Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:50, курсовая работа
О мотивах общения говорили немало. Но до сих пор эта проблема остается не до конца изученной. Изучение потребностей и мотивов общения — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных.
Введение.......………………………………………………………………………3
Глава 1 Проблема мотивов общения в психологической науке…………........5
1.1. Понятие «общение».........................................................................................5
1.2.Мотивы общения……………………………………………………………..13
1.3.Особенности общения в младшем школьном возрасте.................................21
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивов общения в младшем школьном возрасте.......................................................................................................………..26
2.1.Организация метода исследования………….…………………………….....26
2.2.Анализ результата исследования…….……………………………………....29
2.3.Вывод…………………………………………………….………………….....35
2.4.Заключение………………………………………...…………………………..36
Список литературы………………………………………………………………..37
Приложение..............................................................................................................39
Полученные
факты показали, что в первом полугодии
жизни ведущим мотивом общения
детей с взрослыми является личностный
мотив. Он олицетворяется в персоне
взрослого как ласкового
Начиная со второго полугодия жизни и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка. В раннем возрасте дети продолжают ценить внимание взрослого, радуются его похвалам но [10]на первое место у них выдвигается стремление к совместной деятельности и соответственно те качества взрослого, которые делают из него хорошего партнера в этом деле. «Пустая», ни с чем не связанная ласка обычно раздражает малыша, заставляет его увертываться от поглаживающей руки, а похвала за успешное действие вызывает и особую радость ребенка, и даже опережающий ее поиск отношения взрослого.
В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдаются три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и, наконец, как у младенцев, личностные. [4]
Кроме приведённой классификации, при сопоставлении мотивов общения коммуникатора и адресата Н.П.Ерастов выделает три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности – один желает узнать правду, а другой не хочет её говорить) и независимо протекающие ( не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).
Мотивы
общения могут быть деловыми и
неделовыми (личностными). Последнии
имеют отношение к знакомству,
дружбе, привязанности, любви. В свою
очередь, эти мотивы можно разделить
в соответствии с жвумя видами
общения – желательным и
Что касается целей общения, то они могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:
— оказание помощи другому человеку;
— получение помощи;
поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера взаимодействия);
поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);
— приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
— изменение мнения, намерения, поведения другого человека (об используемых для этого приемах воздействия уже говорилось в главе 6).
В связи с этими целями центральным моментом в мотивации, общения становится выбор постоянного или ситуативного партнера общения (цели-объекта), а для исследователя-психолога — изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него. [1,10]
Наиболее распространенной причиной выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся. [1,10]
Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1978; В. Хартан, 1970; Я. Л. Коломинский, 1976). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3-7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988). [10]
Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т. д. [10]
Устойчивость пар общения студентов (а следовательно, и устойчивость мотива общения), поданным И. К. Широковой (1973), не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу }\ экстраверсии, но связана с близостью по нейро-тизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы. [10]
Вообще, данные о психологических факторах (мотиваторах), влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) рбнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. [18]
Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина — разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности — беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями. [21]
В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) — чаще подобны.
Нежелание
общаться с тем или иным учащимся
в большей степени связано
с его негативным поведением (недисциплинированностью,
агрессивностью и неопрятностью) —
в младших классах и с отрицательными
нравственными качествами (лживостью,
нечестностью, завистливостью, ленью)
— у подростков. [21]
1.3.
Особенности общения в младшем школьном
возрасте
Общение младших школьников со сверстниками отличаются своей спецификой, это обусловлено психическими особенностями данного возраста и социальными условиями, в которых находится младший школьник. Поступление в школу, меняет отношение ребенка к окружающему миру, меняются и отношения со сверстниками. [6]
В младших классах ведущей снова становится мотивация общения со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».
В младшем школьном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие люди. Если в конце дошкольного возврата, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. [6]
Общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:
-
первая и наиболее важная
-
вторая яркая черта общения
сверстников заключается в его
чрезвычайно яркой
- действенные умения;
- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
-
умение вставать на точку
-
умение работать сообща для
достижения общей цели., эмоциональная
насыщенность контактов
-
третья специфическая
Еще
одна особенность общения
Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 7- к 10 годам. На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:
Информация о работе Мотивы общения младших школьников со сверстниками