Мотивы общения младших школьников со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

О мотивах общения говорили немало. Но до сих пор эта проблема остается не до конца изученной. Изучение потребностей и мотивов общения — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных.

Содержание

Введение.......………………………………………………………………………3

Глава 1 Проблема мотивов общения в психологической науке…………........5

1.1. Понятие «общение».........................................................................................5

1.2.Мотивы общения……………………………………………………………..13

1.3.Особенности общения в младшем школьном возрасте.................................21

Глава 2. Эмпирическое исследование мотивов общения в младшем школьном возрасте.......................................................................................................………..26

2.1.Организация метода исследования………….…………………………….....26

2.2.Анализ результата исследования…….……………………………………....29

2.3.Вывод…………………………………………………….………………….....35

2.4.Заключение………………………………………...…………………………..36

Список литературы………………………………………………………………..37
Приложение..............................................................................................................39

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 79.62 Кб (Скачать)

     «Опосредованное общение» - это коммуникация, в которую  вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Опосредованность может быть минимальной  и значительной.

     Кратковременное общение с незнакомым человеком  отличается от акта общения со знакомым. [6]

     Длительное  взаимодействие в пределах одной  или нескольких тем, прерывистое  или непрерывное, предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление  каждой из сторон и таким образом  познание друг друга. Длительное общение  – путь к взаимопониманию, но оно  же и путь к пресыщению. [6]

     Показателем законченности общения служит исчерпанность  содержания темы, совместного действия. Законченным можно считать такое  общение, которое идентично оценивается  его участниками. [6]

          Итак, мы выяснили, что такое общение, и какие виды общения существуют. Теперь, нам хотелось бы коснуться вопроса о потребности в общении. Что заставляет нас общаться? Что мы хотим получить в результате общения?

          Вопрос об истоках общения до сих пор остается дискуссионным. Во-первых, дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же за нее принимают разновидности последних. Во-вторых, если потребность в общении все-таки существует, то каково ее происхождение: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т. е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. [6]

     Что касается первого вопроса, то большинство  авторов (Н. Ф. Добрынин, 1969; А. Г. Ковалев, 1963; А. В. Петровский, 1970; М. Айнсворт [М. Ainsworth, 1964]; Е. Маккоби и Дж. Мастере [Е. Maccoby, J. Masters, 1970]; К. Обуховский, 1972) склонны считать, что потребность в общении является специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей, хотя на практике ее нередко сводят к более частным потребностям: потребности во впечатлениях (М. Ю. Кистяковская, 1970), в безопасности (А. Пейпер, 1962), в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом (X. Харлоу, М. Харлоу [Н. Harlow, М. Harlow, 1966]) и др. Поэтому более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой (1978), которая говорит о иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно-потребностной основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:

     1)  в другом человеке и взаимоотношениях  с ним;

     2)  в принадлежности к социальной  общности;

     3)  в сопереживании и сочувствии;

     4)  в заботе, помощи и поддержке  со стороны других;

     5)  в оказании помощи, заботы и  поддержки другим;

     6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;

     7)   в постоянном обмене опытом, знаниями;

     8)  в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;

     9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем. [9]

     В отношении второго вопроса— о  происхождении потребности в  общении — имеются две крайние  точки зрения. Ряд ученых (А. В. Веденов, 1963; Д. Т. Кемпбелл [D. Campbell, 1965]) считают, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения. [9]

     Однако  врожденность потребности в общении  признается не всеми учеными (С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. В. Запорожец, 1978; А. Н. Леонтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми. [6]

     Мая Ивановна Лисина определяет потребность в общении (коммуникации) как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основой коммуникативной потребности она считает органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать (читай — нужду в общении со взрослым). Второй базовой потребностью, ведущей к возникновению коммуникативной потребности, является, по М. И, Лисиной, потребность в новых впечатлениях (о которой говорят Л. И. Божович, 1972; М. Ю. Кистяковская, 1970; Д. Берлин [D. Berlyne, I960]; Г. Кантор [G. Cantor, 1963]; Р. Фантц [И. Fantz, 1966]). Однако стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации — это еще не общение, пишет М. И. Лисина (действительно, как потребность может быть деятельностью?). Лишь когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении. [12]

     При этом М. И. Лисина считает, что основной функцией общения является организация совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования. [12]

     Нужно подчеркнуть, что потребность в  собственно общении, если таковая все  же существует, — это только одна причина общения как вида активности человека. Через процесс общения  человек удовлетворяет потребность  во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности.

     Не  случайно поэтому выделение в  зарубежной психологии такого собирательного понятия, как «мотив аффилиации», содержание которого отнюдь не однородно. Это потребности: контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь. [6]

     Потребность в общении выражена у разных людей  неодинаково, в связи с чем  говорят об экстра- и интровертах. Однако, по данным Л. С. Сапожниковой (1973), однозначная связь между стремлением  к общению и экстра- и интровертностью  не выявляется.

