Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа
Цель исследования: исследование характера учащихся и их социального положения в классе и выявление связи между акцентуацией характера и социальным статусом в классе.
Задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) изучить социальный статус учащихся в классе;
3) изучить акцентуации характера учащихся;
4) выявить взаимосвязь между акцентуацией в характере и занимае
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Акцентуации характера……………………………………………………………………5
Понятие акцентуации характера…………………………………………………….5
Типы и виды акцентуаций характера…………………………………………….7
Глава II. Социальные феномены в группе…………………………………………………15
Межличностные отношения в группе………………………………………….15
Социометрическая структура группы…………………………………………..16
Глава III. Эмпирическое исследование………………………………………………………18
Организация и методы исследования…………………………………………18
Анализ полученных результатов исследования………………………….18
Выводы……………………………………………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………………………………………28
Список источников информации……………………………………………………………………..29
Приложения……………………………………………………………………………………………………..30
Глава
III. Эмпирическое исследование.
3.1. Организация и методы исследования.
Экспериментальной базой для исследования были учащиеся 8-го класса МОУ СОШУИП №73 г.Омска. В классе 22 учащихся- 11 девочек и 11 мальчиков.
Учащиеся отвечали на вопросы двух тестов, но сначала они заполнили анкету и указали общие данные о себе (ФИО, возраст, состав семьи). Так как у учащихся параллельно шло еще одно запланированное мероприятие, то учащиеся отвечали на вопросы группами – сначала девочки заполняли анкеты, а затем мальчики. В среднем учащиеся отвечали на вопросы в течение 25-30 минут.
Для проведения исследования были выбраны следующие методики:
Метод
статистической обработки: Метод корреляции
по Пирсону.
Сначала
учащимся было предложено ответить на
один вопрос социометрической методики
- «С кем из класса ты бы пошел(а) в разведку?».
Учащимся нужно было написать 3-х своих
одноклассников. Полученные нами данные
были занесены в таблицу(См. Приложение
4) и на их основании нами была сделана
социоматрица (См. Приложение 5) и социограмма.
Выбор учащегося
Взаимный выбор учащихся
- девочки
- мальчики
Рис.1.
Социограмма
Как можно видеть по социоматрице и социограмме, в классе нами были выделены следующие социальные статусы учащихся:
Рис.2.
Социометрическая структура
класса
Таким образом, из социограммы и представленной диаграммы мы можем видеть, что большая часть учащихся в классе занимают низкое положение в классе (т.е. являются низкостатусными).
Рис.3. Соотношение статусов у девочек и мальчиков.
Как
мы можем видеть из схемы (Рис.3), разброс
статусов среди девочек больше, среди
девочек меньше низкостатусных учащихся
и также есть учащиеся, занимающие самый
высокий статус в классе. Это говорит о
том, что девочки в классе более общительны
и вызывают довольно много симпатии. Среди
мальчиков же больше низкостатусных учащихся,
но при этом у них нет изолированных, что
также говорит о том, что мальчики общаются
между собой, хотя нельзя говорить о высоком
уровне удовлетворенности общения.
Рис.4. Взаимные выборы.
Так
как учащиеся могли выбрать только
троих своих одногруппников, то,
следовательно, максимальное количество
взаимных выборов у одного учащегося
равняется 3. Как видно из схемы
(Рис.4), у большинства учащихся есть 1 взаимный
выбор(50 %), у 31, 8% учащихся 2 взаимных выбора
и у оставшейся части учащихся (18, 2%) –
нет взаимных выборов. На основании этих
данных можно сделать вывод, что удовлетворенность
общения учащихся в классе относительно
низкая, так как нет ни одного учащихся,
у которых было бы три взаимных выбора,
есть учащиеся без взаимных выборов.
Вторая методика на выявление акцентуаций характера учащихся. В ходе исследования были получены следующие результаты.
Тип акцентуации характера | Частота встречаемости | Частота встречаемости |
Гипертимность | 15/22 | 68,18% |
Ригидность | 3/22 | 13,63% |
Эмотивность | 15/22 | 68,18% |
Педантичность | 1/22 | 4,54% |
Тревожность | 1/22 | 4,54% |
Циклотимность | 10/22 | 45,45% |
Демонстративность | 2/22 | 9,09% |
Возбудимость | 9/22 | 40,9% |
Дистимность | 3/22 | 13,63% |
Экзальтированность | 15/22 | 68,18% |
На
основе этих данных следует отметить,
что чаще всего встречаются такие акцентуации
характера, как экзальтированность, эмотивность,
гипертимность и циклотимность.
Рис. 5
Акцентуации характера
у девочек
Рис.6. Акцентуации характера у мальчиков.
Из
двух представленных схем (рис.5 и Рис.6)
видно, что есть половые различия в проявлениях
акцентуаций характера. Примерно в равной
степени и у девочек, и у мальчиков проявляются
такие типы акцентуаций характера, как
гипертимность, возбудимость, демонстративность
и экзальтированность. Но вместе с тем
есть и существенные различия – у девочек
чаще встречаются такие типы акцентуаций,
как эмотивность, тревожность, ригидность,
циклотимность, а у мальчиков – педантичность,
дистимность. Также следует отметить,
что среди мальчиков есть один учащийся,
у которого нет ярко выраженных акцентуаций
характера.
Также
были рассмотрены в сравнении
наиболее часто встречающиеся
- у высокостатусных:
- у среднестатусных:
- у низкостатусных:
Для того, чтобы проверить наличие связи между социальным статусом в классе и акцентуацией характера, был применен метод корреляции по Пирсону.
В качестве критериев были выбраны:
- социальный статус в классе
-
тип акцентуации характера (
Были получены следующие результаты:
Гипертимность - -0,057, циклотимность – 0,157, возбудимость - -0,601.
Если обратиться к таблице критических значений, то видно что только возбудимость является значимым значением, тогда как коэффиценты корреляции гипертимности и циклотимности являются незначимыми. Коэффицент корреляции возбудимости же указывает на обратно пропорциональную связь между социальным статусом в классе и акцентуацией в характере, то есть, чем выше социальный статус учащегося, тем меньше проявляется неуправляемый тип акцентуации характера.
Выводы
1. В ходе исследования была изучена социометрическая структура класса. В классе была обнаружена следующая иерархия социометрических статусов: звезды, высокостатусные учащиеся, среднестатусные учащиеся, низкостатусные учащиеся и изолированные. В целом по результатам социометрии можно сказать, что не все учащиеся довольны уровнем общения в классе. Кроме того, есть разница в распределении социометрических статусах между мальчиками и девочками – у девочек больше различных статусов и кроме того нет такого выраженного разделения между высокими и низкими статусами, тогда как у мальчиков есть несколько высоко и среднестатусных учащихся и очень большое количество учащихся с низким статусом.
2. У учащихся чаще всего встречается такие типы акцентуации характера, как гипертимность, эмотивность, экзальтированность, циклотимность, возбудимость и экзальтированность;
3. У мальчиков чаще встречаются такие типы акцентуаций характера, как гиертимность, эмотивность, возбудимость и экзальтированность, тогда как у девочек наиболее часть встречаемые типы акцентуаций – гипертимность, эмотивность, циклотимность, возбудимость и экзальтированность;
4. У учащихся, занимающих определенный тип статуса есть схожие акцентуации характера, таким образом можно выявить у них наиболее часть встречаемые акцентуации. Например, для высокостатусных характерны гипертимность, эмотивность, циклотимность, экзальтированность; для среднестатусных учащихся – гипертимность (встречается чаще всего), эмотивность, циклотимность, экзальтированность и возбудимость; для низкостатусных – гипертимность, эмотивность, циклотимность, возбудимость (чаще встречается) и экзальтированность (чаще встречается).
5.
При статистической обработке результатов
социометрического исследования и результатов
тестов на определение акцентуаций характера
было выявлено, что на данной выборке связь
между такими типами акцентуаций характера,
как гипертимность и циклотимность и социальным
статусом в классе является незначительной,
тогда как связь между неуправляемым типом
акцентуации характера и социометрическим
статусом в классе является обратно пропорциональной
и значительной. Такие результаты могут
быть связаны с теми, что в классе очень
много детей с гипертимной и циклотимной
акцентуациями характера независимо от
занимаемого сими социального статуса
в классе.
Заключение
В ходе данного исследования нам удалось выяснить основные особенности акцентуаций характера у подростков, а также выяснить, как они влияют на социальное положение в классе. Нами было выявлено, что на данной выборке у учащихся чаще встречаются такие типы акцентуаций характера, как гипертимность, эмотивность, экзальтированность, циклотимность и возбудимость. Но при обработке полученных результатов, нами было выяснено, что в действительность существует значимая связь между социальным статусом в классе и неуправляемым типом акцентуации.
Таким образом, на данной выборке учащихся гипотеза подтвердилась частично – была выявлена только обратно пропорциональная связь между неуправляемым типом акцентуации и социальным положением в классе; нам не удалось выявить значимой связи между гипертимным и циклоидным типами апкцентуаций с социальным положение в классе, что может быть связано с тем, что эти типы акцентуаций характера встречаются с практичекси одинаковой частотой у учащихся, занимающих как высокие, так и низкие социальные статусы в классе.
Список
источников информации
Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов