий и чрезвычайно  широком их диапазоне. В общении  со сверстником можно наблюдать  множество действий и обращений,  которые практически не встречаются  в контактах со взрослыми. Ребенок  спорит со сверстником, навязывает  свою волю, успокаивает, требует,  приказывает, обманывает, жалеет. Именно  в общении с другими детьми  впервые появляются такие сложные  формы поведения, как притворство,  стремление сделать вид, выразить  обиду, кокетство, фантазирование.

     - вторая яркая черта общения  сверстников заключается в его  чрезвычайно яркой эмоциональной  насыщенности. Повышенная эмоциональность  и раскованность контактов дошкольников  отличает их от взаимодействия  со взрослыми. Действия, адресованные  сверстнику, характеризуют значительно  более высокой адекватной направленностью.  В общении со сверстниками  у ребенка наблюдается в 9 –  10 раз больше экспрессивно –  мимических проявлений, выражающих  самые различные эмоциональные  состояния от яростного негодования  до бурной радости, от нежности  и сочувствия до гнева. В  младшем возрасте школьники втрое  чаще одобряют ровесника и  в девять раз чаще вступают  с ним в конфликтные отношения,  чем при взаимодействии со  взрослым. При этом преобладают:

     - действенные умения;

     - риторические умения;

     - умение вести диалог;

     - умение слышать и слушать и  вести спор;

     - умение вставать на точку зрения  другого;

     - умение работать сообща для  достижения общей цели., эмоциональная  насыщенность контактов младших  школьников связана с тем, что  сверстник становится более предпочитаемым  и привлекательным партнером  по общению и значимость общения,  которая выражает степень напряженности  в общении и меру устремленности  к партнеру, значительно выше  в сфере взаимодействия со  сверстником, чем со взрослым. [4,5]

     - третья специфическая особенность  контактов детей заключается  в их нестандартности и не  регламентированности. Если в общении  со взрослым даже самые несмелые  дети придерживаются определенных  общепринятых норм поведения,  то при взаимодействии со сверстником  школьник использует самые неожиданные  действия и движения. Этим движениям  свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой общения детей младшего школьного возраста. [5,4]

     Еще одна особенность общения сверстников  – преобладание инициативных действий над ответным. Особенно ярко это  проявляется в невозможности  продолжить и развить диалог, который  распадается из – за отсутствия ответной активности партнера. Для  ребенка наиболее важно его собственное  действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев  он не поддерживает. Инициативу взрослого  они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно  меньше в сфере общения с другими  детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность  коммуникативных действий часто  порождает конфликты, протесты, обиды  среди детей.

     Перечисленные особенности отражают специфику  конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 7- к 10 годам. На протяжении младшего школьного возраста общение детей  друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. эти изменения могут протекать  плавно, постепенно, однако в них  наблюдаются качественные сдвиги, как  бы переломы:

Информация о работе Мотивы общения младших школьников со сверстниками