           По ее же данным, стремление к общению подростков связано с уровнем притязаний. Улице адекватным уровнем притязаний стремление к общению выражено умеренно, улице неадекватным уровнем — либо повышенное, либо пониженное. У девочек, независимо от уровня притязания, стремление к общению более выражено, чем у мальчиков. [20]

       Общение – это необходимое условие формирования и развития каждого человека, а помимо этого без него не смогло бы возникнуть и сформироваться наше общество. В процессе общения люди обмениваются различной информацией. Общение позволяет достигать договоренности между людьми, передавать обычаи, стили поведения, манеры, знания. У каждого человека есть потребность в общении, а другими словами потребность в другом человеке. Без социального взаимодействия люди никогда не смогли бы преодолеть тот барьер, который отделяет дикую природу от цивилизации. Итак, делая вывод, общению можно дать следующее понятие: общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, возникает благодаря потребностям в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человеком другого человека. [21]  

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
1.2.Мотивы общения

         

           Прежде чем говорить о том, какие мотивы общения существуют, необходимо коротко остановиться на том, как мы понимаем, что такое «мотив» вообще.

Как известно, термин «мотив» толкуется разными  психологами весьма неодинаково. В  той концепции деятельности, которую  мы взяли за основу при интерпретации  общения, понятие мотива тесно связано  с понятием потребности. А. Н. Леонтьев пишет об этом так: «В самом потребностном  состоянии субъекта предмет, который  способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого  удовлетворения потребность «не  знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность  приобретает свою предметность, а  воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную  и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом» [11]

     Психологи выделяют несколько основных групп  мотивов общения детей:

     Потребность в новых впечатлениях. После появления на свет ребенок обнаруживает тягу к новым впечатлениям, жадно ловя лучи света, напряженно прислушиваясь к разным звукам, замирая от прикосновения к своему телу. При этом, чем сложнее и необычнее (т. е. информативнее) объект, тем больше он приковывает внимание, тем дольше к нему интерес ребенка. С течением времени потребность во впечатлениях постоянно увеличивается и возрастает . [11,21] Но возможности ребенка самостоятельно удовлетворить эту потребность невелики. Длительность состояния беспомощности приводит к тому, что долгое время лишь через посредство взрослых дети могут насытить свою жажду впечатлений. Таким образом, потребность в новых впечатлениях рождает у детей стремление вступить в контакт с взрослыми. Так возникает первая группа мотивов общения, которую называют познавательными, или мотивами общения детей с взрослыми на познавательные темы. Согласно предлагаемой концепции, этим мотивом является сам взрослый в одном своем определенном качестве: как источник сведений и как организатор новых впечатлений ребенка.

     Потребность в активной деятельности присуща детям столь же очевидно, как и потребность во впечатлениях. Всякий, кто наблюдал ребенка, поражается его неуемной активности. Непоседливость детей, переход их в течение дня от одной деятельности к другой говорят об остроте испытываемого ими голода активности. [16, 20] Вялость ребенка, его пассивность служат безошибочным признаком его болезненного состояния [11]или дефектов развития (см. описание «анаклитической депрессии» у детей с явлениями госпитализма. [13,15]

     Так, потребность детей в активной деятельности становится источником побуждений для обращения к взрослому  и порождает особую группу мотивов  общения, которые называют деловыми, подчеркнув тем самым основную роль того дела, которым занят ребенок, и служебную, подчиненную роль общения, в которое ребенок вступает с целью скорейшего достижения некоторого практического результата (предметного или игрового). Согласно развиваемым представлениям, деловым мотивом общения является взрослый в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.

     Потребность детей в признании и поддержке  подчеркивается многими исследователями.

     При ближайшем рассмотрении оказывается, что потребность детей в признании  и поддержке — это их стремление к общению, потому что только в  результате этой деятельности они могут  получить от окружающих оценку своей  личности и реализовать стремление к общности с другими людьми.

     Это общение не составляет «служебную»  часть более широкой деятельности ребенка — познавательной или  продуктивной, а обособлено от остальных  видов взаимодействия и замыкается на себя. Характерной особенностью описываемого рода общения следует  признать его сосредоточенность  на личности людей — на личности самого ребенка, который ищет поддержки; на личности взрослого, который выступает  как носитель правил нравственного  поведения, и других людей, познание которых служит, в конечном счете, делу самопознания детей и познания ими социального мира. Поэтому  мы и назвали мотивы третьей группы личностными. В отличие от познавательных и деловых мотивов общения, которые играют служебную роль и опосредствуют более далекие, конечные мотивы, рождающиеся из потребностей во впечатлениях и в активной деятельности, личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение. В качестве этого последнего мотива перед ребенком предстает взрослый человек как особая личность, как член общества, представитель определенной его группы.

     Ведущие мотивы общения. Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Причем речь идет не об индивидуальных особенностях взаимоотношения разных мотивов [5], а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства или для многих детей соответствующего возраста. Выдвижение на передний план определенной группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребенка: характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности.

Информация о работе Мотивы общения младших школьников со сверстниками