Мотивы общения младших школьников со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

О мотивах общения говорили немало. Но до сих пор эта проблема остается не до конца изученной. Изучение потребностей и мотивов общения — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных.

Содержание

Введение.......………………………………………………………………………3

Глава 1 Проблема мотивов общения в психологической науке…………........5

1.1. Понятие «общение».........................................................................................5

1.2.Мотивы общения……………………………………………………………..13

1.3.Особенности общения в младшем школьном возрасте.................................21

Глава 2. Эмпирическое исследование мотивов общения в младшем школьном возрасте.......................................................................................................………..26

2.1.Организация метода исследования………….…………………………….....26

2.2.Анализ результата исследования…….……………………………………....29

2.3.Вывод…………………………………………………….………………….....35

2.4.Заключение………………………………………...…………………………..36

Список литературы………………………………………………………………..37
Приложение..............................................................................................................39

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 79.62 Кб (Скачать)

     - первый перелом внешне проявляется  в резком возрастании значимости  других детей в жизни ребенка.  Если к моменту своего возникновения  и в течении от одного – двух месяцев его пребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших детей эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других детей, взрослому или одиночной игре.

     - второй перелом внешне выражен  менее четко, однако он не  менее важен; он связан с  проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более  устойчивых и глубоких отношений  между детьми. [5,4]

     Младшие школьники тоже относительно редко  в качестве мотива общения называют желание помочь товарищу, в то время как у подростков это довольно распространенное основание общения. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 глава. Эмпирическое исследование  мотивов общения в младшем  школьном возрасте. 

     2.1. Организация и методы исследования 

     Мы  провели исследование в 3-м классе. Исследовательской базой являлся 3-3-й класс, в количестве 26 человек Гимназии № 1 г. Челябинска. Опытно – исследовательская работа включала в себя три этапа:

     1 этап

     На  первом этапе эксперимента мы определили межличностный статус каждого учащегося  и выявили структуру взаимоотношений  в классе. Для этого мы использовали социометрический метод.

     Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

     Одной из инноваций Морено является так называемая социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

     Модифицированный  вариант социометрии может применяться  и для исследования более крупных  групп, например, организаций или  групп населения.

     Социометрия является прикладным методом как  в психологии  так и в социологии.

     Чаще  всего считается, что социометрический выбор измеряет межличностные отношения  по параметру «симпатия-антипатия». «Симпатии, - пишет А. С. Морозов, - являются наиболее часто и наиболее тщательно исследованным видом внутригрупповых межличностных (внеролевых) взаимоотношений... стандартизированная процедура выявления этих отношений, - техника социометрического опроса». [20]

           Цели:

  1. социальный статус членов группы;
  2. степень сплочённости-разобщённости в группе;

          3) внутригрупповые подсистемы.

     Методика  осуществлялась в 3м классе, Гимназии № 1, г.Челябинска. Исследование проводилось следующим образом:

     Исследователь:

     - Ребята, сейчас я предложу каждому из вас заполнить карточку с вопросами.

     Исследователь показывает пример заполнения карточки на доске:

     - Сначала вы пишите свои фамилию и имя, затем дату заполнения карточки. сегодня 9 апреля 2009 года (9.04.2009). Далее напишите, в каком классе вы учитесь (3 «3»). После этого вы пишите фамилии тех учеников, кому  вы доверили бы свой секрет.

     Далее исследователь отвечает на возможные  вопросы учеников, а затем раздает  листки.

                Учащиеся должны были установить  последовательность своего                 выбора,  следуя  порядку  предпочтения.  На  ответ была отведена одна минута. Количество выбранных ответов было ограничено до 5.

     Через некоторое время уже заполненные  карточки были собраны и обработаны исследователем.

     Оборудование: ручки, карточки.

     Обработка результатов:

     Нами  была обработана каждая карточка и  заполнена матрица социометрического  исследования. ( См. приложение. Таблица 9) Далее, по результатам социометрической матрицы была построена социограмма (См. приложение. Таблица 10), фиксирующая и отражающая картину эмоциональных предпочтений, систему «симпатий» и «антипатий» между учениками 3 «3» класса Гимназии № 1 путем осуществления каждым учеником определенных «выборов» по заданному критерию.

     При составлении социограммы мы условно  разделили её на 4 сферы «выборов» («взаимовыборов»)

  1 - ученики, имеющие «5» и более выборов «социозвезды».

  2  - ученики, имеющие «3-4» взаимных выборов - «предпочитаемые».

  3 - ученики, имеющие «1-2» выбора - «принимаемые».

4 - ученики, число «взаимовыборов» которых равно «0» - «изолированные».

          2 этап

     На  втором этапе мы изучили мотивационную сферу учащихся с помощью метода «4 вопроса» Н.Я.Большуновой. Этот метод используется для исследования ценностных ориентаций личности. Мини опрос-анкета включает в себя следующие вопросы: «Что Вы больше всего цените в жизни?», «Что Вы больше всего ненавидите?», «Чего больше всего боитесь?», «Если бы были волшебником, что бы Вы сделали в первую очередь?». Особенность опроса состоит в том, что вопросы анкеты обращены к разным уровням психики и сознания. Первый вопрос явно апеллирует к сознанию и самосознанию человека, он требует достаточно хорошо отрефлексированных и вербально обозначенных ответов. Второй и третий вопросы обращены к области переживаний, чувств, эмоций. Четвертый вопрос может быть расценен как проективный. [3]

     Исследование  проводилось в 3 «3» классе, гимназии №1, г.Челябинска. Ход работы:

     Исследователь: Ребята, сейчас я задам вам несколько  вопросов. Мне очень интересно  знать, что вы думаете. У каждого  из вас на парте лежит чистый листок. Подпишите его, пожалуйста.

     Далее исследователь задаёт вопросы учащимся. На ответ отводится не более 1 минуты. В выборе ответа учащиеся не ограничены.

     Оборудование: ручки, карточки.

     Цель: изучение мотивационной сферы учащихся.

     Результаты  теста представлены в таблицах 1-8. (См. приложение.)

    3 этап

     На  третьем этапе мы сравнили особенности мотивационной сферы у младших школьников с различным социальным статусом. Для данного исследования были использованы данные социометии и теста «4 вопроса» участников трёх подгрупп данного класса. В результате мы выявили основные мотивы общения данных подгрупп. 
 
 
 

2.2 Анализ  результатов исследования

     1 этап

     По  данным исследования, проведенного 9 апреля 2009 года в Гимназии № 1 в 3 «3» классе на основе коммуникативного критерия (социометрический тест), отражающего реальные или воображаемые отношения в классе были созданы следующие выводы: в 3 «3» классе, состоящем из 26 учеников был выявлен 1 лидер: Чесанов Максим. Он, так называемый, «социозвезда», т. е. ученик класса, к которому все прислушиваются. Необходимо отметить, что в классе большее количество испытуемых (учеников) относятся к критерию «принимаемые» (16 человек), что все же говорит о низкой стадии развития сплоченности коллектива. Также существует определенное количество «предпочитаемых» (5 человек).

     Что же касается «изолированных» или  отвергаемых, то следует обратить внимание на учеников – Арина К., Данил  М., Полина Ш., и Архонт Ю. Эти ребята не имеют ни одного взаимовыбора.

     По  данным исследования, а именно графическому изображению системы выявления  эмоциональных «симпатий» и «антипатий»  класса  было выявлено 7 микрогрупп и 22 диады.

     Однако, следует учитывать следующие  факторы:

     -  диагноз класса, данный при методике, не может считаться полным, т. к. при помощи социометрии схватывается лишь одна сторона групповой действительности, т. е. выявляется только лишь непосредственный слой отношений при определенных условиях;

     - отсутствие ответа на вопрос  о мотивах выбора, значимого при  исследовании именно мотивационной  сферы учащихся класса.

  1. этап

Мы проанализировали ответы учащихся 3-3 класса и полученный результат графически представили  в таблице 5. Анализ результатов обнаружил сходство, однонаправленность ответов учащихся. Так, при ответе на первый вопрос большинство учащихся как наиболее ценное и любимое для них указали: семейное благополучие, здоровье свое и своих близких, спорт, дружба, животные, игры с друзьями, компьютерные игры, и т.д., почти все девочки к одному из своих любимых занятий отнесли просмотр телесериала «Ранетки», а многие мальчики – игру в «карточки». Наряду с указанными ценностями, довольно большой вес имеют ценности учёбы. Учащиеся данного класса имеют большую мотивацию к учебе, нацелены на успех и критически относятся к плохим оценкам. Об этом свидетельствуют ответы на первый и третий вопросы: 35% учщихся любят учиться и такое же количество боятся сделать ошибку или получить плохую оценку. Одним из самых распростронённых ответов на 2 вопрос является нежелание детей употреблять в пищу определённые продукты (кашу, лук, кисель и т.д), негативное отношение к суете, шуму, пренебрежение к отдельным личностям ( Грачёв А. и Мохерев Н.), а также ненавистное отношение у мальчиков к телесериалу «Ранетки». Многие испытуемые в своих ответах упомянули то, что связано с негативными нравственными качествами: ложь, злобность; боятся, в основном, одиночества, неудачь, потерь близких людей, травм, темноты и нечистой силы. Интересными являются ответы на последний вопрос. Наиболее распространенными ответами являются пожелания улучшить экологию, сделать всех людей здоровыми и счастливыми, а также дать людям много денег, навести порядок в стране. Некоторые девочки хотели бы защитить животных, а мальчики - видеть свою страну на первом месте в мире по спортивным достижениям.

     3 этап

     Далее, на основе данных социометрии и теста  «4 вопроса», мы проанализировали ответы участников семи микрогрупп данного класса с целью выявления мотивов их общения.

1 микрогруппа:  Максим, Вася, Илья, Паша, Денис, Андрей.

     Что объединяет этих учащихся? При анализе  ответов мы выявили, что эти ребята доверяют друг другу (об этом свидетельствуют  количество взаимовыборов при ответе на седьмой вопрос. См. Таблицу), дорожат  своей дружбой, семьей, имеют общие  интересы (игра «Карточки»), общие желания, такие как: счастье и мир во всём мире, денежное благополучие близких и друзей; трое участников не любят группу «Ранетки», четверо имеют общие страхи (смерть, травма).

     Итак, мы видим, что мотивы общения этой подгруппы базируются на общих стремлениях и интересах. Согласно классификации Лисиной, мы выделили личностный мотив, кок одни из ведущих в данной подгруппе.

  1. микрогруппа: Никита, Антон.

В результате обработки данных тестов мы отметили, что Никита и Антон имеют по одному взаимовыбору, они относятся  к 3 группе – «принимаемые». Но, несмотря на данные социоматрицы, ответы на тест «4 вопроса» показали, что эти ребята не очень хорошо принимаются классом. Многие относятся к ним враждебно. Например, при ответе на вопрос «Что ты больше всего не любишь?» многие учащиеся отвечали так: «беситься, Антон, Никита», «овощи, пыль, Антон Г.», «Кабзон, вредные девочки, болезни, Мохирев Никита и Грачев Антон», «Грачев, Мохирев, танцы, лук» и т.д. Сами ребята не желают общаться с классом. Отвечая на вопрос «Кому бы ты доверил свой секрет?» Антон говорит: «Никите и всё!» Также, мы выявили, что эти ребята довольно нелюдимые, предпочитают тишину, уединение: «Я люблю смотреть на звезды и мечтать» - пишет Антон.

Делая вывод, мы можем сказать, что мотивом  общения этих мальчиков служит общее  отвержение коллективом, общие привычки и потребности. Например, в уединении.

Согласно  классификации Н.П.Ерастова мы отнесли  этот мотив к взаимодействующему мотиву-потребности.

  1. микрогруппа: Полина З., Валя, Лиза К., Настя.

Критериев, объединяющий участников данной группы очень много. Почти все девочки  увлекаются спортом. Отвечая на вопрос « что ты больше всего любишь?»  они пишут: «кататься на роликах», «кататься на коньках, на лыжах», «кататься  на скейте». Также, согласно данным тестов, мы выявили высокую степень общительности  этих детей, разностороннюю развитость. Например, Настя любит путешествовать, Валя увлекается рисованием и Древним  Египтом. Лиза и Полина очень любят  животных. Троих объединяет неприязнь  к Антону и Никите. Анализируя ответы данной микрогруппы, мы пришли в выводу, что ведущим мотивом их общения является мотив-интерес.

Информация о работе Мотивы общения младших школьников со сверстниками