Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа
Цель исследования: исследование характера учащихся и их социального положения в классе и выявление связи между акцентуацией характера и социальным статусом в классе.
Задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) изучить социальный статус учащихся в классе;
3) изучить акцентуации характера учащихся;
4) выявить взаимосвязь между акцентуацией в характере и занимае
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Акцентуации характера……………………………………………………………………5
Понятие акцентуации характера…………………………………………………….5
Типы и виды акцентуаций характера…………………………………………….7
Глава II. Социальные феномены в группе…………………………………………………15
Межличностные отношения в группе………………………………………….15
Социометрическая структура группы…………………………………………..16
Глава III. Эмпирическое исследование………………………………………………………18
Организация и методы исследования…………………………………………18
Анализ полученных результатов исследования………………………….18
Выводы……………………………………………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………………………………………28
Список источников информации……………………………………………………………………..29
Приложения……………………………………………………………………………………………………..30
9. Демонстративный
тип. Этот тип акцентуации
10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они альтруистичны, имеют чувство со страдания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
11. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
12. Интровертированный
тип. Его, в отличие от
Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А. Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Он выделил некоторые другие типы акцентуаций и охарактеризовал их по-другому.
Классификация акцентуаций характера по А.Е.Личко:
1. Гипертимный
тип. Подростки этого типа
2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии.
3. Лабильный
тип. Этот тип характеризуется
крайней изменчивостью
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.
5. Сензитивный
тип. Ему свойственна
6.Психастенический
тип. Такие, подростки
7. Шизоидный
тип. Наиболее существенная
8. Эпилептоидный
тип. Эти подростки часто
9 Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе, У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.
10. Неустойчивый
тип. Его иногда неверно
11. Конформный тип. Подростки данного типа демонстрируют конъюнктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.
Достаточно часто встречаются смешанные акцентуации. Однако не все сочетания выше перечисленных типов возможны. Практически не сочетаются следующие типы:
Гипертимный – с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;
Циклоидный – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;
Лабильный – с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;
Сенситивный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;
Психастенический – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;
Шизоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;
Эпилептоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;
Истероидный – с циклоидным, сенситивным, психастеническим;
Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим.
Смешанные типы бывают:
1. Промежуточные.
Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.
2. Амальгамные.
Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.
По степени проявления выделяют скрытую и явную акцентуацию.
Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.
Скрытая акцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления.
Глава
II. Социальные феномены
в группе.
В
данной главе будут рассмотрены
такие понятия как малая
В психологии принято рассматривать класс как малую группу.
Малая социальная группа - это немногочисленная по составу группа, члены которой объедены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
2.1. Межличностные отношения в группе.
Особое внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения (в частности, лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные - как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.
В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения - это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые отношения между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Межличностные
отношения в группе определяют социометрическую
структуру группу.
В социальной психологии принято считать, что социометрическая
структура группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. Социометрическая структура определяется анализом социометрических характеристик группы: социометрического статуса ее членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе.
Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус. Социометрический статус может быть высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы к данному субъекту.
Совокупность всех статусов в группе задает статусную иерархию в группе:
Самые высокостатусные – «звезды» - члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.
Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющих большого числа отрицательных выборов.
На
более низкой ступени межгрупповых
отношений находятся
Далее
идут отверженные – члены группы,
которые имеют большое
На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои – члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.
Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов