Мотивация учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование характера учащихся и их социального положения в классе и выявление связи между акцентуацией характера и социальным статусом в классе.
Задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) изучить социальный статус учащихся в классе;
3) изучить акцентуации характера учащихся;
4) выявить взаимосвязь между акцентуацией в характере и занимае

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Акцентуации характера……………………………………………………………………5
Понятие акцентуации характера…………………………………………………….5
Типы и виды акцентуаций характера…………………………………………….7
Глава II. Социальные феномены в группе…………………………………………………15
Межличностные отношения в группе………………………………………….15
Социометрическая структура группы…………………………………………..16
Глава III. Эмпирическое исследование………………………………………………………18
Организация и методы исследования…………………………………………18
Анализ полученных результатов исследования………………………….18
Выводы……………………………………………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………………………………………28
Список источников информации……………………………………………………………………..29
Приложения……………………………………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

9. Демонстративный  тип. Этот тип акцентуации характеризуется  легкостью установления контактов,  стремлением к лидерству, жаждой  власти и похвалы. Они обладают  следующими чертами: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный  тип. Ему свойственны высокая  контактность, словоохотливость, влюбчивость.  Такие люди часто спорят, но  не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они альтруистичны, имеют чувство со страдания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный  тип. Такие люди отличаются  высокой контактностью, у них  масса друзей, знакомых, они словоохотливы  до болтливости, открыты для  любой информации, редко вступают  в конфликты с окружающими  и обычно играют в них пассивную роль. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный  тип. Его, в отличие от предыдущего,  характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от  реальности, склонность к философствованию. Обладают такими привлекательными  чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это — упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей.

      Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил  А. Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Он выделил некоторые другие типы акцентуаций и охарактеризовал их по-другому.

      Классификация акцентуаций характера по А.Е.Личко:

1. Гипертимный  тип. Подростки этого типа отличаются  подвижностью, общительностью, склонностью  к озорству.

2. Циклоидный  тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии.

3. Лабильный  тип. Этот тип характеризуется  крайней изменчивостью настроения, причем часто оно непредсказуемо.

4. Астеноневротический  тип. Этот тип характеризуется  повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.

5. Сензитивный  тип. Ему свойственна повышенная  чувствительность ко всему: к  тому, что радует, и к тому, что  огорчает или пугает.

6.Психастенический  тип. Такие, подростки характеризуются  ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.

7. Шизоидный  тип. Наиболее существенная черта  этого типа — замкнутость.  Во внешних проявлениях своих  чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный  тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в  раннем детстве. В условиях  жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9 Истероидный  тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе, У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.

10. Неустойчивый  тип. Его иногда неверно характеризуют  как тип слабовольного, плывущего  по течению человека. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный  тип. Подростки данного типа  демонстрируют конъюнктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

     Достаточно  часто встречаются смешанные  акцентуации. Однако не все сочетания  выше перечисленных типов возможны. Практически не сочетаются следующие типы:

Гипертимный – с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Циклоидный – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;

Лабильный – с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Сенситивный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Психастенический – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Шизоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;

Эпилептоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;

Истероидныйс циклоидным, сенситивным, психастеническим;

Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

     Смешанные типы бывают:

     1. Промежуточные.

     Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

     2. Амальгамные.

     Эти смешанные типы формируются в  течение жизни как следствие  напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного  воспитания или других длительно  действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.

По степени  проявления выделяют скрытую и явную  акцентуацию.

       Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

       Скрытая акцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления.

 

       Глава II. Социальные феномены в группе. 

     В данной главе будут рассмотрены  такие понятия как малая социальная группа, межличностные отношения в группе и социометрическая структура группы.

     В психологии принято рассматривать  класс как малую группу.

     Малая социальная группа - это немногочисленная по составу группа, члены которой  объедены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.

     2.1. Межличностные отношения  в группе.

     Особое  внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов  уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения (в частности, лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные - как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

       В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения - это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.

     Межличностные отношения – это субъективно  переживаемые отношения между людьми, проявляющиеся в характере  и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения в группе определяют социометрическую структуру группу. 

    1. Социометрическая  структура группы.
 

     В социальной психологии принято считать, что социометрическая

структура группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений.  Социометрическая структура определяется анализом социометрических характеристик группы: социометрического статуса ее членов,  взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе.

     Каждый  индивид в группе имеет свой социометрический статус. Социометрический статус может быть высоким или низким в зависимости  от того, какие чувства испытывают другие члены группы к данному субъекту.

     Совокупность  всех статусов в группе задает статусную  иерархию в группе:

     Самые высокостатусные – «звезды» - члены  группы,  имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.

     Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющих большого числа отрицательных выборов.

      На  более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изролированные – субъекты, у которых отсутствуют  любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе – одна из наиболее неблагоприятных, так как она свидетельствует о том,  что к данному индивиду  другие члены группы совершенно равнодушны.

Далее идут отверженные – члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений.

На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои – члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов