Мотивация учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование характера учащихся и их социального положения в классе и выявление связи между акцентуацией характера и социальным статусом в классе.
Задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) изучить социальный статус учащихся в классе;
3) изучить акцентуации характера учащихся;
4) выявить взаимосвязь между акцентуацией в характере и занимае

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Акцентуации характера……………………………………………………………………5
Понятие акцентуации характера…………………………………………………….5
Типы и виды акцентуаций характера…………………………………………….7
Глава II. Социальные феномены в группе…………………………………………………15
Межличностные отношения в группе………………………………………….15
Социометрическая структура группы…………………………………………..16
Глава III. Эмпирическое исследование………………………………………………………18
Организация и методы исследования…………………………………………18
Анализ полученных результатов исследования………………………….18
Выводы……………………………………………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………………………………………28
Список источников информации……………………………………………………………………..29
Приложения……………………………………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

 

       Глава III. Эмпирическое исследование. 

     3.1. Организация и  методы исследования.

     Экспериментальной базой для исследования были учащиеся 8-го класса МОУ СОШУИП №73 г.Омска. В классе 22 учащихся- 11 девочек и 11 мальчиков.

     Учащиеся  отвечали на вопросы двух тестов, но сначала они заполнили анкету и указали общие данные о себе (ФИО, возраст, состав семьи). Так как у учащихся параллельно шло еще одно запланированное мероприятие, то учащиеся отвечали на вопросы группами – сначала девочки заполняли анкеты, а затем мальчики. В среднем учащиеся отвечали на вопросы в течение 25-30 минут.

     Для проведения исследования были выбраны  следующие методики:

  1. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека);
  2. Социометрическая методика.

     Метод статистической обработки: Метод корреляции по Пирсону. 

    1. Анализ  полученных результатов.
 

     Сначала учащимся было предложено ответить на один вопрос социометрической методики - «С кем из класса ты бы пошел(а) в разведку?». Учащимся нужно было написать 3-х своих одноклассников. Полученные нами данные были занесены в таблицу(См. Приложение 4) и на их основании нами была сделана социоматрица (См. Приложение 5) и социограмма. 

      Выбор учащегося

      Взаимный выбор учащихся

     - девочки

        - мальчики 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1. Социограмма 

     Как можно видеть по социоматрице и социограмме, в классе нами были выделены следующие социальные статусы учащихся:

  1. Звезда – 2 учащихся
  2. Высокостатусные учащиеся – 2 учащихся
  3. Среднестатусные учащиеся – 6 учащихся
  4. Низкостатусные учащиеся  - 11 учащихся
  5. Изолированный – 1 учащийся.

    Рис.2. Социометрическая структура класса 

     Таким образом, из социограммы и представленной диаграммы мы можем видеть, что  большая часть учащихся в классе занимают низкое положение в классе (т.е. являются низкостатусными).

      

Рис.3. Соотношение статусов у девочек и  мальчиков.

     Как мы можем видеть из схемы (Рис.3), разброс статусов среди девочек больше, среди девочек меньше низкостатусных учащихся и также есть учащиеся, занимающие самый высокий статус в классе. Это говорит о том, что девочки в классе более общительны и вызывают довольно много симпатии. Среди мальчиков же больше низкостатусных учащихся, но при этом у них нет изолированных, что также говорит о том, что мальчики общаются между собой, хотя нельзя говорить о высоком уровне удовлетворенности общения. 

     

     Рис.4. Взаимные выборы.

     Так как учащиеся могли выбрать только троих своих одногруппников, то, следовательно, максимальное количество взаимных выборов у одного учащегося  равняется 3.  Как видно из схемы (Рис.4), у большинства учащихся есть 1 взаимный выбор(50 %), у 31, 8% учащихся 2 взаимных выбора и у оставшейся части учащихся (18, 2%) – нет взаимных выборов. На основании этих данных можно сделать вывод, что удовлетворенность общения учащихся в классе относительно низкая, так как нет ни одного учащихся, у которых было бы три взаимных выбора, есть учащиеся без взаимных выборов. 

     Вторая  методика на выявление акцентуаций  характера учащихся. В ходе исследования были получены следующие результаты.

Тип акцентуации  характера Частота встречаемости Частота встречаемости
Гипертимность 15/22 68,18%
Ригидность 3/22 13,63%
Эмотивность 15/22 68,18%
Педантичность 1/22 4,54%
Тревожность 1/22 4,54%
Циклотимность 10/22 45,45%
Демонстративность 2/22 9,09%
Возбудимость 9/22 40,9%
Дистимность 3/22 13,63%
Экзальтированность 15/22 68,18%
 

     На  основе этих данных  следует отметить, что чаще всего встречаются такие акцентуации характера, как экзальтированность, эмотивность,  гипертимность и циклотимность. 

     

Рис. 5 Акцентуации характера  у девочек 

Рис.6. Акцентуации характера  у мальчиков.

     Из  двух представленных схем (рис.5 и Рис.6)  видно, что есть половые различия в проявлениях акцентуаций характера. Примерно в равной степени и у девочек, и у мальчиков проявляются такие типы акцентуаций характера, как гипертимность, возбудимость, демонстративность  и экзальтированность. Но вместе с тем есть и существенные различия – у девочек чаще встречаются такие типы акцентуаций, как эмотивность, тревожность, ригидность, циклотимность, а у мальчиков – педантичность, дистимность. Также следует отметить, что среди мальчиков есть один учащийся, у которого нет ярко выраженных акцентуаций характера.  

     Также были рассмотрены в сравнении  наиболее часто встречающиеся акцентуации  характера у учащихся, занимающих тот или иной социальный статус в  классе. Таким образом было выявлены следующие типы акцентуаций характера учащихся:

- у высокостатусных:

  • Гипертимность – у 50 %
  • Эмотивность – у 75%
  • Циклотимность – у 75%
  • Экзальтированность – у 50%
 

- у среднестатусных:

  • Гипертимность – у 83,3%
  • Эмотивность – у 66,7%
  • Циклотимность – у 50%
  • Экзальтированность – 83,3%
  • Возбудимость – у 33,3 %

- у низкостатусных:

  • Гипертимность – у 54,5%
  • Эмотивность – у 72,7%
  • Циклотимность – у 36,3%
  • Возбудимость – у 54,5%
  • Экзальтированность – у 72,7%
 

   Для того, чтобы проверить наличие  связи между социальным статусом в классе и акцентуацией характера, был применен метод корреляции по Пирсону.

   В качестве критериев были выбраны:

   - социальный статус в классе

   - тип акцентуации характера (гипертимность,  циклоидность, возбудимость).

   Были  получены следующие результаты:

Гипертимность - -0,057, циклотимность – 0,157, возбудимость - -0,601.

   Если  обратиться к таблице  критических  значений, то видно что только возбудимость является значимым значением, тогда как коэффиценты корреляции гипертимности и циклотимности являются незначимыми. Коэффицент корреляции возбудимости же указывает на обратно пропорциональную связь между социальным статусом в классе и акцентуацией в характере, то есть, чем выше социальный статус учащегося, тем меньше проявляется неуправляемый тип акцентуации характера.

 

Выводы 

     1. В ходе исследования была изучена социометрическая структура класса. В классе была обнаружена следующая иерархия социометрических статусов: звезды, высокостатусные учащиеся, среднестатусные учащиеся, низкостатусные учащиеся и изолированные. В целом по результатам социометрии можно сказать, что не все учащиеся довольны уровнем общения в классе. Кроме того, есть разница в распределении социометрических статусах между мальчиками и девочками – у девочек больше различных статусов и кроме того нет такого выраженного разделения между высокими и низкими статусами, тогда как у мальчиков есть несколько высоко и среднестатусных учащихся и очень большое количество учащихся с низким статусом.

     2. У учащихся чаще всего встречается такие типы акцентуации характера, как гипертимность, эмотивность, экзальтированность, циклотимность, возбудимость и экзальтированность;

     3. У мальчиков чаще встречаются такие типы акцентуаций характера, как гиертимность, эмотивность, возбудимость и экзальтированность, тогда как у девочек наиболее часть встречаемые типы акцентуаций – гипертимность, эмотивность, циклотимность, возбудимость и экзальтированность;

     4. У учащихся, занимающих определенный тип статуса есть схожие акцентуации характера, таким образом можно выявить у них наиболее часть встречаемые акцентуации. Например, для высокостатусных характерны гипертимность, эмотивность, циклотимность, экзальтированность; для среднестатусных учащихся – гипертимность (встречается чаще всего), эмотивность, циклотимность, экзальтированность и возбудимость; для низкостатусных – гипертимность, эмотивность, циклотимность, возбудимость (чаще встречается) и экзальтированность (чаще встречается).

      5. При статистической обработке результатов социометрического исследования и результатов тестов на определение акцентуаций характера было выявлено, что на данной выборке связь между такими типами акцентуаций характера, как гипертимность и циклотимность и социальным статусом в классе является незначительной, тогда как связь между неуправляемым типом акцентуации характера и социометрическим статусом в классе является обратно пропорциональной и значительной. Такие результаты могут быть связаны с теми, что в классе очень много детей с гипертимной и циклотимной акцентуациями характера независимо от занимаемого сими социального статуса в классе. 
 

 

             Заключение 

     В ходе данного исследования нам удалось  выяснить основные особенности акцентуаций  характера у подростков, а также выяснить, как они влияют на социальное положение в классе. Нами было выявлено, что на данной выборке у учащихся чаще встречаются такие типы акцентуаций характера, как гипертимность, эмотивность, экзальтированность, циклотимность и возбудимость. Но при обработке полученных результатов, нами было выяснено, что в действительность существует значимая связь между социальным статусом в классе и неуправляемым типом акцентуации.

     Таким образом, на данной выборке учащихся гипотеза подтвердилась частично – была выявлена только обратно пропорциональная связь между неуправляемым типом акцентуации и социальным положением в классе; нам не удалось выявить значимой связи между гипертимным и циклоидным типами апкцентуаций с социальным положение в классе, что может быть связано с тем, что эти типы акцентуаций характера встречаются с практичекси одинаковой частотой у учащихся, занимающих как высокие, так и низкие социальные статусы в классе.

 

Список  источников информации 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева, - М.: Академия, 2002.
  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград: «Медицина», 1970 г.
  3. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997г.
  4. Юстицкий В. В. Применение математических методов в исследовании процесса обучения. // Соотношение структуры и основных типов акцентуаций личности в системах Личко и Леонгарда. - Вильнюс, 1977г.
  5. Fisher R.A., Frank Y. Statistical Tables for Biological, Agricultural and Medical Research, 6th ed., published by Longman Group, Ltd., London (previously published by Oliver and Boyd, Edinburgh), Table VII.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов